Экономический кризис не завершился
Экономический кризис не завершился, считает большинство руководителей российских компаний, выяснили специалисты исследовательского центра Superjob.ru, по заказу «Ведомостей» опросив 24-30 июня менеджеров 1000 отечественных компаний.
Причем в том, что глобальный кризис не исчерпан, убеждены 55% респондентов, а в том, что экономический кризис в России продолжается, уверены 60%. При этом чуть более трети (39%) респондентов заявили, что сегодня непосредственно в их компаниях ощущается кризис.
«Нашей компании кризис не коснулся», — сообщил «Ведомостям» партнер Mint Capital Глеб Давидюк. По его мнению, в России в целом об окончании кризиса говорить еще рано: «Избыточная ликвидность банковской системы на сегодня не гарантирует роста потребительского спроса». На его взгляд, о завершении глобального кризиса также не приходится говорить: «Пока ведущие экономические державы не выработали общих правил игры на рынке, ничто не может гарантировать стабилизацию мировой экономической системы».
«Дно кризиса мы прошли в I квартале 2009 г., сейчас идет постепенное восстановление», — рассказал «Ведомостям» Игорь Караваев, заместитель гендиректора по стратегическому развитию «Сибур — русские шины». По его оценке, в мире основная фаза кризиса прошла: «В дальнейшем будет восстановление с периодами подъемов и провалов».
Причины кризиса в России напрямую связаны с ценами на энергоносители, поэтому, на его взгляд, выход из кризиса для нашей страны возможен только в случае их роста.
«В 2009 г. выручка нашей компании упала примерно на 30% по сравнению с годом предыдущим. Но в I квартале 2010 г. был зарегистрирован рост где-то на 10% (к I кварталу 2009 г.)», — констатирует Антон Надей, руководитель российского филиала международной интернет-рекрутинговой компании Monster Russia. На его взгляд, глобальный кризис завершится не ранее чем через пару лет. В России же фундаментальных перемен в экономике он не видит.
«Российский кризис сегодня в самом начале», — уверен Михаил Зельман, генеральный управляющий группы компаний «Фуд сервис капитал». По его мнению, это кризис непрофессионального управления, который удастся преодолеть не скоро: «Российскому бизнесу еще предстоит совершенствоваться, приобретая опыт методом проб и ошибок».
Гендиректор сети салонов «Моне» Александр Глушков предпочитает не обобщать ситуацию: каждая отдельно взятая индустрия переживала кризисные времена по-разному. К примеру, его компания в прошлом году недосчиталась около 18% выручки, а в этом планирует получить ее рост на 5-7% в премиальном сегменте и на 20-25% — в экономсегменте. «Если учесть, что годом ранее ритейл терпел убытки, а в нынешнем прогнозируется рост отрасли примерно на 10%, можно предположить, что кризис преодолен», — размышляет Глушков.
Михаил Малыхин