Новый промышленный спад начался
Без новых бюджетных вливаний будущее российской экономики во второй половине 2010 года оказалось под большим вопросом. В промышленности начался новый спад, и у директоров предприятий не осталось особых надежд на оживление. Такие тревожные выводы о текущем состоянии экономики опубликовали независимые эксперты. Спад инвестиций и объемов строительства могут столкнуть Россию в многолетнюю стагнацию – предупреждают экономисты. Лекарством для российской экономики могут стать новые бюджетные вливания за счет дополнительных государственных займов.
Третий квартал 2010 года скорее всего окажется провальным для промышленности и, возможно, в целом для экономики. В связи с этим перспективы экономического восстановления становятся все более туманными.
Об этом заявили многие ведущие экономисты и исследовательские центры. Так, бывший советник по экономике Владимира Путина Андрей Илларионов указал в своем блоге, что уже два месяца подряд – в июле и августе – в России наблюдается очевидный промышленный спад. Ссылаясь на данные Аналитического центра при правительстве РФ, Илларионов отмечает: «Августовская статистика принесла подтверждение начавшемуся в июле новому спаду промышленного производства. Вслед за сокращением выпуска в июле на 0,2% в августе он уменьшился еще на 0,5%, приведя к кумулятивному сокращению производства за два месяца на 0,8%». Длительность нового спада, замечает экономист, пока не позволяет характеризовать его как новую рецессию, «однако по уже достигнутой глубине падения нынешний спад оказывается рекордным с августа 1998 года» (см. таблицу). В отраслевом разрезе, по данным Илларионова, от наибольшего сокращения со времени пика выпуска (то есть после завершения рецессии февраля 2008 года – января 2009 года) к августу 2010 года пострадало производство целлюлозно-бумажной продукции – на 11,3%, производство, передача и распределение электро- и теплоэнергии – на 7,3%, добыча каменного угля – на 6,5%, выпуск машиностроительной продукции – на 6,2%, выплавка металла – на 6%. Многие специалисты скептически относятся к смелым выводам экс-советника после известной дискуссии о незамеченном общественностью экономическом буме в начале 2009 года (см. «НГ» от 20.01.10), однако на этот раз Илларионов в своих заключениях не одинок.
Тревожные выводы о сегодняшнем состоянии производства в стране можно сделать также из последних опросов руководителей промышленности. Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований Высшей школы экономики (ВШЭ) опубликовал результаты сентябрьского опроса руководителей 600 крупнейших промышленных предприятий. Согласно опросу, тенденция к замедлению роста промпроизводства в стране стала очень ощутимой. «Видимо, факторы, в том числе господдержка, обеспечивающие рост промышленного производства с конца 2009 года до середины 2010 года, исчерпаны», – предполагают специалисты ВШЭ. Производственная ситуация в базовых промышленных организациях, по оценкам их руководителей, характеризовалась снижением третий месяц подряд темпов роста внутреннего спроса на промышленную продукцию. Еще одна причина «невыразительного роста российской промышленности – неопределенность экономической ситуации в стране». Ситуация усугубляется также нарастающими инфляционными ожиданиями на ближайшие 3–4 месяца.
В новом выпуске бюллетеня «Новый курс» директора по макроэкономическим исследованиям ВШЭ Сергея Алексашенко отмечается, что «наихудшие опасения начинают сбываться». Экономисты ссылаются на отчет Минэкономразвития, в котором зафиксирован трехмесячный спад динамики ВВП с темпами 0,3–0,4% в месяц, или около 4% годовых. Причем падение ВВП началось в июне, когда ни жара, ни засуха еще не могли пошатнуть российскую экономику. Среди причин спада экономисты называют стагнацию экспорта, сжатие внутреннего спроса на отечественную продукцию, стремительный рост импорта. «Пока экономика находится на 0,4% ниже уровня ноября 2009 года, и у нас есть серьезные сомнения в том, что к ноябрю 2010 года реально станет лучше», – резюмируют авторы «Нового курса».
Некоторые независимые эксперты ссылаются также на динамику железнодорожных перевозок. Объем погрузки на железной дороге – оперативный и наименее зависящий от методики расчета индикатор, указывает руководитель отдела маркетинга и аналитических исследований компании Brunswick Rail Дмитрий Бовыкин. «В последние несколько месяцев мы действительно наблюдаем замедление скорости роста ж/д-перевозок, связанное с тем, что период посткризисного резкого восстановления завершился. Перевозки таких грузов, как уголь, минеральные удобрения, нефть, уже отработали потенциал восстановления, а перевозки строительных грузов все еще на очень низком уровне, – отмечает Бовыкин. – Восстановление строительной индустрии может послужить фактором новой волны роста, но произойдет это не раньше второго квартала 2011 года».
Большинство экспертов «НГ» уверены: российская промышленность оказалась в тяжелой ситуации, и необходимость государственной поддержки экономики для них очевидна. Главный экономист Центра развития Валерий Миронов объяснил, что в России с мая остановилось восстановление экспорта и начался активный рост импорта. В итоге произошел «отток спроса за рубеж, а на внутреннее производство и без того слабый спрос уменьшился еще больше». Поэтому, продолжает Миронов, необходимо продолжение государственной подпитки российской промышленности и экономики в целом. И так как Резервный фонд уже заканчивается, государству нужно думать о новых дополнительных заимствованиях, в первую очередь – внешних. «Государство должно готовиться к массированной приватизации промышленных активов. Уже с 2011 года стране нужна программа продажи госсобственности и освоения внешних рынков», – считает Миронов. Без всего этого экономика России рискует скатиться в многолетнюю стагнацию по образцу десятилетнего кризиса в Японии.
Миронов обращает внимание на то, что тревожные ожидания руководителей крупнейших промпредприятий напрямую влияют на инвестиционную активность в стране. Воодушевления для инвестирования, особенно инвестирования в обновление основного капитала в России, у предпринимателей сейчас нет. Гендиректор российского отделения Testo AG Иван Соколов добавляет, что нельзя забывать также и о негативном влиянии засухи на экономику, которое оценивается в 1% снижения роста ВВП.
Прогнозы экспертов на ближайшее будущее оказались для России мало оптимистичными. «Динамика ВВП РФ по итогам третьего квартала скорее всего окажется в минусовой зоне. И период выхода на докризисный уровень ВВП может занять от двух до трех лет, – полагает аналитик Группы компаний Broco Ева Богова. – Однако при активной государственной поддержке можно рассматривать более короткий промежуток – в один-полтора года».
Последние спады и рецессии в российской промышленности |
||
Периоды |
Длительность, месяцев |
Сокращение выпуска от пика до дна, % |
Декабрь 2001 – январь 2002 |
2 |
–0,5 |
Август 2004 – октябрь 2004 |
3 |
–0,4 |
Март 2007 – август 2007 |
6 |
–0,7 |
Февраль 2008 – январь 2009 |
12 |
–17,3 |
Июль 2010 – август 2010 |
2 |
–0,8 |
Башкатова Анастасия |