Игра против доллара
Игра против доллара
Скачать в архиве Игра против доллара
Нынешний мировой кризис, возможно, и инициирует замену доллара на другую мировую валюту. Но организовано это будет главными мировыми экономическими игроками в выгодном для них варианте. Россия повлиять на этот процесс никак не сможет.
Никогда еще доллар не был так слаб. Не только физически, но и морально. То, что он не справляется с обязанностями мировой резервной валюты, может на следующей неделе стать одной из тем лондонской встречи G20
Антидолларовых проектов на сегодня несколько. Заменить устаревший «зеленый» на постсоветском пространстве новой валютой под названием «евраз» предложил Нурсултан Назарбаев.
В российских документах, подготовленных к саммиту «двадцатки», рекомендуется либо поощрять многообразие региональных резервных валют (таких, скажем, как рубль), либо всем миром подумать над созданием некоей наднациональной резервной денежной единицы. И, наконец,
на этой неделе о желании ввести такую валюту, возможно под эгидой МВФ, заявил Чжоу Сяочуань, шеф Народного банка Китая. И если на прочие заявления такого рода особого внимания почему-то не обратили, то китайское стало мировой сенсацией.
Казалось, ряды неприятеля даже дрогнули. Директор-распорядитель МВФ Стросс-Кан выступил с расплывчатыми комментариями, в которых сначала увидели что-то вроде согласия начать переговоры на эту тему и лишь позже вычитали желание замотать вопрос как несвоевременно поставленный и нереалистичный: «Даже Китай не верит в это».
Первый отзыв американского министра финансов Гайтнера тоже был до странности обтекаемым и лишь после консультаций со старшими товарищами он сказал китайцам решительное «нет». А
предварительную точку в полемике попытался поставить президент Обама, заверив человечество, что доллар «очень силен», экономика Соединенных Штатов «самая сильная», а политическая система «самая стабильная в мире».
Но, с другой стороны, что ему еще остается говорить? Проблема все равно названа вслух и теперь так или иначе будет обсуждаться.
И проблема реальная. Почти сорок лет назад золото окончательно перестало служить мировым финансовым эквивалентом. Остались резервные валюты, претендующие на твердость и надежность и накапливаемые поэтому центробанками всех стран в надежде на выгоду, а также в качестве запаса на черный день.
По примерным подсчетам МВФ и ЕЦБ, международные накопления в иностранных валютах в прошлом году состояли из долларов на 63%, из евро – на 27%, британских фунтов – на 5%, иен – на 3%. На долю сотни прочих валют, включая и рубли, оставались 2%.
Главенство доллара сегодня уже не абсолютно, но вполне еще очевидно.
Как очевидны и накопившиеся ошибки американских финансовых властей. Ошибки не случайные. Решая политическую задачу поддержания высокого жизненного уровня, там поощряли доступность кредитов, рост потребления и раздували денежную массу, не обращая внимания ни на рост пузырей на сырьевых рынках, особенно на нефтяном, ни на огромный дефицит американской внешней торговли, особенно с Китаем.
Политика была близорукой, но выгодополучателями от этой близорукости были не только граждане Соединенных Штатов, а также, с одной стороны, Китай, который поднял свою экономику, заваливая американский рынок собственными товарами и не пуская американские товары на свой, а с другой стороны, страны – прозводители нефти, снявшие огромный урожай с фантастического взлета цен на свое сырье.
В первом ряду среди таковых была и Россия. А сверх того российские корпорации и банки, пользуясь искусственно организованной доступностью западных кредитов, набрали долгов на полтриллиона долларов. И стоит напомнить, что еще год назад эти долги казались капитанам нашей экономики вовсе не тяжким бременем, а, наоборот, чудесным способом извлечь ниоткуда огромные деньги.
И вот сегодня все, кто вместе с американцами участвовал в прибылях, приносимых их близорукостью, должны каким-то способом поделить между собой убытки, в конечном счете этой же близорукостью принесенные. И, в первую очередь, как быть с накопленными ими невероятными запасами долларов и приравненных к ним ценных бумаг?
У одного Китая американские деньги и облигации составляют большую часть его двухтриллионных золотовалютных резервов.
А если доллар через инфляцию будет обесцениваться?
Это довольно вероятно, поскольку, с одной стороны, «план Обамы» крайне раздувает американский бюджетный дефицит, а с другой, удешевление доллара простимулировало бы американский экспорт, который очень в этом нуждается. И то и другое не может нравиться тем, у кого в резервах много долларов, а равно и тем, кто в больших объемах торгует с Соединенными Штатами. То есть Китаю, Японии и Европе.
Россия с Америкой почти не торгует, но удешевление доллара по нашей казне, конечно, ударило бы: почти половина российских золотовалютных резервов – доллары и облигации американского казначейства.
А вдруг дела пойдут совсем уж плохо и Америка объявит дефолт? Такого еще ни разу не бывало, но все ведь когда-нибудь случается в первый раз. И если вдруг случится, то упомянутые облигации превратятся в макулатуру. Больше всего их опять-таки у Японии и Китая – миллиардов по $600–800. Но и Россия со своими $116 миллиардами входит в группу таких солидных американских заимодавцев, как Британия, Бразилия или коллектив стран ОПЕК.
Так что действительно есть о чем тревожиться. А вот есть ли сейчас возможность чем-то заменить доллар? Если говорить о какой-то из существующих валют, то единственный кандидат – евро. На самом-то деле
европейская валюта и так понемногу теснит американскую, но делать это быстрее, чем до сих пор, сможет едва ли, а заменить в качестве главной резервной валюты и подавно.
Что будет через много лет – гадать бесполезно, но сейчас Европейский союз для этого недостаточно силен экономически, а главное, недостаточно един.
Если же речь идет о некой расширенной корзине национальных валют, управляемой Международным валютным фондом, а именно это, кажется, имел в виду Чжоу Сяочуань, то это примерно так же реалистично, как говорить о разрешении главных международных конфликтов под руководством Совета Безопасности ООН. Теоретически возможно, на практике никогда не получалось. Вероятность такого поворота событий на сегодня не больше, чем вероятность вышеупомянутого американского дефолта.
Более возможен распад мирового финансового рынка на несколько локальных валютных зон. Именно на движение в эту сторону, видимо, содержится намек в российских документах к саммиту G20.
Но это был бы один из худших сценариев мирового кризиса, напоминающий то, что однажды уже случилось в начале 1930-х, в разгар Великой депрессии.
Как вы считаете, может ли, например, рубль стать альтернативой доллару? Предлагаем вашему вниманию опрос, который проводился в сообществе opinion_ru в рамках совместного проекта LiveJournal, Интернет-издания gazeta.ru и сайта видеоновостей Newstube.ru - ЖЖивое мнение. В
Выгоды, которые сможет получить Россия от такого поворота событий, гораздо меньше убытков. После Витте и Коковцова рубль во всех своих реинкарнациях был и остается валютой ненадежной, сфера его влияния в обозримом будущем не может быть широкой, сколько бы кремлевские мечтатели ни составляли бумаг о «международном финансовом центре». А от неизбежного в случае раскола глобальной экономики сжатия мировой торговли Россия, как один из крупнейших международных продавцов сырья, понесет большие убытки.
Остается ответить на один вопрос: какие подлинные цели преследуют сегодняшние критики доллара, выражая обоснованные опасения, но явно не будучи готовы предложить действенные рецепты?
Проще всего, кажется, объяснить логику Нурсултана Назарбаева с его «евразом». Он уже не раз выдвигал огромные проекты, в общем-то, не рассчитанные на осуществление, но помогающие ему исполнить роль большой международной фигуры, несмотря на скромные возможности вверенной ему страны.
Логика представителей Китая тоже просматривается довольно отчетливо. На сегодня это не столько реальное предложение, сколько рациональный упреждающий ход.
Во-первых, нужны контраргументы на случай весьма вероятных на G20 американских требований открыть рынок Китая для импорта и укрепить искусственно ослабляемый юань. Во-вторых, самое время немножко припугнуть Америку, чтобы она не очень усердствовала с долларовой эмиссией. Защита своих гигантских долларовых активов, пусть и через легкий шантаж и даже через риск переусердствовать и эти активы обрушить, дело хоть и рискованное, но понятное.
А вот логику российских властей в этом споре уяснить труднее. Скорее уж тут не логика, а эмоции. Например, желание уесть Америку, продолжить соревнование сверхдержав, которое имело место в прошлом веке, но сейчас сошло на нет за неравенством сил сторон.
Россия, безусловно, заинтересована в твердой международной резервной валюте. Но уж гораздо более насущно другое – выход из кризиса американской экономики. Ведь это повлечет за собой оживление мировой торговли энергоносителями, на которую, плохо это или хорошо, почти полностью завязана экономика России.
Помогать китайцам расшатывать позиции доллара – это сейчас определенно работать не на свой интерес, а на чужой.
Может быть, предназначение нынешнего мирового кризиса в том и состоит, чтобы положить начало процессу замены доллара другой глобальной валютой. Но, если такое когда-нибудь произойдет, эта валюта будет организована главными мировыми экономическими игроками, и организована так, как им будет выгодно. Всерьез повлиять на это сегодняшняя Россия, к сожалению, не сможет.