Рецепты выживания
Рецепты выживания
Скачать в архиве Рецепты выживания
Сложившаяся ситуация, как бы цинично это ни звучало, способствует очищению рынка от слабаков, открывая новые возможности для выживших. Но чтобы построить новый мир, не обязательно до основания разрушать старый.
В нынешних условиях пытаться изменить конъюнктуру можно лишь на макроэкономическом уровне, да и то с переменным успехом. Малому и среднему бизнесу это не под силу: для таких предприятий пришла пора настоящих испытаний на прочность.
В течение последнего полугодия мне все чаще приходится обращаться к четырем основным рекомендациям по выходу из кризисной ситуации. С учетом состояния конкретной отрасли, степени финансовой устойчивости компании, стадии ее жизненного цикла и наличия ресурсов можно продать активы и уйти с рынка, продать бизнес в срочном порядке, запастись выдержкой и терпением и, наконец, привлечь прямые инвестиции.
Продажа активов и уход с рынка. Добровольная ликвидация — разумный выход для компаний с неустойчивым бизнесом, которые демонстрировали низкую (или отрицательную) норму прибыли задолго до кризиса.
В эту категорию попадают бизнес-проекты на стадии «кончились деньги», а также предприятия-старожилы, лучшие годы которых остались позади. Как ни грустно, вынуждены закрываться и недавно созданные бизнесы, не имевшие достаточно времени на раскрутку. Но такое очищение полезно, особенно в «перегретых» сегментах рынка: продуктовом ритейле, торговле и сфере услуг.
Срочная продажа бизнеса. Для многих малых и средних предприятий дальнейшее промедление может закончиться банкротством. Вот почему я все чаще советую владельцам не упорствовать, а продать компанию более удачливым конкурентам или «стратегам». Это поможет спасти бизнес и получить реальные деньги.
Ориентир справедливой цены в кризисных условиях — не меньше ликвидационной стоимости активов компании, а при наличии дохода — полторы–две годовые прибыли. Скажем, рыбоперерабатывающие компании средних размеров никогда не отличались высокой рентабельностью. Зато с вступлением в силу поправок к закону о рыболовстве прогнозируется рост спроса на мощности по переработке рыбы и морепродуктов.
И это шанс. Разве что, назначая цену, владельцу такой фирмы не следует руководствоваться докризисными мультипликаторами, иначе покупателю дешевле будет создать собственное производство с нуля.
Терпение и выдержка. Многие устойчивые компании, обладающие запасами ликвидности и предлагающие высокомаржинальный продукт, вполне обоснованно выбирают тактику выжидания.
Поступившись значительной частью наценки, сократив расходы на аренду и оплату труда, они способны длительное время сохранять объемы реализации и удерживать ключевых клиентов. Более того, к ним перетекает клиентская база от уходящих с рынка конкурентов. Особенно это характерно для компаний, работающих в самом массовом, нижнем ценовом сегменте. Ведь именно в эту нишу уходит бывший «средний класс».
Привлечение прямых инвестиций. Отдельную группу составляют компании, способные генерировать доход, несмотря на неблагоприятные условия. Кризис для них — шанс сделать качественный рывок и обойти конкурентов. Например, занять освободившиеся от импортной продукции полки супермаркетов и бутиков.
Внешние инвестиции позволяют средним компаниям с годовой выручкой от 200 млн рублей, испытывающим трудности роста, избавиться от дорогих кредитов и начать захват освобождающегося рыночного пространства.
Однако привлечь интерес фондов прямых инвестиций и их средства (как правило, суммы от 5 до 20 млн долларов) могут только те компании, руководители которых, кроме решительности и желания развиваться, обладают четким пониманием перспектив, способны представить инвестиционный и маркетинговый планы, ведут прозрачный учет и возглавляют грамотную управленческую команду.
Может показаться, что фонды прямых инвестиций свернули активность до лучших времен. Это не так. Вложениям в успешные предприятия сегодня просто нет достойной альтернативы! Как следствие, в фонды перетекают деньги инвесторов, выведенные из недвижимости и биржевых активов.
Нынешняя ситуация дает предпринимателям возможность проанализировать свой путь в бизнесе и принять обоснованное решение: уходить, оставаться и ждать или идти ва-банк. Кризис поможет заново расставить жизненные ориентиры. А для наиболее упорных и несгибаемых — станет шансом на прорыв.
Алексей Москвич