Две трети (68%) российских менеджеров пострадали от кризиса
Скачать в архиве Две трети
Абсолютное большинство (89%) крупнейших компаний мира испытали негативное влияние кризиса, в том числе и сокращение доходов бизнеса, а 75% — вынуждены были сокращать штат, утверждают специалисты хедхантингового портала BlueSteps.com, опросивших с 25 января по 26 февраля 196 менеджеров высшего звена крупнейших компаний мира, из которых 54% из Южной и Северной Америки, 31% из Европы и Африки, а 15% — Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока. 41% респондентов признались, что демотивированы, а 18% — что это стало прямым следствием рецессии.
По данным BlueSteps.com, 93% респондентов в этом году намерены активно искать возможности улучшения своей карьеры. Делла Джайлс, гендиректор BlueSteps, говоит, что последние 18 месяцев рецессии топ-менеджеры делали все возможное, чтобы оставаться на своих прежних местах. Теперь же, почувствовав экономическое потепление, многие будут смелее рассматривать и принимать предложения новых вакансий. Об этом недавно говорили и респонденты Международной ассоциации консультантов по подбору менеджеров высшего звена (AESC): 91% хедхантеров на всех континентах были уверены, что в 2010 г. принесет рост рынка подбора руководителей.
В России, судя по данным Professionali.ru, от кризиса пострадали 68% менеджеров среднего и высшего звена, причем 61% — недосчитались зарплат и бонусов, а 7% — потеряли работу (см. диаграмму). Специалисты портала опросили с 4 по 17 марта более 1000 менеджеров высшего звена (половина — из Москвы и Санкт-Петербурга, половина — из иных городов-миллионников). Основатель и руководитель Professionali.ru Никита Халявин отмечает, что менеджеры, судя по данным опроса, чувствовали на себе негативное влияние кризиса чаще, чем рядовые служащие.
По словам Антона Стороженко, партнера хедхантинговой компании Amrop Hever Russia, сегодня российские менеджеры чувствуют, что «самое психологически сложное время прошло». «Когда мы сегодня связываемся с потенциальными кандидатами, они более открыты к рассмотрению потенциальных возможностей, — констатирует Стороженко. — То есть, происходит “внутреннее раскрепощение” кандидатов после кризиса — кстати, одна из причин, это то, что они просто привыкли к кризису, и более не воспринимают его как что-то экстраординарное в своей жизни». Но, по его словам, это не означает, что руководители стали активно рассылать резюме или просить хедхантеров о встрече. «По крайней мере, такую активность мы у себя не регистрируем», — улыбается Стороженко.
«С нового года мы наблюдаем увеличение новых позиций, что не может не радовать», — отмечает Ольга Ворошилова, партнер хедхантинговой компании Cornerstone. На ее взгляд, уже сегодня можно говорить об оживлении на рынке кандидатов: «Если взять фармацевтику, которая лучше всего пережила трудные времена, то могу отметить следующее: кандидаты стали более активно рассматривать рынок, откликаться на предложения». По мнению Ворошиловой, связано это с тем, что в феврале большинство компаний выполнили все финансовые обязательства, выплатили бонусы и теперь менеджеры готовы к новым карьерным виткам. «Я бы сказала, что это сезонный тренд, наблюдавшийся в спокойные времена», — говорит она.
«Некоторые компании закрылись в самом начале кризиса, кто-то в середине, были и те, кто старались пережить и бороться до последнего времени, к сожалению, не всем это удалось,- делится своими наблюдениями Ворошилова. — Сейчас действительно приходят соискатели, которые видят, что работодатель не может и не сможет далее уже ничего предложить. Они заблаговременно пытаются найти новую работу».
Михаил Малыхин