Пресса потеряла 11% рекламных доходов за год
Наихудшие показатели динамики объема рекламы были зафиксированы в IV квартале 2013 года, в частности, в декабре снижение составило 19,4%. Доходы от рекламы изданий центральной прессы за январь-декабрь 2012-2013 млн. руб. без НДС
Источник: Аналитический Центр Vi (на основе данных TNS Media Intelligence) Доходы изданий центральной прессы от рекламы за январь-декабрь 2012-2013, млн. руб. без НДС
Источник: Аналитический Центр Vi (на основе данных TNS Media Intelligence)
В значительной степени потеряли в доходах все типы изданий, включая региональный сегмент прессы. По центральной прессе в наименьшей степени падение затронуло ежемесячные журналы (-6%), в наибольшей - рекламные издания (-25%).
В качестве значимой тенденции рынка следует отметить начавшееся в этом году быстрое сокращение доходов рекламных изданий в регионах. В целом региональный сегмент догнал в этом аспекте центральную прессу.
Доходы от рекламы изданий центральной прессы в 2012-2013 гг., млн. руб. без НДС
Источник: Аналитический Центр Vi (на основе данных TNS Media Intelligence) Доходы от рекламы изданий центральной прессы в 2012-2013 гг., млн. руб. без НДС
Источник: Аналитический Центр Vi (на основе данных TNS Media Intelligence)
Доходы изданий центральной прессы от рекламы в 2012-2013 гг., млн. руб, без НДС
Источник: Аналитический Центр Vi (на основе данных TNS Media Intelligence)
По итогам года из 29 издательских ниш 26 демонстрируют снижение доходов от рекламы, многие из них – очень высокими темпами. C небольшим плюсом закончил год сегмент женских журналов (+2,5%). Еще только две тематические ниши не потеряли в доходах: «Бортовые журналы» и «Кроссворды и развлекательные».
Доходы от рекламы изданий центральной прессы в 2012-2013 гг., млн. руб. без НДС
сточник: Аналитический Центр Vi (на основе данных TNS Media Intelligence)
Если не считать значительных потерь от запрета рекламы табака и алкоголя, а также быстрого сокращения объема Classified, что ведет к неизбежному исчезновению многих рекламно-информационных изданий, то быстрее всех теряют доходы издания тех ниш, чье благополучие держалось на рекламе профильных для них товарных категорий: «Путеводители по развлечениям», «Туризм и путешествия», «Компьютерные», «Электронная техника». Во всех перечисленных случаях профильные рекламодатели переносят свои бюджеты в Интернет.
Доходы изданий центральной прессы от рекламы (ТОП-10 тематических ниш)
Источник: Аналитический Центр Vi (на основе данных TNS Media Intelligence)
Доли различных типов изданий центральной прессы по доходам от рекламы в 2013 г, %
Источник: Аналитический Центр Vi (на основе данных TNS Media Intelligence)
Из 27 товарных категорий 17 сокращают свои рекламные бюджеты. Ситуацию усугубил законодательный запрет на продвижение табачных изделий и алкогольных напитков. Без учета этих двух категорий сокращение рекламных доходов центральной прессы в 2013 г. составляет 5,1%, а с учетом – 10,6%.
Позитивный момент для рынка - рост бюджетов, хотя и небольшой, показали три ведущие товарные категории: «Медицина, лекарства, БАДы», «Парфюмерия и косметика», «Одежда, обувь, аксессуары».
Рекламные бюджеты товарных категорий в центральной прессе в 2012-2013 гг., млн. руб. без НДС
Источник: Аналитический Центр Vi (на основе данных TNS Media Intelligence)
Рекламные бюджеты товарных категорий в центральной прессе 2012-2013 гг., млн. руб, без НДС
Источник: Аналитический Центр Vi (на основе данных TNS Media Intelligence)
ТОП-20 издательских домов в рекламных доходах центральной прессы в 2012-2013 гг, %
Источник: Аналитический Центр Vi (на основе данных TNS Media Intelligence)
Также растет доля крупнейших рекламодателей, хотя по сравнению с другими традиционными медиа она остается все еще очень незначительной.
Доля ТОП-20 рекламодателей в общем объеме рекламы в центральной прессе в 2012-2013 гг, %
Источник: Аналитический Центр Vi (на основе данных TNS Media Intelligence)
C учетом общей экономической ситуации прогноз для прессы на 2014 г. складывается крайне неблагоприятный. Сегмент очень уязвим в ситуации урезания рекламных бюджетов, к тому же «перетягивает на себя одеяло» интернет, расходы на который компании-рекламодатели пока увеличивают даже в кризисные периоды. Рекламные издания являются неплохим донором для быстрорастущего сегмента контекстной рекламы, причем процесс «поедания» интернетом рекламной прессы уже перекинулся на регионы.
Условно-положительным фактором будет являться минимальное количество в прессе рекламы алкогольных напитков в 2013 г. Таким образом, в 2014 г. на показатели динамики уже не будет сильно сказываться ее запрет. А вот запрет рекламы табачных изделий добавит к отрицательной динамике доходов печатных СМИ еще 2-3 процентных пункта. В целом за 2014 г. может быть собрано рекламы на 15–20% меньше, чем в прошедшем году.