Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Как психологически противостоять кризису

Как психологически противостоять кризису

Скачать в архиве zip Как психологически противостоять кризису

На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

  • Как не поддаваться всеобщей панике, связанной с кризисом
  • Как вести себя с персоналом и топ-менеджерами

Также Вы прочитаете

  • Как верить в себя: советы руководителя ОАО «Ленполиграфмаш»

Кризис в экономике – это не повод выполнять свою работу хуже или не делать ее вообще. Меня вдохновляет пример одной табачной компании, которая пострадала от борьбы с курением. Ее руководители нашли выход. Они рассудили, что некурящие люди наверняка пьют пиво, поэтому купили завод по производству алкоголя. Компания стала работать над этим брендом, теперь это всемирно известная торговая марка. Когда у нашего банка из-за кризиса возникли сложности, многие сотрудники паниковали, однако очень многие продолжали работать, как раньше. И это самое главное – не останавливаться, не поддаваться пессимистичным настроениям, не верить тем, кто утверждает, что будет еще хуже. Сегодня у меня есть возможность прочувствовать сложную экономическую ситуацию с разных позиций – управленца, наемного менеджера, собственника. Как человек, управляющий людьми, я максимально информирую их о происходящем, стараюсь быть последовательным в действиях и решениях. Как наемный менеджер и подчиненный, думаю о том, что могу сделать для компании, от чего могу отказаться, чтобы снизить издержки. Как собственник, отошедший от оперативного управления, формирую стратегию бизнеса, которая бы вернула показатели предприятия на докризисный уровень. Работа в этих разных ипостасях помогла мне выработать несколько принципов. Следуя им, Вы тоже сможете справиться с кризисной ситуацией.

Займитесь семьей и здоровьем

В такое сложное время нужно больше времени уделять семье. Я с радостью нахожу дома спокойствие, уют и комфорт. Попробуйте полностью отключаться от работы: мне помогают отгонять мысли о работе физические упражнения, увлечения и семейные дела. Я, к примеру, стал чаще ходить в спортивный зал, закончил ремонт. Перед сном вместе с женой и сыном смотрю старые семейные фильмы с хеппи-эндом, а по выходным (хоть и не каждую неделю) мы ходим в кино. Я стал больше уделять внимания сыну: он играет на гитаре, и я помогаю ему записать диск. С осени, с начала кризиса, я принимаю витамины, чтобы поддерживать свою физическую активность. Кому-то для этого лучше будет повесить в кабинете боксерскую грушу или побольше ходить пешком, не пользуясь без необходимости лифтами или городским транспортом. Но главное – я стараюсь максимально выплескивать негативные эмоции на стороне (спортзал, ремонт). Тогда на работе они не будут мешать принимать решения. Не забывайте: здоровье, семья и отсутствие негативных эмоций – Ваши главные активы.

Ищите положительное во всем

Из-за кризиса у моей жены были сложности на работе. Я сказал ей, что, даже если она потеряет работу, это будет, возможно, к лучшему. У нее появится время не только заниматься собой, но и в большей степени, чем раньше, поддерживать меня. К счастью, ее не сократили. Но если бы ей пришлось уволиться, мы бы не сильно расстроились, потому что знали, какие плюсы нам это даст. Или другой пример: недавно я запрашивал кредит на покупку автомобиля. В одном из банков мне отказали, но в другом дали. Когда я только подавал заявку, то четко определил: если не получу кредит, ничего страшного – не надо будет расплачиваться с банком, если получу – порадуюсь: буду ездить на новом автомобиле. Вывод из этих житейских историй прост: нужно научиться формировать ожидания с учетом всех рисков, которые могут негативно повлиять на Ваше будущее. И даже если происходит что-то плохое, смотреть на ситуацию не как на провал, а как на возможность. Прорабатывайте разные сценарии развития событий, ищите в каждом результате положительные моменты – и тогда Вы всегда будете в выигрыше.

Окружите себя соратниками

В период, когда государственные структуры превращались в акционерные общества, я работал на одном из предприятий Министерства образования. Акционирование тяжело воспринималось многими сотрудниками, они не видели перспектив, считали, что жизнь практически закончилась. Руководитель предприятия не поддался панике: он объяснил нам, какие возможности будут у предприятия и у персонала, если оно станет акционерным обществом. Благодаря тому, что руководитель показал людям дорогу в будущее, все участвовали в акционировании общества, помогали предприятию выйти из кризиса. Руководитель приобрел много соратников. В кризисной ситуации нельзя оставаться одному. У Вас есть семья – значит, Вы не один. У Вас есть соратники – значит, Вы не один. Уверен, сейчас следует активно развивать профессиональные сообщества. В кризисный момент должны быть те, с кем можно поговорить, – не психоаналитики, а коллеги по бизнесу. Это могут быть поставщики и покупатели, с которыми можно обсудить новые условия работы, или даже конкуренты: возможно, с кем-то стоит даже объединить свой бизнес. Так, в 30-е годы в Америке небольшие компании стали объединяться в крупные корпорации, потому что поодиночке выжить было трудно. Я сейчас очень много общаюсь, внимательно слежу за тем, что делают мои коллеги. С начала кризиса у меня стало правилом обедать с хорошими друзьями. Каждую неделю мы с семьями идем в ресторан, несмотря на то что денег у всех не слишком много. Возможно, это расточительно, но раз в две недели можно найти деньги хотя бы на обед в небольшом кафе. Ведь общение с друзьями принесет больше пользы, чем сэкономленные деньги. Общайтесь, общайтесь и еще раз общайтесь!

Оценивайте ситуацию

В кризис у меня появилось новое правило – каждое утро переписывать свои задачи в ежедневник, оценивать их снова, возможно, трансформировать и конкретизировать. В начале рабочего дня я обязательно приглашаю на 5–10 минут свою помощницу и мы с ней пробегаемся по всем пунктам моего дневного расписания. Также один из полезных способов для оценки ситуации – еженедельные совещания с топ-менеджерами. Их отличие от обычных скучных и бесполезных собраний заключается вот в чем. Всем топ-менеджерам нужно дать задание еженедельно анализировать рыночную и экономическую ситуацию. Затем на совещаниях каждый из них должен высказать свои идеи, как удержать позиции, которые были у компании до кризиса (уровень рентабельности оборотов, производственная мощность). Эти позиции нужно предварительно документально зафиксировать, чтобы каждый раз сверяться с ними. Предложения, которые, на взгляд большинства, будут наиболее эффективными, необходимо дополнительно проанализировать, после чего составить план реализации, назначить ответственного менеджера и оформить ожидаемые результаты в качестве KPI. Не все идеи необходимо реализовывать, но чем их больше, тем больше шансов найти те, которые дей ствительно могут изменить ситуацию в компании. В кризисный период люди собираются с силами, лишний раз говорят себе: «Я смогу, я сделаю это» – и делают: становятся более ответственными. В древнегреческом языке слово «кризис» означало «переломный момент», то есть время, когда можно что-то изменить в лучшую сторону.

Говорит Генеральный Директор

Кирилл Соловейчик Генеральный Директор ОАО «Ленполиграфмаш», Санкт-Петербург; кандидат экономических наук

«Ленполиграфмаш»
Сфера деятельности:производство полиграфического оборудования. Форма организации: ОАО (холдинг объединяет 16 компаний). Месторасположение: Санкт-Петербург. Численность персонала: 1200. Годовой оборот: около 750 млн руб. (в 2007 году). Стаж Генерального Директора в должности: с 2006 года. Участие Генерального Директора в бизнесе: наемный менеджер.

Во-первых , следует понять, что на свете существуют ценности более высокого порядка, чем бизнес. Это, с моей точки зрения, семья и здоровье.

Во-вторых , не драматизируйте излишне ситуацию. Финансовый кризис – это не война и не голод. Нестабильность еще не катастрофа, и она не может продолжаться вечно. Банкротство – процесс, имеющий протяженность во времени, а значит, есть возможность ему сопротивляться, используя для этого каждый час.

В-третьих , Генеральный Директор – смелый человек, это природное качество поможет Вам в сложной ситуации. Надо решиться рассказать топ-команде и сотрудникам о реальной ситуации, в которой находится фирма. Не надо вдаваться в подробности и цифры, которые отвлекают от главной идеи – от намерения сохранить фирму и коллектив в необходимом составе и бороться за это вместе со всеми, претерпевая тяготы.

В-четвертых , важно сформировать в коллективе атмосферу честных и открытых взаимоотношений. Вы должны быть готовы, что кто-то Вашу компанию покинет добровольно. Понимание проблем сотрудника, решившегося на такой шаг, убережет Вас от всплесков негативной реакции. А это в свою очередь продемонстрирует остальным сотрудникам Вашу уверенность в будущем, вселит веру в руководителя. Есть простые способы поддерживать в коллективе нормальный климат: не меняйте своих привычек, уделяйте больше внимания внешнему виду, старайтесь не перекраивать свой рабочий календарь, не отменять запланированные традиционные корпоративные праздники (просто проведите их скромнее, сообразно реальным возможностям).

В-пятых , для себя и для сохранения положительного настроя обязательно продолжайте (или начните, если раньше Вы этого не делали) занятия спортом. С одной стороны, это отвлекает, а с другой – упорядочивает мысли и поднимает настроение.

В-шестых , измените отношение к сну. Можно воспользоваться рекомендациями врачей по организации здорового сна: прогулки, дыхательные упражнения и пр. И не стоит воспринимать отсутствие сна из-за тяжелых мыслей как трагедию. Если Вам не спится, то почитайте хорошую книгу. Мысли успокоятся, придут в порядок, и, возможно, удастся уснуть. Не хочется читать? Займитесь каким-нибудь делом, которое не помешает остальным членам семьи, а поспите потом.

Надеюсь, что директоров, травмирующих семьи рассказами о невзгодах деловой жизни, мало. Члены семьи в первую очередь нуждаются в любви и легко простят временные неудачи, если будут чувствовать Ваше неизменно теплое отношение. Ваши близкие всегда поддержат Вас. Видя Вас прежним, не сломленным обстоятельствами, семья будет рада Вам помочь, и это повысит самооценку членов микроколлектива, ведь до сих пор они всегда пользовались Вашим покровительством.

Белоусов Максим | Управляющий директор



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Роберт Уэтерман

Научитесь думать, как Пигмалион. Люди добиваются успеха, когда кто-то, кого они уважают, считают, что они могут. Ждите от людей надежности и компетентности, и они их проявят.

 

Сделать стартовой