Финансовый кризис в РФ: причины и механизмы санации
Финансовый кризис в РФ: причины и механизмы санации
Скачать в архиве Финансовый кризис в РФ: причины и механизмы санации
«Невозможно решить проблему на том же уровне,
на котором она возникла.
Нужно стать выше этой проблемы ».
Альберт Эйнштейн
По оценкам Минэкономики, в декабре 2008 г. в России зафиксирован экономический спад. ВВП снизился на - 0,7% по сравнению с декабрем 2007 года. Впервые за 10 лет наблюдается серьезное падение промышленного производства, составившее в ноябре -8.7%, в декабре - 10.3 %. Главный бич любого кризиса - рост безработицы, всегда имеющий глубокие социальные последствия. Темпы экономического роста за 2008 г. составили около 6%, как в будет развиваться ситуация в 2009 г. ? Каковы основные причины и последствия кризиса ? Каковы рецепты «смягчения» кризисных явлений?
1. Основной риск для экономики РФ - снижение цен на нефть и сырье. Наиболее важный риск для нашей экономики ухудшение мировой сырьевой конъюнктуры, вызванное мировым кризисом. За период с июля по конец 2008 г. цена на нефть brent упала с уровня более 140 долл. до около 40 долл. за баррель. На конец января 2009 г. цена составляет около 44 долл. Снижение цен на нефть может существенно ухудшить платежный баланс страны и создать проблемы с погашением внешних корпоративных долгов.
Считалось, что от любого кризиса мы застрахованы именно благодаря нашим финансовым «запасам». В тоже время золотовалютные резервы РФ (ЗВР) за период с 1.08.08 по 23.01.09, т.е. примерно за 6 месяцев, уменьшились на 35.14 % или 209.4 млрд долл. (с 595.9 до 386,5 млрд долл.). Общий отток капитала за 2008 г. составил около 130 млрд.долл. Курс доллара с 1.08.2008 г. по 30.01.2009 г. вырос с 23.41 до 34.68, т.е. рубль девальвирован на 48.14 %.
Почему идет столь сильная атака на рубль ? Низкий уровень доверия к рублю вызван снижением притока валюты в страну и значительным, сравнимым с нашими резервами, уровнем внешнего корпоративного долга компаний и банков, составляющего по данным ЦБ РФ на 1.10.2008 г. около 388.9 млрд.долл. в иностранной валюте и эквивалент 108.7 млрд.долл. в рублях. В 4 квартале 2008 г. российским компаниям и банкам нужно было вернуть нерезидентам по ранее взятым кредитам около 47.5 млрд долл. (42.5 - долг, 5 - проценты), но в 2009 г. - уже 115.7 млрд долл. (100.1 -долг, 15.6 - проценты). Поэтому немудрено, что те деньги, которые осенью были выделены на поддержку банковской системы, в значительной степени оказались на валютном рынке и до экономики просто не дошли. Нетрудно оценить, что если меры государства будут недостаточны, наши резервы могут сократиться до менее безопасного уровня. Надежность нашей финансовой «копилки», как и некоторые другие наши «достижения» могут оказаться иллюзорными.
Предложение нефти на рынки необходимо сокращать. Страны ОПЕК и РФ должны искать пути стабилизации цен. Падение цен на сырье вместе с возможностью внутренней рецессии может резко снизить поступления в бюджет и лишить РФ той ресурсной базы, которую Правительство закладывало под Стратегию-2020. Не следует забывать, что нефтяная зависимость уже дважды приводила нас к краху - проблемы СССР и кризис 1998 г. в определенной степени были вызваны низкими ценами на нефть, которые опускались на уровень 12 долл./баррель.
2. Ужесточение денежной политики создало условия для образования «финансовой неустойчивости». Основная проблема, да собственно и причина кризиса - в дефиците рублей. Каким образом он образовался ? Известно, что на фоне мирового финансового кризиса Центробанки многих стран включили «печатные станки», чтобы спасать свои экономики. В это время наши денежные власти, приняв близко «переживания» МВФ о «перегретости» нашей экономики, стали действовать точно наоборот - начав «решительную» борьбу с инфляцией путем ужесточения денежно-кредитной политики. При этом практически двойная «репетиция» нынешнего кризиса - в августе 2007 г. и январе 2008 г., когда иностранные инвесторы выводили десятки миллиардов долларов «горячих денег», нас почему-то практически ничему не научила.
Одним из наиболее важных экономических параметров является объем и динамика денежной массы (M2), представляющий объем наличных денег в обращении (вне банков) и остатков средств в национальной валюте на счетах юридических лиц (кроме банков) и физических лиц. Объем денежной массы в значительной степени определяет спрос в экономике. Для того, чтобы экономика развивалась нормально, объем денежной массы должен увеличиваться адекватно экономическому росту. Нарушение стабильности предложения денег может вызвать неблагоприятные последствия для экономики и финансовой системы.
И действительно, результат ужесточения денежной политики оказался налицо. Рост денежной массы (агрегат М2) на 1.09.08 (т.е. непосредственно перед развитием кризисной ситуации) составил всего 9.5 %, при инфляции за это же период 9.7 %. Реальный объем денежной массы к началу сентября практически не увеличился. Первоначально Центральный Банк РФ планировал увеличение M2 в 2008 году на 30-35 %. Если оценить годовую планку роста M2 в 30%, рост М2 к 1.09.08 должен быть около 20% (30%*8/12). В 2000-2007 гг. сезонный рост агрегата М2 на 1.09 составлял в среднем около 19.7%. Минимальные значения - 13.4-13.9% были только в 2002 и 2004 гг. Сколько нужно было денег, чтобы выйти на это уровень? Примерно 10.5% (20%-9.5%) от значения М2 на начало года (13 272.1 млрд руб.), т.е. около 1 394 млрд руб.
Что дала борьба с инфляцией в этом году? В 2007 г. инфляция была 11.9%, а в 2008 г. еще выше - 13.3%. Зато ужесточение денежной политики создало предпосылки для падения спроса, «торможения» экономики и возникновения «неустойчивости» на финансовых рынках. Борьба с инфляцией на фоне роста тарифов монополий - ярко выраженный «сизифов труд», при том, что их увеличение создало дополнительные предпосылки для сокращения темпов экономического роста. Для снижения инфляции до уровня ниже 8% нужно грамотное госрегулирование и развитие конкуренции.
В значительной степени к ограничению роста денежной массы привела «экономия» бюджетных расходов. За период январь-сентябрь 2008 г. (на 1.10.08 - 75% бюджетного периода) профицит бюджета составил 2 521,4 млрд руб., план по доходам был исполнен на 79.8% - собрано 7 151,31 млрд руб., при этом израсходовано около 4 629,92 млрд руб, или 65.9% от плановой суммы - 7 021.9 млрд руб. Разница в 9.1% (75%-65.9%) от плановой цифры расходов составляла около 638 млрд руб. или примерно 4.8% от денежной массы M2 на начало года.
Прирост денежной массы за сентябрь-ноябрь под воздействием оттока капитала и «бегства» от рубля стал отрицательным - 1.1% на 1.10.08, -5.9 % на 1.11.08, -2.2 % на 1.12.08, а с начала года по 1.12.08 объем М2 снизился на -0.3 %. Если вспомнить 1998 г, то рост денежной массы накануне кризиса, на 1.07.98 был практически нулевым 0.1 %, к 1.09.98 был отрицательным -6.3 %. Ситуация стала улучшаться после того, как в течении октября- декабря денежная масса была увеличена на 21.3 % относительно начала года. За 1999 г. рост М2 составил уже 57.5 %.
Сейчас государству приходится формировать «пожарную» помощь из денег, «откачанных» из той же экономики. На получение денег из госфондов выстраивается очередь - и немалая. Будет ли их распределение рыночным ? Хватит ли их объема ? В тоже время достижение финансовой стабильности можно было бы обеспечить путем адекватного «возврата» денег за счет соответствующего исполнения бюджета. Денежные власти любой страны (Минфин, ЦБ, регуляторы рынков) всегда несут основную ответственность за поддержание адекватного денежного предложения, необходимого для обеспечения достаточного уровня ликвидности, экономического роста и финансовой стабильности. Тем не менее, у государства по-прежнему есть все возможности, чтобы стабилизировать ситуацию. Последствия кризиса станут минимальными, когда мы увидим адекватный рост денежной массы.
Накануне Великой Депрессии (перед «биржевым крахом» на американском фондовом рынке) денежная масса М2 в США за период с 1928 по 1929 гг почти не росла - увеличившись только на 0.38% с 46.42 до 46.6 млрд долл. при практически стабильных ценах. Во время кризиса с 1929 г. объем денежной массы постоянно снижался, достигнув на «дне» в 1933 г. минимального значения - 32.22 млрд долл. (т.е. упав с 1929 г. на 30%). «Выздоровление» началось в том числе после того, как Ф.Д.Рузвельт начал использовать политику «денежного насоса» в духе рекомендаций Дж.М.Кейнса. В 1937 г. М2 почти достигла докризисного уровня - 45.68 млрд долл, а в 1940 г., когда страна почти полностью «оправилась» - уже превысила его, увеличившись до 55.2 млрд долл.
А теперь обратимся к «денежной истории» РФ в течение «благоприятных» 2000-2008 гг., когда экономика росла в среднем на 7% в год. При этом средний рост (взвешенный по годам) денежной массы М2 за это время составлял около 44% в год, в том числе в предвыборные 2006-2007 гг. - 47%-48%. Средний темп роста госрасходов составил около 32%, в том числе в 2007 г. - 39% . Уровень монетизации экономики (степень насыщения деньгами - отношение М2 к ВВП) вырос с 14.2% до 40%. Нетрудно увидеть, что причиной роста экономики была не только благоприятная сырьевая конъюнктура, но и активная денежная политика.
Таблица 1. Основные параметры денежной политики и экономики РФ в 2000-08 г.г.
Дата |
Денежная масса, млрд.руб. |
Инфляция, % |
Прирост денежной массы, % |
Реальный ВВП в ценах 2000 г., млрд.руб. |
Темпы роста ВВП, % |
Монети-зация (М2/ВВП), % |
Государ-ственные расходы, млрд.руб. |
Темпы роста госрасходов, % |
01.01.2000 |
714.6 |
36.5 |
57.5 |
6 646.60 |
6.40 |
14.82 |
667.00 |
|
01.01.2001 |
1 154 |
20.2 |
61.5 |
7 311.10 |
10.00 |
15.80 |
1 029.20 |
54.30 |
01.01.2002 |
1 613 |
18.6 |
39.7 |
7 684.00 |
5.10 |
18.03 |
1 321.90 |
28.44 |
01.01.2003 |
2 135 |
15.1 |
32.4 |
8 045.20 |
4.70 |
19.73 |
2 054.19 |
55.40 |
01.01.2004 |
3 213 |
12.0 |
50.5 |
8 632.50 |
7.30 |
24.26 |
2 358.60 |
14.82 |
01.01.2005 |
4 363 |
11.7 |
35.8 |
9 254.00 |
7.20 |
25.59 |
2 698.90 |
14.43 |
01.01.2006 |
6 045 |
10.9 |
38.5 |
9 846.30 |
6.40 |
27.95 |
3 514.40 |
30.22 |
01.01.2007 |
8 996 |
9.0 |
48.8 |
10 574.90 |
7.40 |
33.47 |
4 285.00 |
21.93 |
01.01.2008 |
13 272 |
11.9 |
47.5 |
11 431.40 |
8.10 |
40.23 |
5 983.80 |
39.65 |
3. Начало кризиса: падение фондового рынка. Инвесторы, в отличие от избирателей, голосуют исключительно деньгами, которые почти всегда можно забрать обратно. В процессе предвыборной компании общество и власть самым активным образом обсуждали все наши «проблемы». План Путина по развитию РФ выступил как некий гражданский договор, «подписанный» на выборах. Нам обещали меры по развитию бизнеса, в т.ч. малого, улучшение инвестиционного климата, борьбу с коррупцией, сотрудничество со всеми передовыми силами общества, кадровую революцию и пр. Конечно, значительным фактором роста котировок акций был рост цен на нефть. Но наши, а также иностранные инвесторы также верили в «новое лицо» России, ожидая модернизации экономики и голосовали «за». В результате наш фондовый рынок продолжал расти, хотя в определенной мере он «перегрелся».
Но уже в конце весны - летом Россия стала «тормозить». Инвесторы ждали инновационных реформ, но на повестке дня появился его антипод - «план по борьбе с перегревом» нашей экономики. Вопрос по снижению НДС был оставлен на отдаленное будущее. Уже в июне стали видны первые признаки замедления роста денежной массы и экономики. Наиболее «осторожные» игроки стали уходить с рынка, чем вызвали первую волну снижения котировок акций. Безусловно, затем внес свою «лепту» начавшийся процесс снижения цен на нефть, затем рынок «отыграл» дело «Мечела».
Фактически финансовый кризис был инициирован массированным оттоком спекулятивного капитала иностранных инвесторов в августе 2008 г., выведшим из страны на фоне конфликта в Южной Осетии около 35 млр.долл., что нанесло самый существенный урон финансовым рынкам России. Особенность рынка ценных бумаг в том, что при резком снижении котировок начинаются массированные продажи, ограничивающие уровень потерь участников рынка (так называемые stop-loss), а также необходимые для пополнения обеспечения (margin call) по залогам под кредиты. Этот процесс вызывает «самообвал». Безусловно, на это «наложился» кризис мировой экономики и снижение цен на нефть, но фондовый рынок России по степени падения стоит в числе лидеров. 24.10.08 РТС пробил важнейший уровень 550, (который был в октябре 1997 г.,а также в 2004 г.), упав с максимальных значений в конце мая - 2450 - почти в 4.5 раза. Для сравнения: за тот же период индекс Dow в США упал только на 32%. Падение фондового рынка уже в середине сентября негативно отразилось на состоянии банковской системы и межбанковского рынка, что в дальнейшем привело к резкому падению доверия на финансовых рынках и развитию кризисных явлений во всей экономике РФ.
4. Стране необходима суверенная финансовая политика. Чтобы Россия смогла занять достойное место в мировой экономике, а не развивалась по сценарию «третьих» и тем более - «сырьевых» стран, страна должна создать суверенную и мощную финансовую систему, как в свое время это сделали все «успешные» страны: Англия, США, Германия, Япония, Китай. РФ необходимо научиться эмитировать рубли под свои собственные потребности, не ограниченные чьими-то, сколь угодно именитыми теориями или количеством долларов. Финансовая система страны должна опираться не на внешние валютных займы, постоянно создающих угрозу девальвации рубля, а на доминировании национальной валюты - рубля.
Наиболее важная проблема российской финансовой системы - ее небольшой масштаб. Отношение активы банковской системы к ВВП на 1.01.08 составляет около 61 %, а в развитых странах свыше 100 %. Банковская система является «зеркалом» состояния российской экономики, которая, не смотря на то, что она находится на 7 месте по объему ВВП в мире (за 2007 г.), пока еще не достаточно развита. Отражением этой неразвитости является в первую очередь личная бедность значительной части населения - около 30-40 %, поэтому по данным социальных опросов, около 50 % населения не имеет сбережений. Другая проблема - колоссальные региональные диспропорции развития, при которых около 60 % всех финансовых ресурсов концентрируется в г.Москве.
Безусловно, в Москве много денег и банков, возможно ее сектор «недвижимости» частично «перегрет». Но что касается экономики в целом, но это не так. Уровень монетизации экономики РФ невысок - около 40 %, у развитых стран 80-100 %, а у Китая и того больше. У нас есть регионы, где практически нет банков, денег, да и экономики как таковой. Необходимо развивать финансовую инфраструктуру страны, «закачивать» деньги в наиболее отсталые регионы, увеличивать предложение денег и госрасходы адекватно экономическому росту, кредитовать под активы, создавать эффективные механизмы рефинансирования банковской системы. Наша территория не сильно освоена - экономическая отсталость некоторых регионов РФ по сравнению с их потенциальными возможностями имеет огромную разницу.
Существенная причина отставания экономики и финансовых рынков - отсутствие рыночной капитализации значительной массы ресурсов страны, прежде всего земли, доставшееся нам в наследие от административной экономики. Собственность формирует активы, капитал, накопления, инвестиции и экономическое развитие. Особенно важно, чтобы собственность, особенно земельная стала более доступной для самых широких слоев населения. Нет собственности, не может быть инвестиций, кредитования, развития - экономика не может усвоить деньги. Наша структура собственности не соответствует развитым рыночным отношениям. В рыночный оборот не вовлечено ресурсов на многие триллионы долларов, стоимость которых будет только увеличиваться, при этом активы банковской системы составляют на 1.11.08 всего около 923 млрд.долл. (25.276 трл.руб.). Капитализация, а также эффективное использование этих ресурсов со временем позволит увеличить емкость финансовых, в т.ч. фондовых рынков, а также объем ВВП в разы.
Экономику «красят» не резервы, созданные за счет экономии на развитии, а реальные достижения страны. Например, Китай - придерживающийся такой стратегии имеет намного лучшие показатели, чем РФ - ЗВР больше почти в 4 раза, а ВВП - почти в 5 раз.
5. Кризис: рецепты лечения. Ситуация в нашей экономике во многом будет зависеть от оперативности и эффективности мер денежных властей по восстановлению финансовых рынков, а также от того, какие идеологические позиции окажутся сильнее - «либеральные» или кейнсианские. Сделать какие-либо определенные прогнозы очень сложно. В самом тяжелом случае мы можем пойти по дефляционному сценарию, которого у нас еще пока не было.
Сейчас многие компании, в том числе сырьевые, заявляют о сокращении своих инвестиционных программ. Падение доверия на рынке и негативные прогнозы на фоне большого внешнего долга компаний и банков приводят к оттоку рублевых ресурсов, переводу их в валюту, что неизбежно приводит к усугублению проблем банков, которые вынуждены сокращать объемы рублевого кредитования. В результате кризиса начнут сокращаться доходы компаний, сокращение их штатов, снижение зарплат. В дальнейшем это приведет к значительному сокращению спроса, а, следовательно, и экономического роста в будущем. Государству придется столкнуться с ростом безработицы, что потребует комплекса мер по нивелированию ее последствий. Неблагоприятная обстановка может вызвать рост неплатежей, объема просроченной задолженности по кредитам. Затем может начаться снижение цен на недвижимость, уменьшение стоимости банковских залогов. Такой «сценарий» в случае глубокого денежного дефицита может вызвать дефляцию. Впрочем, цены на товары и услуги, спрос на которые малоэластичен по цене (продукты питания, коммунальные услуги, тарифы монополий) могут продолжить свой рост. Дефицит рублей приводит к росту процентных ставок, что также негативно скажется на экономическом росте.
Любой кризис, помимо отрицательных моментов дает возможности для устранения ошибок и повышения эффективности экономики. Кризис 1998 г. имел очищающее значение, он вылечил неэффективную экономическую модель, создал за счет девальвации потенциал для развития экономики. Нынешний кризис даст урок неразумной политики компаний, набравших долларовых кредитов, возможно, он «сдует» «пузырь» на рынке московской и подмосковной недвижимости. Что касается девальвации, то ее влияние может быть неоднозначным. С одной стороны, она выгодна экспортерам и внутренним производителям, с другой - вызовет проблемы при обслуживании внешних займов, будет способствовать росту инфляции, сделает более дорогими импортные технологии и оборудование, уменьшит доходы населения. Она также будет способствовать возможности массированной скупки наших активов со стороны западных инвесторов, что вряд ли может соответствовать нашим национальным интересам. Многие утверждают, что девальвация существенно оживит наше производство, в некоторой степени - да, но в целом эта проблема лежит больше в сфере принципиального улучшения инвестиционного климата и осмысленной государственной политики.
Нынешний кризис должен показать все недостатки «сырьевой» модели экономики, делающий страну сырьевым придатком запада. Возможно, что наши элиты наконец осмыслят необходимость реальной, а не виртуальной модернизации экономической политики, начав уделять внимание региональному и инновационному развитию страны. В противном случае концентрация социальных рисков на фоне развивающегося кризиса может стать критической. Сейчас складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны кризис сыграл на руку консервативным силам, временно отодвинув актуальность дальнейших реформ, с другой стороны - само наличие кризиса требует инновационного развития как главного инструмента его преодоления.
От монополизации экономики и избыточного влияния государства нынешний кризис не излечит. Поглощение и укрупнение компаний еще более ослабит развитие конкуренции. Автоматическое увеличение доли государства в экономике на фоне механизмов перераспределения собственности может негативно отразиться на ее эффективности. Правда, возможный плюс - возвращение под контроль государства части важных активов, утерянных в результате «поспешной» приватизации. Хотя идея активного вмешательства государства и строительства «госкорпораций» для решения приоритетных задач развития страны абсолютно нормальна, приоритеты будущего состоят в строительстве мощной, конкурентной и социально ответственной частной экономики. Идя по пути избыточной национализации мы можем повторить ошибки СССР. Нужна «золотая середина». Не говоря о том, что если над госсектором РФ не установить жесточайший многосторонний контроль, он может «обрасти черными дырами».
Возможно, РФ придется вести переговоры о реструктуризации внешней задолженности для своих крупнейших госкорпораций. Рефинансирование кредитов можно искать в третьих странах. Следует принять нормативные ограничения, препятствующие росту внешней валютной задолженности резидентов РФ. Источники внешних займов следует постепенно заменить на внутренние за счет рационального роста денежной массы при увеличении степени монетизации экономики. В противном случае массированные внешние займы будут постоянно создавать девальвационный «навес», как это было накануне 1998 г, а также в последние несколько лет.
Важнейшая задача Правительства - заместить падение внешнего спроса в результате внешнего кризиса на рост спроса внутреннего. Тогда мы сможем не только не сокращать внутреннее производство и ту же сырьевую добычу, а наоборот, постоянно ее увеличивать. Денежным властям необходимо увеличивать денежное предложение и внутренний спрос за счет бюджетных расходов. Простой закачкой денег в банковскую систему эту проблему не решить. Проведение плановых расходов бюджета (хотя возможно и по сниженным ценам) при увеличении предоплаты по госзаказам способно самым существенным образом оздоровить ситуацию. В этом случае деньги попадут на счета предприятий, пополнят банковские балансы, уйдут на выплату зарплат. Однако чтобы эта мера была эффективной, государству необходимо ужесточить контроль за целевым использованием бюджетных средств и усилить валютный контроль, в противном случае эти деньги окажутся на валютном рынке и будут играть на понижение рубля.
Выступая на открытии экономического форума в Давосе, В.Путин подтвердил актуальность выбранной стратегии обновления страны. Россия имеет абсолютно не ограниченные возможности экономического роста за счет внутреннего спроса и развития внутреннего рынка. Но наша экономика давно требует серьезных структурных реформ. Лучшее лекарство от кризиса - развитие программ массового строительства жилья, дорожной сети, атомной энергетики, машиностроения, сельского хозяйства, развитие ВПК и науки. Эти отрасли способны стать локомотивами нашего развития. Здесь могут быть созданы новые рабочие места, которые будут компенсировать падение занятости. И если при этом наш бюджет станет из профицитного разумно дефицитным, ничего страшного не будет. Лучше умеренная инфляция и развитие, чем кризис.
В ответ на мировой кризис Китай с целью поддержки спроса предложил мощнейшую программу развития инфраструктуры в объеме около 586 млрд долл. до 2010 г. Отметим, что на стадии активного развития экономики Китай имел стабильно дефицитный бюджет, который составлял до 15% от доходной части в 1979 -1980 гг, до 7-10% в 1991-1997 гг. Известно, что новый Президент США Б.Обама собирается создавать в США новые рабочие места в том числе за счет программ развития и модернизации инфраструктуры и энергетики, повышения конкурентоспособности экономики.
Для выхода из кризиса нужны новые смелые идеи, проекты, новации, которые должны идти от руководства страны, которые наконец выведут страну из текущего «стопора». Сейчас тема кризиса практически вытеснила какие-либо обсуждения будущего нашей страны. Мировой кризис со временем пройдет, сырьевая конъюнктура улучшиться. Но отступать от реализации Стратегии 2020 никак нельзя, иначе наша экономика не станет инновационной. Чтобы поддержать экономику, целесообразно снизить налоговое бремя, в том НДС, затормозить, а еще лучше - заморозить рост цен на услуги монополий, добиться адекватного снижения цен на топливо и бензин.
Для обеспечения нормального развития страны, раскрытия ее огромного потенциала, надо сделать все возможное, чтобы Россия имела благоприятный инвестиционный климат. Его основные факторы - необременительные налоги, развитие инфраструктуры, финансовой системы, высокая степень экономической свободы и защиты прав собственности. Такие меры развернут потоки капитала обратно в РФ. Необходимы самые активные меры по борьбе с коррупцией, рейдерством, созданию цивилизованных рынков земли и недвижимости.
Как известно, «разруха начинается в головах», что часто тесно связано с пренебрежением нравственными и духовными принципами. Поэтому не менее важно активное развитие науки, образования, культуры. Нынешний кризис носит не только экономический, но и идеологический характер: перейдя к формальной рыночной экономике, мы так и не смогли привнести в нее новую, позитивную, общественную, социальную систему ценностей, собственно и делающую ее рациональной. Погоня за прибылью в угоду «золотому тельцу» никак не может быть ценностью, всякая экономика должна служить обществу. Если взять концепцию немецкой социально-ориентированной экономики, явившей миру послевоенное «экономическое» чудо, то там этому уделяется серьезное внимание. Нефть и газ - это замечательно, но неужели для нас это предел ? Какие интересы и ценности правят нашей экономикой ? Приняв сегодня за точку отсчета не местнические, а общенародные интересы, обращая внимание не только на развитие экономики, но и нравственность и духовность, Россия сможет обеспечить себе достойное будущее и занять достойное место в мире.
Александр Смирнов