Основные этапы текущего мирового кризиса и контуры новой реальности
Основные этапы текущего мирового кризиса и контуры новой реальности
Скачать в архиве Основные этапы текущего мирового кризиса
"Что такое история человечества, как не предлинное повествование о невоплотившихся замыслах и несбывшихся надеждах?" (Сэмюэл Джонсон)
"Те, кто считает политику событием, а не процессом,будут разочарованы" (The Financial Times)
"Отличительное свойство нынешнего века – патологическое легковерие" (Бенджамин Дизраэли)
Позволяет ли состоявшийся в Лондоне 1-2 апреля 2009 саммит G-20 заглянуть в будущее? На данный вопрос можно ответить утвердительно. Многие вопросы сняты. Более того, сегодня можно уверенно констатировать, что начался третий этап или фаза текущего мирового кризиса.
Этапы мирового кризиса
Текущий мировой кризис можно условно поделить на 3 этапа:
Первый этап: с 10 августа 2007 года по 15 сентября 2008 года. Время от начала мирового кризиса, первой совместной интервенции центральных банков ведущих стран мира, до банкротства Lehman Brothers. "С 15 сентября 2008 года начался отсчет новой эпохи, очертания которой еще не столь ясны. Впереди борьба за будущее, которое во многом будет зависеть от расклада мировых сил" (Компас ИТАР-ТАСС).
Второй этап: с 15 сентября 2008 года по 1-2 апреля 2009 года. Время переориентация американской финансовой элиты.
Третий этап: после 1-2 апреля 2009 года. Данный этап можно условно назвать временем самоопределения ведущих глобальных игроков. The Financial Times отметила: "Собрание 20 с лишним мировых лидеров оказалось значительным успехом. Конечно, премьер-министр Британии Гордон Браун не может претендовать на роль спасителя планеты. Однако будущие историки назовут этот саммит моментом, когда мир, погруженный в экономический и геополитический хаос, впервые посмотрел на себя в зеркало". И сданной позицией необходимо согласиться.
Представляется, что данная структура наиболее корректно отражает мировой кризис, по сравнению со всеми иными, по ряду причин. Отметим основные позиции. Периодизация текущего мирового кризиса, в отличие от хронологии, позволяет отделить основные события от событий искусственно позиционируемых в мировых СМИ в качестве важных и судьбоносных. Можно вспомнить, как преподносилось спасение Bear Stearns в первой половине 2008 года. Мнение управляющего Центробанком Израиля Стэнли Фишера тиражировалось тысячами СМИ: "У меня ощущение, что, когда будет написана история этого кризиса, спасение Bear Stearns назовут поворотным моментом. Оно было проведено очень хорошо и очень решительно" (Financial Times, 07.04.2008).
Признаем, что введением в качестве реперов дат принятия "плана Полсона" и "плана Обамы" не позволяет формализовать и объективизировать динамично изменяющийся процесс. Более того, введение в формат экспертного анализа исключительно "американской истории кризиса" радикально сужает поле анализа, что гарантированно приведет к искаженному восприятию текущего мирового кризиса.
15 сентября 2008 года – веха в новейшей глобальной истории
Широкий круг аналитиков считает, что 15 сентября 2008 года – это знаковое историческое событие. Приведем некоторые оценки. "Начавшийся с падения Берлинской стены и распада СССР период либеральной глобализации, получившей также название Вашингтонского консенсуса, закончился 15 сентября 2008 года. В этот день пал известный инвестиционный американский банк "Леман Бразерз". Под его обломками была похоронена финансовая мощь Соединенных Штатов – система инвестиционных банков, фактически представлявших собой мировой финансовый рынок" (Компас ИТАР-ТАСС).
В основном аналитики связывают 15 сентября 2008 года не столько с банкротством одного из крупнейших американских банков, сколько с перегруппировкой сил на Уолл-стрит. По мнению экспертов, "Большая пятерка" крупнейших американских инвестбанков проредилась: Bear Stearns был приобретен банковской компанией JPMorgan Chase еще в марте 2008 года, Lehman Brothers 15 сентября 2008 года объявил банкротство, о покупке Merrill Lynch заявил Bank of America. Финансовый кризис, который какими только эпитетами не называли, дошел до стадии, когда даже в развлекательных СМИ считают нужным порассуждать о наступающем коллапсе. Одни эксперты говорят, что очень высока вероятность мощнейшего за последние 70 лет мирового финансового кризиса. В противовес этому другое мнение: любой кризис это очищение от слабых и неэффективных игроков на рынке, и может быть то, что мы наблюдаем сейчас это шаг к выздоровлению раздутой финансовой системы" (ФИНАМ, 19.09.2008).
Конспирологи, исторически оперирующие понятием "500 богатейших семей мира", дежурно констатировали, что перегруппировка произошла именно в формате данных "семей".
Основные итоги саммита G-20 в Лондоне
В работе "G-20 в контексте новейшей глобальной истории: апрель-2009" отмечалось, что основным итогом саммита станет стимулирование мировой финансовой системы. Прогнозы сбылись. Британский премьер-министр Гордон Браун сообщил, что G-20 к концу 2010 году реализует крупнейший проект стимулирования финансовой системы размером $5 трлн. долл. $1 трлн. будет направлен на возобновление кредитования, рост экономики и создание рабочих мест. Браун акцентировал внимание на том, что "соглашение, которое мы достигли сегодня, предусматривает дополнительные ресурсы МВФ в размере $750 млрд., из них $250 млрд. - чтобы поддержать выпуск новых СДР" (02.04.2009). $250 млрд. будут направлены на поддержку торгово-финансовой сферы.
G-20 признала необходимость проанализировать возможность увеличения роли совета управляющих МВФ в принятии фондом стратегических решений. Всемирный банк на годовом собрании осенью 2009 года должен будет представить конкретные рекомендации по изменению долей и голосов акционеров, системы голосования и внутреннего управления. Реформа банка должна быть согласована к весенней сессии 2010 года. G-20 также намерена способствовать стандартизации и устойчивости рынков кредитных деривативов. В частности, по мнению "двадцатки", эффективному регулированию и надзору будет способствовать создание центра клиринговых расчетов.
Лондонская The Financial Times отметила: "По критерию "новизны" достижения саммита можно назвать скромными. Однако мерилом успеха является путь, пройденный лидерами в последние месяцы. Это довольно большое расстояние". Действительно, на саммите не обсуждалась инициатива Китая о новой мировой резервной валюте. Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин отметил: "США удалось "продавить" практически все решения, на которых они настаивали, и удалось нейтрализовать практически все инициативы, которые шли вразрез с этими решениями". И с данной оценкой необходимо согласиться.
Мухин подчеркнул: "США удалось предотвратить демонтаж существующей финансовой системы, более того, развить успех удалось, выбив, по сути, решение о направлении финансовой системы, якобы, для ее оздоровления, более $1 трлн. Это позволяет США теперь фактически бесконтрольно регулировать рынок по собственному усмотрению. Все разговоры, которые велись между лидерами "двадцатки, были лишены конкретики. Попытки реформировать систему Международный валютный фонд (МВФ) – Всемирный Банк тоже не увенчались успехом, было принято поверхностное решение о ремонте МВФ и наполнении его резервов, которые должны стимулировать все тот же спрос, на котором настаивали США".
Мухин особо отметил: "Совершенно очевидным в ходе саммита стало то, что Россия не рассматривается Штатами в качестве экономического партнера. Вашингтон относится к Москве как к вероятному военному партнеру, причем только в региональных проектах. В данном случае имелся в виду Афганистан. США даже в перспективе не собираются признавать в России партнера экономического. В свою очередь стало очевидным и то, что Вашингтон рассматривает именно Китай в качестве основной угрозы той финансовой системе, охранителем которой и являются Штаты. Именно после заявления Китая, который решил подержать некоторые инициативы России, позиция Москвы была подвергнута беспрецедентному давлению со стороны вашингтонской администрации, и Россия, как известно, сняла фактически все предложения, которые активно анонсировала и готовила до саммита".
Мухин считает, что "итогом саммита можно считать констатацию того факта, что США по-прежнему действуют в финансовой сфере самостоятельно и не учитывают интересы даже своих близких партнеров, например, Великобритании. Основная их стратегия – это скупка сырьевых активов по всему миру, спекулятивно увеличивая и уменьшая цену на нефть и понижая курс доллара. Аналогичными операциями, кстати, сейчас занимается и Китай, что вызывает раздражение у США". И с данной позицией необходимо согласиться.
С. Егишянц, оценивая итоги лондонского саммита, иронично заметил: "Это сборище договорилось встретиться ещё раз в конце сего года, дабы проверить, послушался ли мир их мудрых указаний". М.Хазин сделал вывод об итогах саммита по косвенным признакам: "Отметим еще поведение Саркози, который очень жестко перед началом саммита говорил о том, что если обсуждение интересных ему тем не состоится, то он из Лондона уедет. Этому тоже есть рациональное объяснение: Саркози давно подозревают в близости к парижской ветви семьи Ротшильдов, которые всегда принадлежали к мировой финансовой элите и лично в США не жили. А значит, в проблемах защиты американской экономики не завязаны. И они вполне могли использовать Саркози для того, чтобы "переломить" ситуацию в свою пользу. Судя по всему, это не вышло. Видимо, дело в американской экономике обстоит так плохо, что даже обсуждать гипотетические реформы мировых финансов нельзя. Но в целом, это создало достаточно смешную ситуацию: уже второй раз собирается самый авторитетный форум современного мира, чтобы обсудить кризис. И уже второй раз ничего, кроме пустых разговоров, выдать "на гора" не может".
Мировой кризис и "налоговые гавани"
Один из основных итогов саммита G-20 в Лондоне – это введение санкций против налоговых "тихих гаваней" и банковской тайны, как таковой. В ближайшей перспективе хедж-фонды или управляющие ими компании будут проходить регистрацию и будут обязаны раскрывать необходимую информацию надзорным или контролирующим органам, включая информацию о привлеченных заемных средствах. Совет финансовой стабильности разработает механизмы сотрудничества и обмена информацией между органами власти, которые будут контролировать хедж-фонды, чтобы сделать более эффективным надзор в случае, если фонд и управляющая им компания расположены в разных юрисдикциях. Эта работа должна быть завершена к концу 2009 года. Регуляторы должны потребовать от институтов, работающих с хедж-фондами, эффективного риск-менеджмента, который предполагает мониторинг уровня заемных средств хедж-фондов и установления лимитов на каждого контрагента.
В отношении стран, которые не следуют международным стандартам обмена налоговой информацией (tax heavens и non-cooperative jurisdictions), государства G-20 будут принимать "согласованные меры". Планируется выработать меры, направленные на увеличение требований по раскрытию информации о сделках с участием контрагентов из non-cooperative jurisdictions, взимание налогов с таких сделок и отказ от налоговых изъятий. Кроме того, международным и региональным институтам развития рекомендовано пересмотреть свою инвестиционную политику с учетом того, является ли та или иная страна не следующей стандартам обмена информацией.
Премьер-министр Великобритании Гордон Браун заявил, что мир является "свидетелем начала конца налогового рая". Браун подчеркнул: "Уходить от налогов, что ежегодно стоит глобальной экономике миллиарды долларов, отныне будет труднее". По данному поводу у аналитиков нет единого мнения. Так, С.Егишянц считает, что "капитаны мондиализма вовсе не сошли с ума, намереваясь резать своих священных коров, коими являются оффшорные зоны – они под "налоговыми убежищами" подразумевали лишь страны, не желающие соответствовать мэйнстриму "прозрачности и открытости", т.е. отказывающиеся поступиться национальным суверенитетом в пользу интересов глобальных корпораций: так что совсем не удивляет отсутствие в списке "врагов мирового сообщества" разнообразных Каймановых островов – зато супостатами объявлены Уругвай, Коста-Рика, Малайзия и Филиппины". Но есть и иные позиции.
Для того, чтобы сложилась целостная картина, приведем список из 38 стран, обвиняемых в укрывании капитала: Австрия, Бельгия, Бруней, Чили, Гватемала, Люксембург, Сингапур, Швейцария, Коста-Рика, Малайзия, Филиппины, Уругвай, а также Андорра, Ангилья, Антигуа и Барбуда, Багамы, Бахрейн, Белиз, Бермуды, Исландия, Доминиканская республика, Гибралтар, Гренада, Либерия, Лихтенштейн, Монако, Монсеррат, Науру, Панама, Китс и Нэвис, Самоа, Сан Марино, Вануату, Вирджинские острова, Каймановы острова, Маршаловы острова, Теркс и Кайкос, Нидерландские Антильские острова, Сент-Винсент и Гренадины.
Известный российский экономист, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин был удивлен согласием США ввести контроль за хедж-фондами: "Для меня было неожиданным принципиальное согласие США на введение глобального контроля за деятельностью хеджевых фондов. Это существенно ограничивает свободу движения глобальных спекулятивных капиталов и, соответственно, влиятельность США". Делягин подчеркнул, что "в любом случае не ясно, как будут реализовываться заявленные намерения создать глобальный финансовый контроль".
В марте 2009 года обязательства по выполнению норм прозрачности Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) взяли на себя Швейцария, Австрия, Лихтенштейн, Андорра. О готовности предпринять необходимые шаги заявило и княжество Монако. Отметим, что эти шаги являются следствием последовательного давления ряда стран на данные страны.
Германия в 2007-2009 годах вела активную борьбу с "налоговыми гаванями". В первую очередь, с Лихтенштейном и Швейцарией. Министр финансов Германии П.Штайнбрюк заявил в преддверие саммита, что "Швейцария вообще не предоставляет информации, с помощью которой можно было бы доказать нелегальный вывоз капитала. В борьбе с этим мы должны использовать не только пряник, но и кнут". М.Восканян напоминает о том, что принц Лихтенштейна Ханс-Адам II назвал, в этой связи, ФРГ "четвертым рейхом". Швейцарцы же были возмущены, что их ставят в один ряд с другими государствами-оффшорами. "Швейцария не является налоговым раем, – заявил представитель Ассоциации швейцарских банкиров Томас Зуттер. – У нас действуют соглашения об обмене информацией по налоговым правонарушениям с полусотней стран, включая страны Евросоюза. Швейцарию недопустимо сравнивать с Лихтенштейном или Каймановыми островами". Однако, тайну банковских вкладов в Швейцарии раскрывают только в случае совершений тяжких преступлений, а уклонение от налогов к ним не относится. А депутаты швейцарского парламента посоветовали Германии лучше снижать свои налоги, чтобы немцы не хранили свои средства за границей.
Технология "принуждение к сотрудничеству"
Как уже отмечалось выше, США удалось "продавить" все свои решения, а инициатива Китая - идея о новой мировой резервной валюте – это "пробный шар", и в то же время, активная переговорная позиция на тайных переговорах между Китаем и США. Отбросив все второстепенное, мы можем констатировать, что текущий мировой кризис развивается по эволюционному сценарию, написанному в США. Но мы также должны признать, что контуры будущего стали проясняться.
Для того, чтобы увидеть контуры будущего, необходимо ответить не только на вопрос "какую выгоду получат США от принятых решений?", но и "почему в довольно жесткой форме началась борьба с хедж-фондами?". При ответе на данные вопросы вырисовывается следующая картина.
Перегруппировка сил на Уолл-стрит после 15 августа 2008 года привела к тому, что сохранившиеся крупнейшие банки США вынуждены предпринимать экстраординарные меры для возобновления эффективной деятельности в прежнем объеме и избавления от "токсичных активов". Программа Гейтнера-Обамы, являющаяся естественным продолжением программы Полсона, предусматривает создание частно-государственного партнерства. Причем, крупнейшие банки США уже заявили о своей готовности принять участие в данном проекте. Но собственных ресурсов для этого явно недостаточно. Но их в избытке в различных хедж-фондах.
Таким образом, мы с вами наблюдаем два взаимосвязанных процесса под общим названием "принуждение к сотрудничеству". Один процесс – это принуждение ведущих стран мира к финансированию отжившей свой век МВФ. ЕС и Япония уже согласились выделить по 100 миллиардов долларов, а Китай – 40 миллиардов. Кто предоставит остальные средства, и будут ли они предоставлены МВФ, пока не известно. Но забота о беднейших странах мира – это эффективная форма "выколачивания" средств для МВФ.
Второй процесс – принуждение богатейших людей мира, которых один остроумный Web Doe назвал "свободные радикалы", к поддержке долларовой валютно-финансовой системы, в рамках участия в проектах под руководством ФРС и крупнейших банков Уолл-стрит. Действительно, к "свободным радикалам" можно отнести и нефтяных шейхов, и российских олигархов, и массу иных богатых людей мира, по некоему недоразумению желающих уклониться от спасения разваливающейся валютно-финансовой системы. И вот, кто-то на Уолл-стрит решил, что поголовье миллиардеров необходимо радикально сократить. Технология точечного давления на того или иного "радикала" – это форма "принуждения к сотрудничеству". Таким образом, мы с вами наблюдаем и скрытый процесс спасения долларовой валютно-финансовой системы.
Будем откровенны. Не хедж-фонды вызвали текущий мировой кризис. Необходимость введения тотального контроля над хедж-фондами и требование финансовой прозрачности от "налоговых гаваней" точно так связаны с мировым кризисом, как трагедия в Беслане с отменой выборов глав субъектов федерации в России. Если в годы Великой депрессии Джи.Пи.Морган и все богатейшие люди США скинули все ценные бумаги и укрылись в швейцарской "налоговой гавани", то в ходе текущего мирового кризиса все "убежища" будут последовательно "выжигаться". Это позволяет предположить, что действующая валютно-финансовая система действительно на грани катастрофы, так как "крупные хищники с Уолл-стрит выбрали тактику уничтожения себе подобных, для того чтобы выжить самим".
"Оффшоры занимаются экономической войной против Соединенных Штатов и честных, трудящихся в поте лица американских налогоплательщиков", – заявил сенатор-демократ Карл Левин. Управление финансовой службы Великобритании (FSA) проинформировало, что отныне намерено регулировать "засекреченные" прежде хедж-фонды и оффшорные налоговые убежища. Это позволяет предположить, что "принуждение к сотрудничеству" для "свободных радикалов" будет в чем-то напоминать "принуждение Грузии к миру", осуществленное Россией в августе 2008 года.
Вышеизложенное позволяет нам дополнить систему мониторинга за текущим мировым кризисом, включив в нее следующие индикативные операторы:
Уровень роста ресурсов МВФ (эффективность работы МВФ)
Зримые плоды давления на страны – "убежища капитала"
Число стран с технической рецессией и перспективой банкротства
Таким образом, мы можем заглянуть в ближайшее будущее, в рамках мониторинга текущего мирового кризиса.
После "зияющих высот" лондонского саммита
Прошедший саммит внес ясность в стратегию выхода из текущего мирового кризиса. Стратегия крайне проста: "печатный станок" ФРС, дешевые кредиты для банковской системы, плюс выкачивание финансовых средств из стран "накопивших жир", в то время, как другие активно проедали свои собственные ресурсы, причем, в долг. И как следствие – трансфер кризиса из США за ее пределы. Причем, "принуждение к сотрудничеству" так называемых "свободных радикалов" – это важный системообразующий элемент управляемого мирового кризиса.
Финансовый советник канцлера Германии Ангелы Меркель Кристоф Шмидт отметил: "Нельзя тушить пожар бензином, нынешний кризис возник из-за раздачи в США и Евросоюзе компаниям и потребителям дешевых кредитов. А сейчас эти кредиты вообще стали бесплатными". По мнению Шмидта, "в результате уже к 2015 году мы получим такой кризис, по сравнению с которым нынешний покажется умеренным" (The Financial Times). С данной позицией необходимо согласиться, так как решения лондонского саммита означают, что США будут выходить из кризиса за счет большинства стран мира, а прошедшие саммиты G-20 – это технология распределения ответственности за последствия текущего мирового кризиса на более широкий круг стран. Не более того.
О. Ю. Маслов