Кризис и технологии. Часть 1. Бегство
Кризис и технологии. Часть 1. Бегство
Кому в кризис жить хорошо?
ОТВЛЕКАЮЩИЙ МАНЕВР
С одной стороны, все эти факты можно рассматривать с чисто экономической точки зрения – так же как летом увеличивается спрос на мороженое, так и во время экономических трудностей люди потребляют товары и услуги, помогающие им психологически справиться с ситуацией. Соответственно, бизнес реагирует на эти потребности, стараясь на них заработать. С другой – чисто экономических явлений не бывает, они в любом случае связаны с социокультурными процессами. Уже сегодня можно предположить, что уход в виртуальную и игровую реальность в случае наступления всемирной «Великой депрессии-2», скорее всего, составит серьезнейшую конкуренцию «традиционным» вариантам эскапизма – будь то алкоголь, радикальная религиозность, попытки уйти в различного рода оккультно-мистические практики или экстремальные развлечения.
Многие отказываются считать виртуальные и игровые «модусы» существования современного человека эскапистскими – мол, сегодня тратит человек свое свободное время на это, а вчера вместо этого в домино играл с соседями. И чем модернизированный отдых хуже? Вроде бы ничем. Но здесь можно вспомнить известную концепцию подлинного и неподлинного бытия, сформулированную Эрихом Фроммом. Признаки подлинности – открытость миру, желание быть собой и не избегать сложностей жизни, не прятаться от ответственности. Последний пункт является ключевым. Анонимная развлекательная активность геймеров и интернет-пользователей – это чаще всего пресловутое «Чтобы у меня все было и мне ничего за это не было». В реальности ты вежливый клерк, которому со дня на день грозит сокращение зарплаты, а то и вовсе увольнение, зато вечером управляешь фантастическими мирами и участвуешь в судьбоносных битвах, и не стесняясь в выражениях объясняешь очередным «софорумчанам», кто здесь самый умный. А главное, там – никакого кризиса.
Здесь появляется второй аспект проблемы – а надо ли требовать от людей, чтобы пытались думать и действовать в ситуации, когда растерялись даже правительства ведущих стран и лучшие эксперты? Да и что именно они должны делать? Может быть надо, наоборот, радоваться, что существует теперь альтернативная реальность, где они могут укрыться – «Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой!». Строки Пьера Беранже вообще начинают казаться угрожающе пророческими, если вспомнить первую часть четверостишия – «Господа! Если к правде святой Мир дороги найти не умеет». В поединке «золотой сон» vs. «дорога к правде» победа последней в современном мире далеко не очевидна. Особенно с учетом того, что это всем выгодно – кто осудит уставшего от трудностей обычного человека и бросит в него камень, при том что обладающие куда большей властью и авторитетом – и те толком ничего не понимают. Ведь писал же создатель одного из самых выдающихся «ненастоящих» миров Дж.Р.Р. Толкиен: «Почему это вдруг достоин презрения человек, который, оказавшись в тюрьме, пытается из нее выбраться и пойти домой, а если ему это не удается, говорит и думает не о надзирателях и тюремных решетках, а о других вещах». Кстати, надзирателям как раз очень удобны заключенные, которые думают не о них и не о решетках, а утешаются в виртуальных мирах.
ПО ДОМАМ
Если осенью о кризисе говорили в основном в экономических терминах, то сейчас уже все чаще даже авторитетные экономические издания, кто вскользь, а кто и детально, начали писать о том, что еще совсем недавно волновало лишь конспирологически настроенных гуманитариев – о том, что кризис для многих (как для бизнеса вообще, так и для населения в целом) в первую очередь будет мировоззренческим, ломающим привычные взгляды на жизнь. Но подобное переосмысление крайне энергозатратно – в том смысле, что заставляет анализировать, думать, отказываться от привычных установок. Все это трудная работа. Вместо которой проще зарыть голову в песок. Атомизированным индивидам, занятым бытовым выживанием и щедро снабжаемым развлекательной жвачкой, не будет никакого дела до высоких материй и причин кризиса. Что позволяет избегать общественной дискуссии – тех самых размышлений «о решетках и тюремщиках», и делать вид, что трудности временные и носят непринципиальный характер. Властям любого из попавших в кризис государств постановка вопроса «ребром» со стороны граждан сегодня не выгодна и даже опасна. Потому что в воздухе резонно начинает витать вопрос «Кто виноват?». Но хуже всего даже не это – тут хоть какие-то ответы, может быть, и найдутся – а то, что на сопутствующий вопрос «Что делать?» ответов нет вообще.
И поэтому можно предположить, что доступность недорогих компьютерных и медийных развлечений становится в условиях кризиса инструментом для «отвода» пессимистических или протестных настроений в обществе. Все эти развлечения услужливо доставят прямо на дом – это американцам времен Великой депрессии надо было идти куда-то в кинотеатр, чтобы попасть в красивый мир кино. Нам уже достаточно не выходя из дома скачать новый фильм или любимый сериал из Сети, запустить любимого персонажа игры на очередной уровень или отправиться читать чужие заметки обо всем и ни о чем.
Которые, помимо прочего, серьезно изменят и без того пошатнувшуюся концепцию «прайваси» – личного пространства. Об этом – в окончании статьи.
(Окончание следует)
26.05.2009
Маринэ Восканян