Экономика России в условиях мирового финансового кризиса
Экономика России в условиях мирового финансового кризиса
Скачать в архиве Экономика России в условиях мирового финансового кризиса
Сжатое изложение доклада на научной конференции "Россия в условиях глобального кризиса", состоявшейся 14 марта 2009 г. в Российской Государственной библиотеке.
В настоящее время Россия представляет редкий в истории пример общества, которое движется от цивилизации назад, к более примитивным формам социальной жизни.
Признаками этого является развал науки и образования, разрушение высокотехнологичных производств, превращение экономики в сырьевую, падение культуры, коррупция, расцвет демагогии и шарлатанства, катастрофическое обнищание и вымирание населения.
Однако накануне кризиса в средствах массовой информации России постоянно обсуждались успехи Правительства в развитии отечественной экономики. Действительно, рост российского валового внутреннего продукта (ВВП), то есть стоимости всех конечных товаров и услуг, произведённых в стране за год, накануне кризиса находился на уровне 6 - 8% в год.
В 2007 году ВВП России составлял более $2 трлн, что по различным данным соответствовало 7- 9 месту в мире. Казалось бы, любая страна может позавидовать таким экономическим показателям. Но за внешне радужной картиной российской экономики ещё до кризиса уже проглядывают катастрофические детали. Даже на основании анализа официальных данных правительственных организаций и выступлений чиновников вырисовывается ужасающая картина.
Промышленность страны разрушена. В 2007 году только восстановили ВВП, достигнутый в РСФСР 1989 г. Мы не превзошли показатели РСФСР даже в таких, казалось бы успешно развивающихся отраслях как добыча нефти и газа, строительство жилья и производство металла. На фоне мирового технологического прогресса в России наблюдается техническая деградация нефтедобывающей отрасли – производительность труда в отрасли в 4 раза ниже, чем в советское время и в 9 раз ниже, чем на Западе.
Основные ресурсодобывающие предприятия в долгах перед финансовыми институтами, в основном иностранными, объём которых сопоставим с объёмом их капитализации. Кому фактически принадлежат Газпром, имеющий при капитализации $87 млрд долг в размере $60 млрд, Лукойл – при капитализация $27 млрд – долг $26 млрд, Транснефть – при капитализации $310 млн долг $9 млрд? Надо было очень постараться, чтобы загнать сырьевые предприятия в такое состояние при существовавших накануне кризиса высоких мировых ценах на нефть и газ.
Ещё хуже состояние дел в энергетике:
40% оборудования гидроэлектростанций и 20% тепловых электростанций выработали 100% ресурс;
износ магистральных электрических сетей составляет 70%;
средний удельный расход топлива на выработку электроэнергии в России составляет примерно 335 г. условного топлива на кВтчас при аналогичном показателе в Европе 210-250 г.
В организации экономикой допущено ряд принципиальных, возможно преднамеренных ошибок. В результате Россия в настоящее время оказалась страной с экономикой, управляемой извне. Экономическим блоком правительства практически разрушены все отрасли отечественной промышленности, нерентабельные с точки зрения государства-коммерческой корпорации. Следствием этого стало разрушение системы продовольственной и промышленной безопасности страны, полная зависимость экономики России от внешних поставок и от конъюнктуры мирового рынка. Любой политический конфликт с Западом может привести к прекращению импорта в Россию высокотехнологичных комплектующих, что практически остановит деятельность остатков оборонной, авиационной, автомобильной, электронной и других отраслей промышленности.
Разрушение промышленности сопровождается дальнейшим обнищанием населения и ростом социального расслоения общества:
Средний ВВП на душу населения в России по мировому рейтингу падает.
Если в 2006 г. средний ВВП на душу населения соответствовал 59 месту в мировом рейтинге ($12178), то в 2007 и 2008 г.г. – уже 75 месту ($14600 и $15800 соответственно), сразу после Ботсваны.
Прожиточный минимум накануне кризиса был равен 4060 руб. (менее $130), причём ниже этого уровня проживало 21,6 млн человек (15,3% населения).
За последние 8 лет рубль подешевел почти 3,5 раза.
Децильный коэффициент (отношение совокупного дохода 10% богатейшего населения к совокупному доходу 10% беднейшего населения), который для социально стабильного общества не должен превышать 8, накануне кризиса был равен по разным оценкам от 15-16 до 36.
Россия является самодостаточной страной с высоким научно-техническим потенциалом и с колоссальными природными и людскими ресурсами. Однако даже золотой дождь, пролившийся на страну в связи с высокими ценами на нефть, не привёл ни к резкому росту благосостояния населения, ни к развитию наукоёмкой промышленности, науки, образования и здравоохранения, ни к восстановлению разрушенных после 1991 г. промышленности, инфраструктуры и оборонного потенциала.
Это связано в первую очередь с попыткой правящей элиты построить экономику государства по принципам гигантской экономической корпорации, ориентированной на удовлетворение её собственных интересов. В России строится общество потребления, в котором прибыль – единственный критерий успеха и основной параметр регулирования рыночной экономики. Хотя утверждение, что может быть построено бескризисное общества потребления, признающего в качестве основной характеристики прибыль, а в качестве основного регулятора рынок, является преднамеренным обманом.
Продолжающаяся криминализация экономики и коррупция во всех эшелонах власти резко увеличивает непроизводительные расходы экономики и делает невозможным её развитие. Объём теневой экономики составляет 30 – 40 % от ВВП. Оценки экспертов показывают, что только в деловой сфере объём коррупции вырос между 2001 и 2005 гг. примерно в десять раз – с $33 до $316 млрд. в год, что превосходит доход государственного бюджета России за 2005 г. – 3трлн. 326 млрд. руб. Средний годовой доход каждого чиновника от коррупции превышает $100 тысяч.
Это означает, что чиновники в среднем грабят каждого жителя России (включая детей, пенсионеров и президента страны) почти на полторы тысячи долларов в год. Хотя взятки платят в основном коммерческие структуры, в конечном счёте, они заложены в стоимость товаров и услуг и их оплачивает всё население страны.
Экономика страны, вопреки реальным возможностям, длительное время находилась в искусственно созданных условиях недостаточного финансирования. Величина кредитования отечественными банками в долях от ВВП примерно в 4 раза ниже, чем в развитых странах. Кредитование отечественной экономики накануне кризиса осуществлялось за счёт трёх основных источников:
Положительное сальдо торгового баланса от внешней торговли (примерно $155 млрд)
Иностранные кредиты – $545 млрд (октябрь 2008 г.), рост за год составил 120 млрд.
Рублёвые и валютные кредиты, предоставленные банковской системой России под высокие проценты – 18,3 трлн руб. (примерно $550 млрд). Рост за год – 4,7 трлн (примерно $145 млрд).
Два первых источника в условиях кризиса практически прекратили работать. Кредитование экономики со стороны российских банков также уменьшилось, несмотря на вливание правительством гигантских средств в банковский сектор экономики.
Политику экономического блока правительства России накануне кризиса хорошо иллюстрируют следующие цифры (в предположении, что среднее значение условий для внешних кредитов за 4 года составляет 8%).
За 3 года Россия получила от внешней торговли и за счёт внешних кредитов валюту в сумме примерно $1100 млрд.
Внешний долг государственного и частного сектора увеличился за три года с $227,9 до $527,1 млрд. Страна заплатила за представленные кредиты около $450 млрд, что превышает сальдо внешнеторгового баланса за указанный период (405 млрд). Расчёты за внешние кредиты осуществляются за счёт дальнейшего увеличения их суммы, т.е. страна находится в так называемом ростовщической яме.
Страна ежегодно платит Западу процентную ставку по кредитам, что при средней величине 8% составляет $40 млрд, и гасит часть внешнего долга, что при среднем сроке кредита в 4 года, что составляет более $130 млрд. Платежи по возврату кредитов ведутся за счёт привлечения новых кредитов.
Реальные платежи по внешним кредитам примерно на 25% выше, поскольку дополнительно существует внешний долг России (более $120 млрд.), связанный с привлечением крупным российским капиталом кредитов на оффшорные структуры под гарантии активов российских предприятий. За него тоже надо рассчитываться в основном поставками сырья.
Международные резервы увеличились на $349 млрд (причем 60 % резервов – это ценные бумаги иностранных эмитентов, стоимость которых определяется нестабильной конъюнктурой финансового рынка), но долг по внешним кредитам вырос до $527 млрд.
В сумме правительство изъяло из экономики, заморозив в низкодоходных Фондах и Резервах и использовав для участия в спекулятивных операциях на мировых финансовых рынках около $800 млрд;
В реальных секторах экономики использовано не более $350 млрд (30% от средств, поступивших от экспорта и внешних кредитов).
В результате экономика России оказалась полностью не готова к глобальному экономическому кризису, о приближении которого настойчиво предупреждали многие экономисты.
Что же стал делать экономический блок правительства при наступлении первых признаков реального кризиса? То же что и всегда – демонстрировать полное непонимание происходящих процессов, спасать экономические интересы правящей элиты, чиновников и финансовых спекулянтов за счёт населения страны. Под прикрытием кризиса были выделены десятки миллиардов долларов государственных средств банкам и крупным монополиям, которые немедленно стали переводить их за рубеж и повышать личные доходы. Например, официальная заплата банковских служащих за время кризиса выросла более чем в 1,5 раза.
Правительство пытается компенсировать падение экспортных доходов монополистов за счёт населения, уменьшая налоги на крупные монополии, раскручивая инфляцию, девальвируя рубль, поднимая реальные ставки по банковским кредитам до 15-30% . Напомним, что согласно Уголовному Уложению России 1903 года, ссуды с процентом более 12% годовых наказывалось исправительным домом, арестом или тюрьмою.
Однако попытка государства спасти финансовых спекулянтов заведомо бессмысленна – ёмкость мирового финансового рынка в десятки раз больше рынка реальных товаров и услуг, в сотни раз больше консолидированных золотовалютных резервов стран мира или объединённых возможностей ведущих международных финансовых институтов.
Сейчас стало модным говорить, что для России выходом из кризиса является переход на инновационную и инвестиционную экономику. Но рост инноваций в кризисный период основывается на успехах фундаментальной науки, достигнутых во время процветания экономики. У нас же 20-ти летний период разрушения экономики привёл к разрушению науки и образования, к эмиграции квалифицированных кадров, к почти полной неконкурентоспособности основной массы молодёжи в результате падения уровня образования. Кроме того, опыт показывает, что инвестиционная экономика часто является основой для финансовых пузырей и элементарного разворовывания средств. Особенно если правительство не понимает, что оно строит, как мы видим на примере Роснанотехнологий или Российской инвестиционной компании, в которые вложены миллиарды долларов.
Поэтому, при казалось бы блестящей исходной экономической ситуации – гигантские резервы валютных средств и высокие цены на сырьё – кризис затронул Россию сильнее, чем Западные страны, где он собственно и зародился. Уже к ноябрю 2008 года российский фондовый рынок потерял около 70% капитализации, продемонстрировав худшие результаты в мире, тогда как остальные страны потеряли около 30%. Но это только начало – кризис в России ещё только переходит с финансового рынка на рынок реальных товаров и услуг.
В средствах массовой информации сотни бойких молодых людей рассуждают о «понижательных и повышательных трендах» разноцветных фишек, давая бессмысленные советы по выходу из кризиса. Ясно только одно – система имеет принципиальные быстро нарастающие противоречия, и заклинаниями, что «всё образуется» или гигантский «дефицит ничего не значит», надвигающиеся проблемы не решить.
При анализе ситуации необходимо учитывать, что мировой экономикой управляет хорошо организованная наднациональная и надгосударственная скрытая социальная сеть – Мировая финансовая система. Она сконцентрировала огромные ресурсы в руках её организаторов, создала экономические политические отношения, ориентированные на обеспечение конкурентных преимуществ странам Запада, в первую очередь США. «Сверхгосударство» по определению американского конгрессмена Мак Фэддена, или «империя» по определению Дж. Сороса, управляет движением громадных сумм денег, «зарабатывая» на каждой финансовой операции. Реальная экономика (производство и сфера услуг) любой страны рассматриваются Системой только как питательная среда для собственного процветания. Система построена на основе эксплуатации национальных экономик всех стран мира и получения прибыли за счёт процентной экономики, пирамид, операций с виртуальным финансовым капиталом и безудержной эмиссией основной резервной валюты – доллара США. Надеяться вписать в эту систему Россию с равными правами с её организаторами наивно и бесперспективно – Россия к числу её организаторов не принадлежит.
Современные экономические механизмы управления мировым сообществом оказывают решающее влияние на базовые геополитические процессы. Например, они позволяют осуществить экономическую эксплуатацию страны без её оккупации. Гораздо выгоднее и дешевле установить финансовый контроль над её «элитой» и экономикой.
На определяющую геополитическую роль Системы указывали многие видные экономисты и политики. По словам 6-го генерального секретаря ООН Бутрос Бутрос-Гали «…в очень многих сферах политические лидеры уже не обладают суверенитетом в принятии решений. Но они полагают, что ещё могут сами решать центральные вопросы. Я утверждаю, что это лишь фантазия, только иллюзия».
Система породила новые глобальные «элиты», опирающуюся только на деньги, не имеющие привязки к интеллекту, морали, этике и не связанные с какой-либо определенной страной. Она разрушила все другие элиты и системы ценностей, основанные на реальном производстве, науке, культуре, расе, религии, этносе или происхождении, в результате чего последние перестали выполнять регулирующую роль в обществе.
Однако в работу Системы заложены принципиальные противоречия, которые непрерывно нарастают и не могут быть сняты в рамках существующей шкалы ценностей. С 70-х годов экономика США испытала 9 периодов рецессии и смогла отодвинуть начало глобального кризиса только за счёт:
введения мировой резервной валюты на базе не привязанного к реальным ценностям доллара;
раскручивания покупательной способности за счёт роста долгов и активной эмиссии доллара;
высасывания ресурсов национальных экономик других стран;
создания механизма перекачки капитала в виртуальные активы финансового рынка;
разрушения СССР и увеличения вывоза капиталов на новые рынки, которые он контролировал.
Невольными участниками и жертвами Системы стали экономики всех стран, включая Россию, страны Еврозоны и США. Причём США является основным инструментом, но не организатором мировой финансовой Системы. Экономика США является средой для её существования наряду с экономиками России Европы и других стран.
Большая доля собственности в мире, включая Россию и Западные страны, сейчас в конечном итоге принадлежит финансовому капиталу. Распространение новых финансовых технологий привело к тому, что большая часть личного имущества большинство граждан всего мира вне зависимости от их гражданства, национальности или вероисповедания принадлежит финансовым организациям: дома через механизм ипотеки (кредит под залог недвижимости), автомобили и другие товары – через систему кредитования.
Внешний долг России составляет почти $545 млрд, внутренний долг населения и коммерческих организаций банковской системе – $550 млрд. То есть, долг России кредитным организациям равен $1 трлн $100 млрд. При этом, хотя в долг брали корпорации или частные лица, возврат долга и процентов по нему будет осуществлять всё население страны. Каждый житель России уже должен в среднем мировой финансовой Системе примерно $8000.
Аналогичная картина и в США. Общий внешний и внутренний долг США финансовым институтам – $172 трлн, т.е. $572 тыс. на каждого жителя. Долг домовладений США – $14 трлн, т.е. долг каждого гражданина США превысил $46 тыс., что сопоставимо с размером ВВП на одного человека ($47 тыс.). Это значит, что дома и машины не принадлежат их владельцам. Накануне кризиса долг американских промышленных корпораций Системе превысил $10 трлн, долг мелких банков – $16 трлн. Реальными владельцами основной доли промышленности США также являются организаторы финансовой Системы.
Экономика ни одной страны в мире не может выдержать такую гигантскую ростовщическую нагрузку. Вернуть такие кредиты и проценты по ним из текущих доходов в принципе невозможно – их возвращают, влезая в новые долги. В аналогичной «долговой яме» находится большинство стран мира. Экономики этих стран, включая большую часть малых и крупных промышленных предприятий, небольших финансовых институтов и домашних хозяйства, также находятся под долговыми обязательствами, т.е. принадлежит кредиторам – финансовому капиталу, международной финансовой Системе.
В погоне за геополитическими и экономическими выгодами Система уже привела мир к тяжёлой социальной депрессии. В обществе назревает глобальный не только экономический, но и социальный кризис. Однако рекомендации по выходу из кризиса противоречат фундаментальным интересам организаторов мировой финансовой Системы. Усилия мирового сообщества брошены на ликвидацию последствий кризиса, а не на причину их возникновения – реорганизацию самой мировой финансовой Системы, поскольку это затронет интересы её организаторов.
Планируемая правительствами стран мира поддержка в несколько триллионов долларов только временно залатает возникшие дыры виртуального финансового рынка. Ограниченные ресурсы имеют и международные финансовые институты. В их распоряжении имеется менее $700 млрд. Общий фонд золотовалютных резервов центральных банков девяти наиболее развитых стран, Еврозоны и США, не превышает $7,5 трлн. Этого недостаточно, чтобы затормозить развитие кризиса даже согласованной экономической политикой крупнейших стран, но без коренного изменения мировой финансовой Системы, без отказа от процентных схем, от долларовой финансовой пирамиды, виртуального финансового рынка и от главного экономического критерия – прибыли.
Есть четыре варианта поведения Системы в существующей экономической ситуации:
Следовать существующей экономической политике, продолжать эмиссию доллара, увеличивать покупательский спрос, накачивать ликвидность.
Устроить гиперинфляцию доллара, которая обесценит гигантские долги США и переложит проблемы доллара на мировую экономику.
Разрушить финансовую пирамиду, прекратив эмиссию доллара. Но в этом случае обесценятся финансовые активы, основанные на главной мировой валюте – долларе и рухнет мировая финансовая система.
Создать чрезвычайную ситуацию, конфликт или локальную войну и под её прикрытием решить или отложить решение назревших проблем.
У России есть шанс использовать кризис для превращения страны в самостоятельный финансовый центр, минимизировав долларизацию экономики и инициировав новую систему мировых валютно-финансовых отношений. Для этого необходимо:
Ликвидировать влияние коррумпированной бюрократии, олигархов и монополистов на экономику.
Ввести в действие новый налоговый кодекс, соответствующий политике социально ориентированного государства.
Блокировать процентный механизм перекачки ресурсов за рубеж, выйти из долларовой пирамиды и долларового пузыря, ослабить зависимость отечественной банковской системы от финансовой системы США.
Избавиться от основной массы международных ценных бумаг виртуального рынка, ныне используемых как средство размещения государственных международных резервов.
Сделать основной формой поддержки отечественной промышленности в условиях кризиса госзаказ.
Прекратить практику финансовой поддержки государством финансовых спекулянтов и игроков на финансовом рынке.
результате этих действий мы не только ушли бы от потерь, обусловленных глобальным финансовым кризисом, но и выиграли бы от него стратегически.
Экономический блок правительства России, наконец, начал декларировать некоторые из перечисленных здесь мер. Однако, занятый новым переделом собственности и спасением конкретных бизнесменов, он сильно опоздал в выполнении принципиальных преобразований экономики и продолжает опаздывать из-за непонимания сущности кризиса, из опасения затронуть интересы Запада, собственной элиты и бюрократии.
Ю. А. Лисовский
кандидат физико-математических наук