Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Есть ли жизнь после кризиса? Сценарии событий

Есть ли жизнь после кризиса? Сценарии событий

Скачать в архиве zip Есть ли жизнь после кризиса

Китайский иероглиф, обозначающий кризис, состоит из двух частей. Одну из них можно перевести как "проблемы", другую - как "возможности". "Труд" попытался выяснить, чем для мира станет нынешний кризис. Будет ли он причиной отката мировой экономики на много лет назад или, напротив, даст ей импульс развития, станет ли он началом благоденствия для многих ранее небогатых стран или приведет к глобальному краху? Очевидно одно - мир уже не будет прежним. Каким станет мир после кризиса? Этим вопросом задаются сегодня самые именитые ученые и эксперты. Однако сформировать хоть сколько-нибудь четкую картину того, как преобразится мировая экономика, не может, пожалуй, никто. "Труд" попытался обозначить лишь несколько наиболее вероятных сценариев развития посткризисного мира. Оговоримся сразу, что претворение в жизнь каждого из сценариев не исключает возможности реализации других.

Сценарий N1

ЛЕВЫЙ ПОВОРОТ
Пожалуй, наиболее обсуждаемым из возможных сценариев того, как мир будет развиваться после кризиса, является так называемый левый поворот. Разочарование инвесторов в применявшейся в последние годы либеральной экономической модели может привести к усилению роли государства, которое в момент кризиса оказалось чуть ли не единственным надежным кредитором и источником ликвидности. Сегодня мы наблюдаем, как бизнесмены и банкиры становятся в очередь на получение правительственных траншей. Это происходит не только в нашей не очень рыночной стране, но и, например, в оплоте либерализма Великобритании. Впрочем, в обмен на свою помощь государство неотвратимо станет усиливать контроль, госрегулирование может начать распространяться даже на те области, в которых о нем давно забыли.
Однако усиление надзора властей не будет ограничиваться лишь финансовым и банковским секторами. Дело в том, что кризис неизбежно приведет к обеднению значительных масс населения по всему миру. Чтобы сохранить стабильность в такой ситуации, государства будут вынуждены проводить более масштабную социальную политику, но в то же время начнут вмешиваться во все сферы жизни общества.
Стоит также отметить, что, по мнению некоторых экспертов, нынешний кризис станет причиной возникновения некоей новой экономической теории. Очевидно, она будет вынуждена констатировать серьезное огосударствление экономик по всему миру.
Руслан Гринберг, директор института экономики РАН
Хваленый прагматизм США при регулировании финансовых рынков был отброшен. Была сделана ставка только на пряник, на безудержное обогащение. Это привело к краху. Думаю, что теперь мы являемся свидетелями конца безбрежного либерализма. Мода на него прошла. Теперь государство будет играть более значительную роль в регулировании. Более того, возникнет новая экономическая теория, согласно которой государство не будет лишь регулятором, но станет равноправным рыночным игроком. Возможно, это будет капитализм "с человеческим лицом".

Сценарий N2

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ
Агван Микаелян, генеральный директор ООО "ФинЭкспертиза"

После кризиса реальной экономике будет уделяться куда больше внимания, чем в последние несколько десятилетий, а фондовый рынок еще долго не будет иметь прежнего значения. В мировую экономику вернется старое доброе понятие операционной эффективности. За минувшие тридцать лет мир отучился бороться за реальную прибыль. На фондовом рынке стала использоваться схема, по которой ценные бумаги все больше отрывались от реального сектора. По такому принципу продолжалась работа по накату, даже когда условия уже кардинально изменились. Теперь пришло время синхронизировать фондовый рынок с реальной экономикой. Привычка жить в кредит сильно ужмется. России же с ее ресурсами вновь выпадает козырная карта.

Сценарий N3

СЫРЬЕВОЙ ПЕРЕДЕЛ
Этот сценарий имеет принципиальное значение для нашей страны, поскольку она в высшей степени зависит от конъ-юнктуры сырьевого рынка. Впрочем, наиболее вероятное развитие сырьевого сценария не сулит России в ближайшие годы ничего хорошего. Дело в том, что с замедлением мировой экономики неизбежно падает и потребность в углеводородах. Последствия такого падения спроса мы наблюдаем последние несколько месяцев, когда цена на нефть упала уже почти втрое.
Тем не менее эксперты Международного энергетического агентства весьма оптимистично заявляют о том, что после кризиса стоимость нефти вновь взлетит до 100 долларов за баррель, а к 2030 году может и вовсе достичь 200 долларов за "бочку". Они объясняют это тем, что эпоха дешевой нефти закончилась. У нефтяных компаний из-за кризиса попросту не будет денег на ввод в эксплуатацию новых месторождений и бурение новых скважин, а прокладка дорогостоящих трубопроводов вроде "Южного потока" становится и вовсе нерентабельной. Корпорации будут стараться максимально эксплуатировать старые месторождения, которые начнут быстро истощаться. Все это должно существенно сократить предложения сырья на рынке, а следовательно, и подтолкнуть вверх котировки.
Впрочем, до того как стоимость черного золота вернется к пиковым значениям, пройдет еще лет десять. Время же "нефтяного отлива" необходимо использовать для консолидации активов в сырьевом секторе. Это время безусловно станет концом для небольших частных нефтяных компаний, однако углеводородные корпорации после кризиса окажутся только сильнее, аккумулировав все имеющиеся добывающие и перерабатывающие мощности.
Что касается усиления роли альтернативных источников энергии, то, скорее всего, их развитие несколько замедлится.
Анатолий Дмитриевский, директор института проблем нефти и газа
В результате кризиса в мире может появиться если не новая сырьевая сверхдержава, то, по крайней мере, государство, которое будет в значительной степени контролировать добычу и торговлю полезными ископаемыми. Такой страной может стать Китай. Пекин уже заключил ряд соглашений о разработке месторождений в Иране. У китайских компаний прочные позиции в Средней Азии, в частности в Казахстане. В регион Латинской Америки китайцы пришли значительно раньше российских корпораций. Впрочем, нефть газ и уголь сохранят свою роль в качестве наиболее востребованных видов сырья. Однако произойдет переход к более рациональному использованию невозобновляемых источников энергии.

Сценарий N4

МИР АПОКАЛИПСИСА
Недоступность кредитных ресурсов будет провоцировать массовые банкротства, безработицу, бедность. Последняя таит в себе угрозу не только для широких масс граждан отдельных стран, но и для мира в целом. Нищета является лучшей почвой для терроризма. Однако существуют и еще большие угрозы. Так, из-за дестабилизация ситуации в Пакистане на наших глазах появится мир с десятками новых ядерных держав, а явление терроризма приобретет совершенно иной масштаб.
Неисключены и новые военные конфликты. Инициатором их могут стать США. Ведь лучшее средство отвлечь общество от внутренних проблем, приобрести новые ресурсы, а заодно и вдохнуть жизнь в промышленность - война.
В России же основной проблемой могут стать центробежные тенденции в регионах. В 90-х их едва удалось пресечь. Однако с утратой страной неф-тедолларов этот процесс возобновится с новой силой. Можно себе представить, какого масштаба бедствие постигнет Россию, если о независимости заговорят Татарстан, Башкирия и Северный Кавказ.
Никита Кричевский, доктор экономических наук

Можно ожидать корпоративных дефолтов. Начнут сыпаться крупные компании. Многие лишатся своих денег. Нефть не восстановится. Ни о каких 140 долларах и речи быть не может. Оставшись без главного источника дохода, мы быстро истратим все наши резервы, и начнется время социальной нестабильности. Для России это может означать усиление авторитаризма, подавление свободы слова, ограничение отношений с внешним миром, использование властями некоторых репрессивных мер. Социальные выступления будут гаситься отчасти такими косметическими методами, как смена глав регионов или арест наиболее одиозных коррупционеров, а отчасти - силовыми методами.

Сценарий N5

МНОГОПОЛЯРНЫЙ МИР
Очевидно, что в результате кризиса роль США как мирового финансового центра будет утеряна. Однако в отличие от экономических потрясений прежних лет итогом нынешнего коллапса не станет переход влияния к какому-то конкретному новому полюсу силы. Напротив, как отмечает большинство экспертов, основным следствием текущего кризиса станет приостановление глобализации и регионализация мировой экономики. Это не значит, что мир в одночасье затянется железными занавесами. Так же как и прежде, можно будет позвонить в другую страну, перевести деньги на другой континент. Но, например, использовать такие инструменты, как офшоры, станет гораздо труднее.
Основным фактором, позволявшим современному капитализму развиваться и двигаться вперед, был фактор доверия инвесторов друг другу. Изменение ситуации началось с ипотечного кризиса в США. Затем испуганные банки перестали кредитовать друг друга, последовали банкротства. Единственным надежным кредитором в этой ситуации оказалось лишь государство. Поэтому, когда налаженные десятилетиями международные связи стали ослабевать, экономическая жизнь начала сосредотачиваться вокруг национальных финансовых полюсов силы или, если угодно, кредита.
С замедлением глобальной экономики неизбежно встает вопрос об эффективности работы всемирных финансовых институтов. Как верно отметил российский министр финансов Алексей Кудрин, "нынешняя система институтов по регулированию финансовых рынков неадекватна, включая МВФ и другие институты. И они должны быть изменены как в своих функциях и требованиях к финансовому рынку, так и в представительстве разных стран в своем совете директоров". Действительно, сегодня представительство государств в МВФ совершенно не отражает реальную расстановку экономических сил в мире. Так, голос такой страны, как Китай, с легкостью перекрывается многочисленными голосами таких государств, как, например, Бельгия или Швейцария. Другим признаком неэффективности глобальных финансовых институтов является их неспособность ни предсказать, ни предотвратить мировой кризис. Отсутствие у МВФ и других организаций необходимых инструментов регулирования привело к тому, что кризис стремительно распространился по всей планете и по всем отраслям экономики. "Когда в США чихают, мы начинаем кашлять", - отметил Алексей Кудрин.
Неизбежным следствием регионализации станет и ослабление роли доллара как мировой валюты. Но это вовсе не означает, что после кризиса "зеленый" затеряется среди рупий, рублей, тонгов и лир. Напротив, он останется крупнейшей мировой резервной валютой, но теперь лишь одной из нескольких. В претендентах на роль новой мировой платежной единицы недостатка нет. Арабские страны уже давно ведут переговоры о создании "динара залива". Над Африкой также витает идея создания единой валюты "афро". Общие деньги могут появиться и в динамично развивающейся Латинской Америке. Практически неизбежно произойдет и усиление китайского юаня, а вот перспективы рубля в качестве мировой валюты в условиях нефтяного отлива остаются весьма сомнительными.
Михаил Делягин, директор института проблем глобализации
Произойдет переход от глобализации к регионализации. Мир разобьется на региональные группы, и более активное развитие начнется уже внутри них. Возникнет несколько валютных зон со своими расчетными или даже резервными валютами. Начнется противостояние между Китаем и США. Но это не значит, что в мире будет только два экономических полюса. Напротив, развитие получат сразу несколько финансовых центров. Крупнейшим из них может стать ЕС. Центрами второго уровня будут Япония, Саудовская Аравия, Бразилия и Иран. Россия же станет центром притяжения для стран постсоветского пространства за исключением Прибалтики.

Гельтищев Петр


Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Джек Траут

Если формулировки миссии компании напоминают кашу, значит, организация не знает, куда она идет.

 

Сделать стартовой