Подходы к выходу
Подходы к выходу
Скачать в архиве Подходы к выходу
28 регионов, имеющих свои антикризисные программы, продвинулись в борьбе с кризисом гораздо дальше, нежели федеральный центр. Правда, многие из них в борьбе с кризисом повторяют ошибки федерального центра, но отвечать за них регионалам придется деньгами своего бюджета. Такие выводы содержатся в исследовании «Российские регионы в борьбе с кризисом», проведенном департаментом стратегического анализа ФБК.
Спад промышленного производства по итогам I квартала в регионах был крайне неравномерным, несмотря на выявленную «Росстатом» тенденцию замедления спада промпроизводства по стране в целом. (К слову, в апреле эта тенденция была нарушена -- производство в России по сравнению с мартом упало на 8,1%).
15 исследованных регионов и вовсе показали рост индекса промпроизводства. Более всего -- на 34 и 21% соответственно -- производство выросло в Ненецком АО и Сахалинской области. Неплохие результаты -- 16, 8% -- показала Калужская область, что объясняется расширением производства на заводе «Фольксваген» и смежных предприятиях.
«Рост производства в отдельных регионах объясняется еще докризисными инвестициями на отдельных предприятиях, тогда как падение промышленности имеет более фундаментальные причины -- сокращение спроса, недоступность кредитов, неопределенность экономических перспектив», -- поясняет директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
С другой стороны, более чем на 30% объем промышленного производства в I квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился в Чувашии, Самарской, Новгородской, Ульяновской, Нижегородской и Орловской областях. Худший результат -- минус 38,2% -- у Орловской области. В Москве промышленное производство в I квартале 2009 года снизилось на 23,6%.
Тяжело переживают кризис регионы с развитой обрабатывающей промышленностью -- в частности, Уральский федеральный округ. Наибольший спад здесь отмечен в Свердловской и Челябинской областях (на 26,3 и 27,9% соответственно), где около трех четвертей производства приходится на металлургию и машиностроение.
Несмотря на углубление экономического кризиса, реальные денежные доходы населения снижаются не во всех регионах. В 32 регионах по итогам первых трех месяцев 2009 года был зафиксирован рост доходов, в 50 -- снижение. Наиболее высокий прирост доходов -- 24,4% -- у Адыгеи и Бурятии -- 16,4%. В Бурятии на 45% увеличились заработки в сельском хозяйстве и на 36% -- в сфере образования. В семи регионах падение реальных денежных доходов превысило 20%. В числе самых неблагополучных в этом отношении оказался Санкт-Петербург, где снижение реальных денежных доходов составило 21%. Лидер по росту промышленного производства -- Ненецкий АО -- по росту доходов населения оказался в самом конце списка.
По состоянию на конец апреля, то есть за полгода интенсивного погружения страны в кризис, антикризисные программы были приняты лишь в 28 регионах -- трети от их общего числа. Правда, как признают авторы исследования, в условиях фактического отсутствия жесткого программного документа федерального уровня 28 региональных программ -- вполне достойный ответ регионов. Как известно, попытки превратить антикризисный план правительства в системный документ успехом не увенчались -- в итоге после дискуссий и обсуждения в Госдуме было решено сделать этот план "подвижным" и не придавать ему силу закона.
В 55 регионах как таковых антикризисных программ нет, реализуются лишь отдельные антикризисные мероприятия. Зато регионов, где вообще нет информации о какой-либо антикризисной активности, исследователи не обнаружили.
Спасают свои регионы губернаторы по-разному, но все как один пытаются сохранить нынешние рабочие места и создать новые. Меры по соцзащите и поддержке рынка труда реализуются в 66 регионах. 62 региона объявили о поддержке малого бизнеса. В 43 регионах власти пошли на субсидирование процентной ставки по займам и организацию микрокредитов для предприятий малого бизнеса. Правда, налоги для малого бизнеса снизил лишь 21 регион.
Не совсем адекватным ситуации представляется исследователям тот факт, что мероприятия по сокращению текущих расходов бюджета предусмотрены в 44 регионах, а по укреплению доходной базы -- лишь в 25 субъектах федерации. 21 регион предпринимает активные попытки по восстановлению кредитования. 29 регионов реализуют мероприятия по поддержке инфраструктурных проектов.
В то же время многие региональные планы антикризисных действий повторяют ошибки федеральных мер противодействия кризису. В первую очередь это недостаточное стимулирование спроса и недостаточное укрепление доходной части бюджетов. Большой ошибкой авторы исследования считают принятие региональных перечней системообразующих предприятий -- это демотивирует бизнес и является антистимулом к борьбе с кризисом. «У предприятия появляются вопросы: зачем брать кредит, если государство даст денег, зачем платить налоги, если можно надеяться на реструктуризацию», -- отмечает Игорь Николаев. Тем не менее у регионов есть поручения премьер-министра Владимира Путина формировать такие списки.
Среди антикризисных мер есть и довольно любопытные, например протекционистские кампании «Покупай пермское» или «Покупай кузбасское». Органам госуправления сокращают расходы на канцтовары и загранкомандировки.
Самой популярной заявленной целью антикризисных программ является «минимизация возможных последствий мирового финансового кризиса». Так сформулировали цели Московская, Омская, Владимирская области, Пермский край. Эта формулировка, как полагают исследователи, неудачна и некорректна: на региональном уровне уже сполна чувствуются не «последствия», а полномасштабный кризис.
Не удалось некоторым регионам избежать и такой традиционной ошибки, как путаница целей и задач. Наиболее показателен пример Псковской области, где главная цель программы звучит как «выполнение всех социальных обязательств бюджета». Это не цель, а задача, и, решая ее, можно добиться лишь смягчения социальных последствий кризиса, но не перелома в негативной динамике экономического развития.
Тем не менее программы ряда регионов отличаются удачной формулировкой целей: «преодоление кризисных тенденций в экономическом и финансовом секторах» (Свердловская область), «обеспечение устойчивого социально-экономического развития» (Ростовская область), «оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики» (Камчатский край).
Наиболее удачные, с точки зрения исследователей, формулировки предлагают Кемеровская область: «преодоление последствий мирового финансового кризиса и повышение конкурентоспособности региональной экономики», Карелия: «не просто пережить кризис, а повысить конкурентоспособность продукции за счет улучшения качества и снижения себестоимости».
Среди наиболее проработанных региональных антикризисных программ исследователи отмечают документы, принятые в Петербурге, Омской, Нижегородской, Московской и Калининградской областях, а также в Красноярском крае.
По словам экспертов, одной из главных проблем, с которыми регионы при своей социально ориентированной антикризисной риторике столкнутся уже в ближайшее время, станет исполнение бюджета. «Если на федеральном уровне увеличение социальных выплат произойдет за счет средств Резервного фонда, то у субъектов федерации таких региональных фондов нет», -- считает заместитель председателя Внешэкономбанка Сергей Васильев. Таким образом, по его словам, многим регионам придется замораживать значительную часть инвестиционных проектов, чтобы выполнять социальные обязательства.
С другой стороны, отметил эксперт, регионы могут привлечь внешние заимствования под инфраструктурные проекты (в частности, в ВЭБ поступило несколько заявок на проекты по сбору и утилизации мусора, водоснабжению). «Относительно такого рода проектов есть большая заинтересованность инвесторов», -- отметил г-н Васильев. Подходы к выходу
У трети российских регионов уже есть свои антикризисные программы
версия для печати
28 регионов, имеющих свои антикризисные программы, продвинулись в борьбе с кризисом гораздо дальше, нежели федеральный центр. Правда, многие из них в борьбе с кризисом повторяют ошибки федерального центра, но отвечать за них регионалам придется деньгами своего бюджета. Такие выводы содержатся в исследовании «Российские регионы в борьбе с кризисом», проведенном департаментом стратегического анализа ФБК.
Спад промышленного производства по итогам I квартала в регионах был крайне неравномерным, несмотря на выявленную «Росстатом» тенденцию замедления спада промпроизводства по стране в целом. (К слову, в апреле эта тенденция была нарушена -- производство в России по сравнению с мартом упало на 8,1%).
15 исследованных регионов и вовсе показали рост индекса промпроизводства. Более всего -- на 34 и 21% соответственно -- производство выросло в Ненецком АО и Сахалинской области. Неплохие результаты -- 16, 8% -- показала Калужская область, что объясняется расширением производства на заводе «Фольксваген» и смежных предприятиях.
«Рост производства в отдельных регионах объясняется еще докризисными инвестициями на отдельных предприятиях, тогда как падение промышленности имеет более фундаментальные причины -- сокращение спроса, недоступность кредитов, неопределенность экономических перспектив», -- поясняет директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
С другой стороны, более чем на 30% объем промышленного производства в I квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился в Чувашии, Самарской, Новгородской, Ульяновской, Нижегородской и Орловской областях. Худший результат -- минус 38,2% -- у Орловской области. В Москве промышленное производство в I квартале 2009 года снизилось на 23,6%.
Тяжело переживают кризис регионы с развитой обрабатывающей промышленностью -- в частности, Уральский федеральный округ. Наибольший спад здесь отмечен в Свердловской и Челябинской областях (на 26,3 и 27,9% соответственно), где около трех четвертей производства приходится на металлургию и машиностроение.
Несмотря на углубление экономического кризиса, реальные денежные доходы населения снижаются не во всех регионах. В 32 регионах по итогам первых трех месяцев 2009 года был зафиксирован рост доходов, в 50 -- снижение. Наиболее высокий прирост доходов -- 24,4% -- у Адыгеи и Бурятии -- 16,4%. В Бурятии на 45% увеличились заработки в сельском хозяйстве и на 36% -- в сфере образования. В семи регионах падение реальных денежных доходов превысило 20%. В числе самых неблагополучных в этом отношении оказался Санкт-Петербург, где снижение реальных денежных доходов составило 21%. Лидер по росту промышленного производства -- Ненецкий АО -- по росту доходов населения оказался в самом конце списка.
По состоянию на конец апреля, то есть за полгода интенсивного погружения страны в кризис, антикризисные программы были приняты лишь в 28 регионах -- трети от их общего числа. Правда, как признают авторы исследования, в условиях фактического отсутствия жесткого программного документа федерального уровня 28 региональных программ -- вполне достойный ответ регионов. Как известно, попытки превратить антикризисный план правительства в системный документ успехом не увенчались -- в итоге после дискуссий и обсуждения в Госдуме было решено сделать этот план "подвижным" и не придавать ему силу закона.
В 55 регионах как таковых антикризисных программ нет, реализуются лишь отдельные антикризисные мероприятия. Зато регионов, где вообще нет информации о какой-либо антикризисной активности, исследователи не обнаружили.
Спасают свои регионы губернаторы по-разному, но все как один пытаются сохранить нынешние рабочие места и создать новые. Меры по соцзащите и поддержке рынка труда реализуются в 66 регионах. 62 региона объявили о поддержке малого бизнеса. В 43 регионах власти пошли на субсидирование процентной ставки по займам и организацию микрокредитов для предприятий малого бизнеса. Правда, налоги для малого бизнеса снизил лишь 21 регион.
Не совсем адекватным ситуации представляется исследователям тот факт, что мероприятия по сокращению текущих расходов бюджета предусмотрены в 44 регионах, а по укреплению доходной базы -- лишь в 25 субъектах федерации. 21 регион предпринимает активные попытки по восстановлению кредитования. 29 регионов реализуют мероприятия по поддержке инфраструктурных проектов.
В то же время многие региональные планы антикризисных действий повторяют ошибки федеральных мер противодействия кризису. В первую очередь это недостаточное стимулирование спроса и недостаточное укрепление доходной части бюджетов. Большой ошибкой авторы исследования считают принятие региональных перечней системообразующих предприятий -- это демотивирует бизнес и является антистимулом к борьбе с кризисом. «У предприятия появляются вопросы: зачем брать кредит, если государство даст денег, зачем платить налоги, если можно надеяться на реструктуризацию», -- отмечает Игорь Николаев. Тем не менее у регионов есть поручения премьер-министра Владимира Путина формировать такие списки.
Среди антикризисных мер есть и довольно любопытные, например протекционистские кампании «Покупай пермское» или «Покупай кузбасское». Органам госуправления сокращают расходы на канцтовары и загранкомандировки.
Самой популярной заявленной целью антикризисных программ является «минимизация возможных последствий мирового финансового кризиса». Так сформулировали цели Московская, Омская, Владимирская области, Пермский край. Эта формулировка, как полагают исследователи, неудачна и некорректна: на региональном уровне уже сполна чувствуются не «последствия», а полномасштабный кризис.
Не удалось некоторым регионам избежать и такой традиционной ошибки, как путаница целей и задач. Наиболее показателен пример Псковской области, где главная цель программы звучит как «выполнение всех социальных обязательств бюджета». Это не цель, а задача, и, решая ее, можно добиться лишь смягчения социальных последствий кризиса, но не перелома в негативной динамике экономического развития.
Тем не менее программы ряда регионов отличаются удачной формулировкой целей: «преодоление кризисных тенденций в экономическом и финансовом секторах» (Свердловская область), «обеспечение устойчивого социально-экономического развития» (Ростовская область), «оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики» (Камчатский край).
Наиболее удачные, с точки зрения исследователей, формулировки предлагают Кемеровская область: «преодоление последствий мирового финансового кризиса и повышение конкурентоспособности региональной экономики», Карелия: «не просто пережить кризис, а повысить конкурентоспособность продукции за счет улучшения качества и снижения себестоимости».
Среди наиболее проработанных региональных антикризисных программ исследователи отмечают документы, принятые в Петербурге, Омской, Нижегородской, Московской и Калининградской областях, а также в Красноярском крае.
По словам экспертов, одной из главных проблем, с которыми регионы при своей социально ориентированной антикризисной риторике столкнутся уже в ближайшее время, станет исполнение бюджета. «Если на федеральном уровне увеличение социальных выплат произойдет за счет средств Резервного фонда, то у субъектов федерации таких региональных фондов нет», -- считает заместитель председателя Внешэкономбанка Сергей Васильев. Таким образом, по его словам, многим регионам придется замораживать значительную часть инвестиционных проектов, чтобы выполнять социальные обязательства.
С другой стороны, отметил эксперт, регионы могут привлечь внешние заимствования под инфраструктурные проекты (в частности, в ВЭБ поступило несколько заявок на проекты по сбору и утилизации мусора, водоснабжению). «Относительно такого рода проектов есть большая заинтересованность инвесторов», -- отметил г-н Васильев.
www.vremya.ru