Европа и Россия попали в зону повышенного риска
Нобелевской лауреат Джозеф Стиглиц сообщил о тревожной экономической ситуации
Европе грозит новый экономический спад. Его может спровоцировать неразумная политика борьбы с бюджетным дефицитом, которую начали страны ЕС. С таким предупреждением выступил вчера нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц. Одновременно международное рейтинговое агентство Moody’s сообщило о серьезных кредитных рисках, нависших над Европой. В России аналогичные проблемы: курс Минфина на полную ликвидацию бюджетного дефицита страны к 2015 году также чреват новыми экономическими провалами. Независимые эксперты уверены: экономический рост страны невозможен без наращивания госрасходов.
Авторитетный экономист, лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц сообщил вчера о тревожной экономической ситуации, которая сложилась в Европе.
Он уверен, что экономика ЕС рискует снова войти в фазу кризиса. Основная причина возможного экономического спада, по мнению Стиглица, предпринимаемые правительствами стран ЕС меры по борьбе с бюджетными дефицитами. В частности, Стиглиц сослался на активное сокращение Европой своих госрасходов. «Проводить сокращение по инвестициям, которые могут потенциально принести высокий доход, только для того, чтобы улучшить общую картину с дефицитом, – глупо, – утверждает экономист. – Так как страны зоны евро сфокусированы на искусственной цифре в 3% дефицита, которая не имеет под собой никаких реальных обоснований, экономика Европы может вновь скатиться в рецессию». Стиглиц пояснил: Европа и без того медленно восстанавливается после кризиса, так она еще и дополнительно «вгоняет себя в плачевную ситуацию с продолжительным периодом слабого роста, уже наблюдавшуюся в Японии».
Как отмечают западные экономисты, рост деловой активности в промышленном секторе и сфере услуг в еврозоне в августе заметно замедлился. Также стало падать доверие инвесторов к некоторым европейским экономикам. В частности, инвестиционное доверие к Германии упало за август до минимального за 16 месяцев уровня. Прогнозы Еврокомиссии тоже неутешительны: суммарный дефицит бюджетов стран ЕС в 2010 году вырастет до 6,6% ВВП. Самым дефицитным оказался бюджет Ирландии – 14,3% ВВП. Греция же занимает второе место – 13,6% ВВП.
Одновременно с этим международное рейтинговое агентство Moody’s предупреждает мировую общественность о существующей в еврозоне опасности снижения темпов экономического роста и о надвигающемся на страны ЕС кредитном риске. Вчера в агентстве сообщили, что экономики большинства европейских стран стремительно теряют надежность, потому что им становится все труднее сокращать свои многократно увеличившиеся государственные расходы. «Учитывая размах финансовых проблем и необходимость придерживаться в предстоящие годы политики жесткой экономии, мы считаем, что существует тенденция к увеличению риска для суверенного рейтинга стран ЕС», – резюмируют в Moody’s. Агентство напомнило, что в последние месяцы были снижены кредитные рейтинги Греции, Португалии, Ирландии и Венгрии, а Испания поставлена на лист мониторинга с возможным понижением. При этом высший кредитный рейтинг (ААА) ведущих экономик ЕС – Германии, Франции и Великобритании – пока сохраняется, однако, по мнению Moody’s, он не столь прочен, как раньше. Взявшись за жесткую экономию, Европа тем самым не только отказывается инвестировать в высокодоходные производства и сферы, но и одновременно перекрывает поток внешних инвестиций в регион, так как становится менее привлекательной в глазах крупных предпринимателей. Жесткая экономия и попытки снизить дефицит до 3% ВВП не способствуют кредитной надежности.
Те опасения, которые высказывает Джозеф Стиглиц относительно Европы, напрямую относятся и к России. Ведь, напомним, в течение лета глава Минфина Алексей Кудрин на всех крупных экономических мероприятиях не раз заявлял о своем намерении полностью ликвидировать дефицит российского бюджета к 2015 году. «Мы ставим перед собой задачу – ликвидировать дефицит бюджета в 2015 году. В этом году, я думаю, он будет 5,4%. В случае если мы такой дефицит будем иметь, постепенно его будем по проценту снижать до 2015 года и получим в 2015 году нулевой дефицит. Общий долг России увеличится до 14% ВВП», – пообещал министр финансов в июне на Петербургском международном экономическом форуме.
Опрошенные «НГ» эксперты соглашаются с тем, что европейское сокращение госрасходов действительно привело к непопулярным и даже откровенно антисоциальным мерам: страны-доноры вынуждены идти на ненужные для них экономические реформы, чтобы поддержать традиционно отстающих членов еврозоны. «Движущий локомотив ЕС вынужден сокращать расходы. Это неизбежно ведет к сокращению темпов экономического роста в угоду бесперспективных в ближайшие годы экономик и способствует общему спаду, – объясняет ведущий специалист казначейства банка «Интеркоммерц» Андрей Харинов. – Такой подход плодит сомнения относительно стран-участниц, неспособных генерировать прирост ВВП, так как независимо от итогов проводимых в европейской экономике реформ их конкурентоспособность в обозримом будущем вряд ли перекроет необходимость внешних заимствований. И в перспективе подобная политика может привести не только к стагнации, но и даже к распаду ЕС». Эксперт полностью поддерживает мнение Стиглица: «Дефицит госбюджета – не более чем рыночный механизм покрытия текущих государственных нужд, и отказываться от него, жертвуя экономическим ростом, – не самое дальновидное решение». Хотя некоторые эксперты придерживаются несколько иной точки зрения. Так, замначальника аналитического департамента «Арбат Капитала» Алексей Павлов считает, что, безусловно, «затягивание бюджетных поясов негативно скажется на экономическом росте, однако альтернативой может стать банкротство ряда стран, что приведет к падению множества финансовых институтов и коллапсу евро, после чего в мировой экономике могут начаться трудно предсказуемые и необратимые процессы». «Нельзя сказать, что важнее. Ведь нужно и восстановление экономики поддержать, и дефицит бюджета иметь в разумных пределах. При этом главное – чтобы не возникла угроза для долгосрочной стабильности бюджета. В этом и состоит задача бюджетной политики – соблюдать баланс», – резюмирует спор экономистов старший аналитик компании «Открытие» Ольга Найденова.
Если же говорить о российской ситуации, то снижение дефицита до нуля к 2015 году представляется многим экономистам не рыночно оправданным вариантом развития страны, а скорее политически мотивированным желанием отделиться от общемировой тенденции. Поэтому российским властям тоже не стоит упорствовать в минимизации госрасходов. Ведь «когда планы правительства строятся вокруг невозможности генерировать доходы кроме как от экспорта природных ресурсов и желания развивать другие экономически выгодные направления, фундаментальные госрасходы неизбежны», замечает Харинов. Найденова, в свою очередь, напомнила о слишком низкой эффективности бюджетных расходов в России. Поэтому она считает, что стране нужна как раз более жесткая бюджетная политика.
Башкатова Анастасия