Атака с фланга. Как малоизвестные производители завоевывают рынок смартфонов
Российский рынок смартфонов и планшетов наводнили B-бренды, недорогие гаджеты под малоизвестными марками. В последние несколько лет их выпуск наладили несколько отечественных компаний: дистрибуторы техники "Вобис Россия" (бренд Highscreen), "Эксплей" (бренд Explay), "Электронные системы "Алкотел"" (бренд teXet), а также сотовые операторы "Мегафон" и МТС. B-бренды стоят в рознице гораздо меньше А-брендов (Apple, Samsung). Как правило, у них очень простая начинка, и производители практически не тратятся на их продвижение.
По данным GfK, производители B-брендов по итогам девяти месяцев 2013 года заняли 17,5% рынка. Одна из моделей Explay даже была признана "Лучшим гаджетом 2013 года" в категории планшетов на портале Hi-Tech Mail.ru.
Всего в России несколько десятков B-брендов. Лучшую динамику по росту продаж показали марки Explay, "Мегафон" и Highscreen: они выросли, соответственно, в 24, 18 и пять раз. Крупнейший В-бренд "Мегафон" занимает всего 2,6% рынка смартфонов. Для сравнения: у лидера Samsung 24,4%.
В категории планшетов B-бренды также демонстрируют рост. По данным "Евросети", за девять месяцев 2013 года кипрская марка, созданная выходцами из Белоруссии, Prestigio увеличила долю с 4% до 10%. По оценке генерального директора компании Prestigio в странах СНГ и Восточной Европы Юрия Антошкина, самые крупные игроки среди российских производителей планшетов — DNS (его производит одноименная сеть) и teXet — имеют долю на рынке, соответственно, 7% и 5%. Для сравнения: по данным "Евросети", за девять месяцев 2013 года iPad занимал 19% рынка, а Samsung — 25%. Причем по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продукция Apple сократила долю на 7%.
Чем объясняется рост продаж В-брендов?
Во-первых, они дешевые, а при покупке гаджета многие потребители в первую очередь обращают внимание на цену. Никаких уникальных разработок В-бренды, конечно, не предлагают, они копируют основные технические характеристики лидеров рынка и производятся на китайских фабриках.
Другая причина — B-бренды сумели заинтересовать многих владельцев розничных сетей. Наценка ритейлеров на А-бренды составляет 5-7%, а на марки "второго эшелона" — не меньше 20%. "В перспективе ближайших лет суммарная доля B-брендов в России может стать больше 50%, это реальная перспектива",— считает главный редактор портала Hi-Tech Mail.ru Антон Спиридонов.
Похоже, многие потребители уже перестали воспринимать смартфон как статусную покупку, ценность брендов последнее время падает. Марки "второго эшелона" умело пользуются сложившейся ситуацией.