11 способов воодушевить подчиненных
Сон на рабочем месте
Основательница online-газеты Huffington Post Арианна Хаффингтон раньше считала, что для достижения лучших результатов нужно работать по 24 часа в сутки семь дней в неделю, и от других требовала того же самого, пока однажды не упала в обморок на рабочем месте. «Сон делает нас более продуктивными, творческими, менее стрессовыми и более счастливыми», - уверена теперь Хаффингтон. Сейчас в нью-йоркском офисе Huffington Post на 400 человек предусмотрено две спальни и скоро появится третья. Ученые-сомнологи утверждают, что 20-минутный послеполуденный сон восстанавливает физическое и психологическое здоровье лучше, чем любые искусственные стимуляторы. Кроме Huffington Post сон на работе пропагандируют такие американские компании, как Zappos, Procter & Gamble и Google.
Бесплатная еда
В американских компаниях Google и Facebook понимают, что путь к сердцу сотрудника лежит через желудок. Отсюда в офисах трехразовое сбалансированное и - главное – бесплатное питание. То же самое понимают в российском «Яндексе», поэтому кормят своих работников фруктами, сладостями, свежей зеленью и овощами, выращенными на подмосковной ферме. Руководитель «Яндекс-Столовой» Светлана Федотова говорит: «Недавно мы, например, пригласили на работу тайского повара Джо Савана, а еще у нас работает отдельный шеф-кондитер». В московском офисе компании Autodesk, занимающейся 3D-проектированием и дизайном, решили совместить приятное с полезным. Раз в неделю там организуют бизнес-завтраки, на которых обсуждают стратегически важные вопросы и кормят сотрудников кашами, блинчиками и кофе. Так руководство старается, чтобы приход в офис к 9 утра оказался более радостным.
Номер телефона босса
Владелец Virgin Group Ричард Бренсон не опасается давать номер своего мобильного телефона подчиненным, а их у него в общей сложности 35 000 человек. Каждый из них может обратиться к Бренсону с новой идеей по улучшению бизнеса. И это работает. Например, в 1989 году стюардесса Virgin Airline Джейн Бриден озвучила Бренсону идею делать пассажирам в полете маникюр и массаж рук. Услуга оказалась настолько востребованной, что скоро Джейн вместе с самим Бренсоном открыла салон красоты Body and Soul в лондонском Хитроу. В России, к сожалению, все наоборот: высокопоставленные начальники и акционеры скрываются от рядовых сотрудников. Марина Львова, руководитель проектов консалтинговой компании AXES Management, объясняет это так: «Нужно учитывать количество контактов у первых лиц компании и количество решаемых вопросов. Чтобы легче понять таких руководителей, задайте себе вопрос: а вы сами часто даете телефон незнакомым людям»?
Занятия йогой в офисе
В московском издательстве Sanoma Independent Media сотрудникам предлагаются скидки на занятия йогой. Еще дальше пошли некоторые компании в США: здесь работники могут заниматься йогой бесплатно и в рабочее время. Например, каждый вторник в конференц-зале американской пищевой компании General Mills люди стоят в позе дерева, а ежедневные совещания начинаются с небольшой медитации. «Очень важно тренировать ум, чтобы он мог фокусироваться на решении сложных задач», — поясняет йога-тренер General Mills.
Бесплатная стрижка
В Google считают, что при их напряженном темпе работы специалистам обычно бывает не до причесок. Поэтому об опрятности внешнего вида заботится сам работодатель. Парикмахерская на колесах Onsite Haircuts еженедельно подъезжает к нужному корпусу штаб-квартиры Google в Калифорнии и делает прически, стрижки и укладки для сотрудников. Помимо Google сервисом пользуются другие обитатели Силиконовой долины – Facebook и Zynga. Но так везет только американцам. В московском офисе Google также работают парикмахер, мастер по маникюру, врач-терапевт и даже диетолог, но их услуги платные.
Публичные благодарности
Бывший командующий Международными силами содействия безопасности в Афганистане, генерал армии США Стэнли Маккристал в свое время был руководителем 150 000 военнослужащих. Причем занятость ему совсем не мешала находить время для теплых слов в адрес своих солдат. Стэнли собственноручно писал письма благодарности лучшим офицерам и не считал это занятие сентиментальной тратой времени. В общей сложности он написал 2000 благодарственных писем. Председатель правления Сбербанка России Герман Греф тоже умеет быть благодарным. Раз в месяц он приглашает отобедать с ним лучших сотрудников, а также присылает своим подчиненным письма, где рассказывает последние новости компании.
Бессрочный отпуск
Руководители Weebly - компании по созданию сайтов в США - доверяют подчиненным настолько, что предлагают им брать отпускные дни по собственным потребностям. Звучит невероятно? Но есть в этом практичность. Каждый третий американец не использует всего отпуска, который предусмотрен законодательством (у большинства это 18-24 рабочих дней в году), а каждый десятый вовсе довольствуется двухнедельными каникулами. «В России такой опыт вряд ли приживется в силу незрелости многих сотрудников. Велик риск злоупотребления», - считает управляющий партнер рекрутинговой компании RichartsMeyer Ольга Демидова. К сожалению, увеличить отпуск могут позволить себе только сотрудники небольших компаний, ведущих несколько проектов в год. Также длительный отпуск возможен для фрилансеров: закрыв текущие проекты, они могут отдыхать, сколько хочется. Что касается крупного бизнеса, то там, вне зависимости от сферы деятельности, говорить о расширенном отпуске не приходится. Здесь работник может рассчитывать только на 28 календарных дней, положенных ему Трудовым кодексом РФ.
Наставничество
Наставническую деятельность практикуют многие крупные компании. Топ-менеджеры российского офиса консалтинговой фирмы Pricewaterhouse Coopers любят брать под свою опеку тех, кто только начинает строить карьеру. Они водят их по дорогим ресторанам, дискотекам (излюбленное место, например - «GQ bar», недавно переименованный в «Балчуг, 5») и там дают разные советы, как жить и что нужно делать, чтобы добиться аналогичного успеха и достатка. В МТС наставничество проходит более строго и официально. Недавно директор корпоративного университета МТС Оксана Кухарчук объясняла своему сотруднику, почему ему важно не только ходить на работу, но и дружить с коллегами: «Специалист, скрупулезно выполняющий работу, но не общающийся с коллегами, вряд ли может рассчитывать на повышение». Сотруднику хватило всего двух встреч с наставником, чтобы немедленно пригласить коллег на чашку чая в ближайшее кафе.
Пятничный дресс-код
Во многих компаниях со строгим дресс-кодом по пятницам сотрудникам дается послабление -- можно одеться в непринужденном стиле smart-casual. Но как тогда мотивировать работников компаниям, в которых и так не существует дресс-кода? В московском офисе web-компании Airbnb, где всю неделю можно одеваться как вздумается, пятница объявляется днем деловой одежды – «деловой пятницей». «Мы очень любим сериал «Безумцы» - в основе сюжета которого, - офис 60-х годов вымышленного рекламного агентства «Стерлинг-Купер», - рассказывает управляющий директор Airbnb в России Михаил Коноплев. - Девушки стараются одеться так же ярко и женственно, как актрисы из сериала, мужчины тоже не отстают – приходят на работу в строгих костюмах и шляпах». Руководство компании заметило, что новые образы сотрудников не отвлекают, наоборот, они начинают мыслить еще более креативно.
А в американской медицинской компании Beryl Companies иногда устраивают даже пижамные вечеринки.
Возможность брать в офис домашних питомцев
Как можно работать спокойно, зная, что где-то там грустит в одиночестве домашний питомец? Поэтому в американских офисах компании Google, Amazon, Airbnb разрешают брать своих собак прямо в офис. Впрочем, при приеме на работу в американский офис Google предупреждают: большинство сотрудников – собачники. С кошками, конечно, тоже можно приходить, но при виде множества собак у них возможен стресс, это нужно учитывать. В московский офис Google собак приводит нельзя, но только потому, что так велит руководство бизнес-центра, в котором расположен офис Google. Зато сотрудники российского офиса Airbnb говорят, что им с собаками приходить на работу можно, правда, так получилось, что никто пока собакой не обзавелся.
Тематические вечеринки
Чтобы сотрудник хорошо работал, ему нужно хорошо отдыхать. Минимум раз в месяц компания Splat (российский производитель зубных паст) устраивает вечеринки для сотрудников. «Наша политика такова, что инициатива проведения вечеринок должна идти не сверху от руководства компании, а снизу – от самих сотрудников», - говорит пресс-секретарь Splat Евгения Малова. Нынешним летом работники Splat раз в месяц выезжали в «Парк Горького» играть в волейбол и бадминтон. А еще в компании отмечает день рождения гендиректора Евгения Демина и основные госпраздники: 23 февраля, 8 марта, Новый год. Например, на прошлый день рождения гендиректора сотрудники устроили флешмоб на Андреевской набережной. Под песню любимой группы Демина «Сплин» сотрудники исполнили современный танец всем коллективом. «Мы приглашаем event-агентство только для проведения Нового года, и то -- ставим условие, что сотрудники должны принимать активное участие не только в самом мероприятии, но и в подготовке праздника», - говорит Малова.