Есть ли жизнь после кризиса?
Есть ли жизнь после кризиса?
Скачать в архиве Есть ли жизнь после кризиса?
По мере того как угроза коллапса американской финансовой системы сходит на нет, эксперты начинают подсчитывать, во сколько обошлось правительству ее спасение. И все соглашаются, что цена эта огромна. Еще в конце прошлого года было подсчитано, что объем “впрыснутых” в экономику США средств превысил $3,2 трлн (из которых $2,1 трлн обеспечила ФРС, $597 млрд – министерство финансов, $300 млрд. – федеральная администрация жилищного строительства и $149 млрд – федеральная корпорация по страхованию вкладов). В то же время лимиты помощи, установленные этими четырьмя ведомствами, достигают немыслимой суммы – $8,5 трлн, что позволило аналитикам заявить, что нынешний кризис обошелся Америке дороже, чем рузвельтовский “Новый курс”, План Маршалла, корейская, вьетнамская и иракская войны, а также все программы, когда-либо осуществленные NASA, вместе взятые
Пришла весна, принесшая на этот раз пробуждение не только природы, но и экономической жизни. С каждым днем появляются все новые основания полагать, что финансовый кризис не стал “концом капитализма”. “Великая депрессия” не повторилась, и завтра нам всем не грозит проснуться в мире, отказавшемся от доллара как мировой резервной валюты и управляемом Китаем.
Конечно, многие проблемы отнюдь не преодолены, но финансовые рынки начали оживать (с 6 марта до 10 апреля их рост в США составил 23,5–26,6%, в Европе – 21,7–24,8%, в Японии – 26,9%), на валютном рынке заметна стабилизация, банковский сектор вновь стал генерировать прибыль, а продажи товаров длительного пользования и строительство новых домов растут уже третий месяц подряд. Однако к надеждам на выздоровление глобальной экономики примешиваются вопросы о цене этого прорыва и о том, что будет дальше.
По мере того как угроза коллапса американской финансовой системы сходит на нет, эксперты начинают подсчитывать, во сколько обошлось правительству ее спасение. И все соглашаются, что цена эта огромна. Еще в конце прошлого года было подсчитано, что объем “впрыснутых” в экономику США средств превысил $3,2 трлн (из которых $2,1 трлн обеспечила ФРС, $597 млрд – министерство финансов, $300 млрд. – федеральная администрация жилищного строительства и $149 млрд – федеральная корпорация по страхованию вкладов).
В то же время лимиты помощи, установленные этими четырьмя ведомствами, достигают немыслимой суммы – $8,5 трлн, что позволило аналитикам заявить, что нынешний кризис обошелся Америке дороже, чем рузвельтовский “Новый курс”, План Маршалла, корейская, вьетнамская и иракская войны, а также все программы, когда-либо осуществленные NASA, вместе взятые.
Тремя важнейшими элементами этой помощи являются средства, направленные на выкуп у банков сомнительных активов (или кредитование под их залоги), государственные гарантии, выданные властями крупнейшим финансовым институтам, и прямые кредиты банкам и страховым компаниям под залог их акций.
Первое направление курируется министерством финансов, и невозврат средств (весьма вероятный) воплотится в рост государственного долга (пока еще не запредельного по международным меркам – около 70% ВВП). Гарантии могут и не потребоваться, если финансовые институты восстановят свою платежеспособность и доверие к ним вырастет. Поэтому важнейшим для экономики США вопросом сегодня остается один: удастся ли банкам и финансовым компаниям расплатиться по полученным ими самими ссудам (как в случае с Citigroup, AIG, Freddie Mac и Fannie Mae) и вернуть деньги, вложенные правительством в приобретавшиеся ими компании (как в случае с JPMorgan Chase, купившим находившийся в тот момент на грани банкротства Bear Stearns).
Именно способность компаний и банков вернуть государственные средства станет свидетельством того, что помощь сработала эффективно; в этом случае можно надеяться, что “токсичные” активы окажутся не такими уж никчемными, а по гарантиям в конечном счете так и не потребуется платить. Насколько вероятен этот сценарий?
Рассмотрим несколько самых известных примеров – AIG, Citigroup, Bank of America, JPMorgan Chase, Freddie Mac и Fannie Mae и, разумеется, General Motors. В эти компании правительство и ФРС вложили более $480 млрд “живых” денег и выдали им гарантий еще на $440 млрд, и поэтому выборку можно считать репрезентативной. Масштабы правительственной помощи, а также оценка компаний фондовым рынком и их недавние финансовые показатели представлены в следующей таблице.
Данные свидетельствуют о том, что американские банки в общем и целом находятся (как это ни парадоксально) в нормальном состоянии и помощь правительства вполне позволяет им сохранить платежеспособность (а состояние бизнеса – вернуть долги). Котировки акций упали за период кризиса “всего” в 1,4–6,9 раза, а убытки не превышают рыночной стоимости данных компаний.
По последним сообщениям, JPMorgan Chase готов уже в этом году рассчитаться с правительством; помощь Citigroup и Bank of America была предоставлена через фактический выкуп части их акций (соответственно 36 и 24,5%), и власти могут рассчитывать на то, что даже если эти финансовые институты не смогут вернуть полученные средства из прибыли (за 2006–2007 г. она составила у Citigroup $24,9 млрд., у Bank of America – $36,1 млрд.), то стоимость залога скорее всего позволит компенсировать понесенные затраты (по итогам торгов 9 апреля на NYSE цена пакетов, контролируемых правительством, составила в случае с Bank of America $14,8 млрд, Citigroup – $5,8 млрд). Учитывая, что только за последние пять недель котировки акций этих банков выросли в 3,2–4,0 раза, с высокой степенью вероятности можно предположить, что продолжение экономического подъема сделает возможным если не выкуп акций самими банкирами, то приобретение их крупными институциональными инвесторами – скорее всего европейскими.
Ситуация с Freddie Mac и Fannie Mae также не вызывает ощущения катастрофы: несмотря на убытки, обе компании владеют огромными активами, а доля невозвратов относительно низка – сейчас в США выставлен на продажу только каждый 466-й дом из купленных в кредит. Убытки этих агентств связаны в основном с вложениями в “структурированные” продукты банков, и, видимо, это научит их быть осторожнее. Так или иначе, превращение Freddie Mac и Fannie Mae из частных компаний в своего рода подразделения министерства финансов позволяет о них не беспокоиться.
И, наконец, имеются наиболее неэффективные компании – AIG, показавшая в прошлом году самый крупный убыток в корпоративной истории, и GM, убыточная пятый год подряд. Капитализации этих компаний упали за последний год в несколько десятков раз, и AIG даже была исключена из расчета индекса Dow Jones Industrial Average. Более того, прямая правительственная помощь AIG и GM уже превысила капитализацию этих компаний в благополучном 2007 году, и нет никаких надежд на то, что рост котировок акций способен вывести их на уровень, когда стоимость залогов (федеральному правительству сейчас принадлежит 79,9% акций AIG) окажется сопоставимой с объемом предоставленных финансовыми властями средств. Поэтому практически наверняка эти две компании либо будут распроданы по частям, либо сменят владельца – и скорее всего таковым окажется инвестор из-за пределов США.
Подводя итог, можно сказать: американское правительство, оказав помощь “системообразующим” банкам и компаниям, фактически купило опционы на их акции, так как лишь в отдельных случаях вероятно возмещение полученных средств из их операционной прибыли. Как следствие по мере приближения срока расплаты все более актуальным будет становиться поиск инвесторов, готовых приобрести заложенные пакеты акций – а это значит, что жизнь после кризиса станет временем массированной распродажи американских активов и конвертации сделанных в кризис долгов в права собственности.
Маловероятно, что в первых рядах претендентов на них окажутся другие американские компании. Поэтому через 3–5 лет доля зарубежных инвесторов в самых привлекательных до кризиса американских компаниях резко возрастет, а некоторые из них перейдут под их непосредственный контроль. А учитывая, что в США до сих пор с большим подозрением относятся к капиталовложениям из Китая или стран Персидского залива, наиболее желанными покупателями окажутся (как и в 90-е годы) европейцы, и без того владеющие американскими активами более чем на $2,2 трлн и обеспечивающие экономике США 9,4% ее рабочих мест. И именно этим – а не пресловутым “крахом доллара” – будет в XXI веке определяться закат американского могущества.
Владислав Иноземцев
16 апреля 2009 г.