Аттестация рабочих мест по условиям труда
Зачем нужна аттестация рабочих мест?
Oдна из основных обязанностей работодателя – обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством (ст. 56 ТК РФ). От того, насколько ответственно он подходит к выполнению этой обязанности, зависит безопасность жизни и здоровье работников. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н в редакции от 12.12.2012 (далее – Порядок).
Проводить аттестацию обязаны все работодатели, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (п. 1 Порядка).
Какие рабочие места нужно аттестовывать?
Под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ч. 6 ст. 209 ТК РФ).
Согласно п. 4 Порядка, аттестовывать необходимо все рабочие места, трудовая функция которых предусматривает:
- работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами;
- эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;
- работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника;
- использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента;
- хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.
Приказом Минтруда России от 12.12.2012 № 590н в Порядок внесены изменения: теперь не требуется аттестация так называемых «офисных» рабочих мест, т.е. тех, на которых сотрудники заняты работой исключительно с ПЭВМ, копировально-множительной или другой оргтехникой либо бытовой техникой, которая не используется в технологическом процессе производства.
Кто может проводить аттестацию?
Аттестация проводится совместно работодателем и специально привлекаемой по договору гражданско-правового характера аттестующей организацией (п. 6 Порядка). При этом работодатель обязан обеспечить проведение аттестации, а аттестующая организация отвечает за точность измерения и оценки исследуемых факторов (п. 52 Порядка).
В соответствии с ч. 3 ст. 217 ТК РФ приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н утверждены:
- Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация (в этот перечень входит, в частности, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда);
- Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
В соответствии с п. 3 вышеуказанного приказа оказание услуг в области охраны труда организациями, не прошедшими аккредитацию, не допускается.
Организации, прошедшие в установленном порядке аккредитацию, вносятся в Реестр аккредитованных организаций (пп. 14–25 Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда). Минздравсоцразвития России размещает сведения о них на своем официальном сайте rao.rosminzdrav.ru. При проведении аттестации работодатель вправе потребовать от организации копию уведомления о включении в реестр (п. 7 Порядка).
Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю (п. 6 Порядка), в противном случае при проведении проверки Госинспекцией труда результаты аттестации могут быть признаны недействительными. Стоит проверить ее учредительные документы или выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), чтобы убедиться, что одна организация не является учредителем другой, а учредители и руководители одной организации не состоят в родстве с учредителями и руководителями другой организации.
Для проведения аттестации рабочих мест не обязательно привлекать только одну организацию (п. 6 Порядка). В случае необходимости можно привлечь две и более организации (например, если филиалы работодателя находятся в разных регионах или требуется измерение большого количества производственных факторов).
Стоимость аттестации одного рабочего места устанавливается в каждом случае индивидуально (в среднем от 1,5 тыс. до 5 тыс. рублей) и зависит от количества измеряемых производственных факторов, количества рабочих мест в организации, подлежащих аттестации, оборудования, которое использует аттестующая организация. В связи с этим уместно напомнить, что ч. 3 ст. 226 ТК РФ установлено: финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
Как организовать процедуру аттестации?
Прежде всего, необходимо издать приказ о проведении аттестации (Приложение) и утвердить состав аттестационной комиссии. В приказе необходимо назначить председателя комиссии, определить полномочия аттестационной комиссии, указать сроки и график проведения аттестации (п. 9 Порядка).
В состав аттестационной комиссии, согласно п. 10 Порядка, требуется включить:
- представителей работодателя (ими могут быть руководители структурных подразделений, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские и иные работники);
- специалиста по охране труда;
- представителя профсоюза (или другого представительного органа работников);
- представителей аттестующей организации.
Председателем аттестационной комиссии нужно назначить представителя работодателя.
Если в компании отсутствует профсоюзная организация, представители работников могут быть избраны общим собранием работников.
Аттестационная комиссия на предприятиях малого бизнеса и микропредприятиях может иметь сокращенный состав:
- работодатель (его представитель);
- представитель аттестующей организации;
- представитель профсоюзного органа (при его наличии);
- представитель организации или специалист, привлекаемый работодателем по договору гражданско-правового характера для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).
При проведении аттестации работодатель обязан оказывать содействие аттестующей организации, в частности, предоставлять необходимую информацию и документацию, а также разъяснения в устной и письменной формах по вопросам, относящимся к целям аттестации (п. 7 Порядка). От кадровой службы могут потребоваться штатное расписание и должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка или коллективный договор.
Созданная аттестационная комиссия должна составить перечень рабочих мест, подлежащих аттестации (его образец – в Приложении 1 к Порядку), а также:
1. Выделить в перечне аналогичные рабочие места, т.е. такие, которые характеризуются совокупностью следующих признаков:
- профессии или должности одного наименования;
- выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
- использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья; работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
- использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
- одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте;
- одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;
- одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты (СИЗ) – п. 12 Порядка.
Для аттестации аналогичных рабочих мест достаточно оценить 20% таких рабочих мест (но не менее двух). При выявлении хотя бы одного рабочего места, не отвечающего признакам аналогичности, оценивают все рабочие места (п. 40 Порядка).
2. Определить факторы, подлежащие оценке.
3. Присвоить уникальный порядковый номер (не более восьми знаков) каждому рабочему месту.
После завершения подготовительных процедур представители аттестующей организации проводят оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, которая, согласно п. 13 Порядка, включает в себя:
- оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
- оценку травмоопасности рабочих мест;
- оценку обеспеченности работников СИЗ;
- комплексную оценку условий труда на рабочих местах.
Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится путем инструментальных измерений и определения уровней факторов производственной среды и трудового процесса. При проведении оценки должны использоваться нормативно утвержденные методы измерений и проверенные в установленном порядке средства измерения (п. 16 Порядка).
Объектами оценки травмоопасности рабочих мест, согласно п. 21 Порядка, считаются:
- производственное оборудование;
- приспособления и инструменты, используемые при осуществлении технологических процессов;
- соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям.
Если проведение измерений и оценок угрожает безопасности аттестующих специалистов или работников, аттестационная комиссия может принять решение не проводить их. В этом случае условия труда на данном рабочем месте автоматически признаются опасными. Решение оформляется в письменном виде, подписывается членами аттестационной комиссии и прилагается к материалам аттестации (п. 5 Порядка).
Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты проводится на основании оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам и оценки травмоопасности рабочего места (п. 30 Порядка).
Все оценочные процедуры оформляются протоколами. Протоколы измерений и оценок гигиенических условий труда оформляются по каждому оцениваемому фактору в соответствии с требованиями, изложенными в п. 18 Порядка.
Бланки протокола оценки травмоопасности и оценки обеспеченности работников СИЗ приведены в приложениях 4 и 5 к Порядку. Если выдача СИЗ не требуется на данном рабочем месте, протокол оценки обеспеченности работников СИЗ не составляется (п. 32 Порядка).
Дополнительно может быть проведена оценка эффективности выданных работнику СИЗ (п. 33 Порядка). Протоколы оценки подписываются специалистами аттестующей организации, проводившими оценку, а также ответственным должностным лицом аттестующей организации и заверяются печатью аттестующей организации (пп. 19, 27, 35 Порядка).
На основании протоколов проведенных оценочных процедур и измерений проводится комплексная оценка условий труда на рабочем месте (п. 36 Порядка) и заполняется карта аттестации рабочего места по условиям труда. Ее образец приведен в Приложении 2 к Порядку, вместе с рекомендациями по заполнению (Приложение 3 к Порядку).
На аналогичные рабочие места заполняется одна карта аттестации рабочего места по условиям труда. По итогам комплексной оценки рабочее место может быть признано аттестованным с формулировкой «соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда» (п. 37 Порядка) либо «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда» (п. 38 Порядка). При отнесении условий труда на рабочем месте к опасным работодатель должен незамедлительно разработать и реализовать комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия (п. 39 Порядка).
Далее аттестационная комиссия готовит и передает руководителю организации отчет об аттестации, к которому, согласно п. 44 Порядка, прилагаются:
- приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;
- перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда;
- карты аттестации рабочего места по условиям труда с протоколами измерений и оценок;
- сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;
- сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам (образец – в Приложении 7 к Порядку);
- план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, образец которого – в Приложении 8 к Порядку;
- протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый), образец которого – в Приложении 9 к Порядку;
- сведения об аттестующей организации, образец которых – в Приложении 10 к Порядку, с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации);
- протоколы заседаний аттестационной комиссии;
- заключение (-я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);
- предписание (-я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).
Работодатель утверждает отчет об аттестации, подписывает приказ о завершении аттестации и знакомит работников под роспись с ее результатами. В течение 10 календарных дней от даты издания приказа работодатель должен направить сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда (п. 45 Порядка). Отчеты об аттестации хранятся у работодателя в течение 45 лет, а при тяжелых и вредных условиях труда – 75 лет (п. 602 приказа Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения»). Место и порядок хранения отчетов определяет работодатель.
Информацию о результатах аттестации работодатель обязан сообщить в территориальное подразделение Фонда социального страхования России (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона № 125-ФЗ от 24 июля 1998 г.). На основании этих данных будут определяться надбавки и скидки к страховому тарифу взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Периодичность проведения аттестации
При определении перечня работников с ненормированным рабочим днем необходимо помнить о некоторых запретах и ограничениях, которые многие теоретики выводят из совокупного толкования ст. 97, 99, 101 ТК РФ: нельзя привлекать к работе в режиме ненормированного рабочего дня работников, которых в силу закона запрещено привлекать к труду сверх установленной нормы рабочего времени.
Рабочее место должно проходить аттестацию не реже одного раза в пять лет (п. 8 Порядка) в следующих случаях:
- если по результатам предыдущей аттестации было установлено наличие вредных и (или) опасных условий труда;
- если для данного рабочего места обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).
При этом пятилетний срок начинают исчислять от даты завершения предыдущей аттестации, а датой начала проведения следующей аттестации считают дату издания приказа об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.
Если по результатам предыдущей аттестации условия труда на рабочем месте были признаны безопасными (оптимальными или допустимыми), повторная плановая аттестация не проводится.
В некоторых случаях должна проводиться внеплановая аттестация (пп. 47, 48 Порядка):
- в случае обращения работника или профсоюза с заявлением о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте;
- по результатам государственной экспертизы условий труда (если качество проведенной аттестации признано неудовлетворительным);
- в случае выдачи предписания о проведении аттестации государственной инспекцией труда;
- при выполнении мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда;
- в случае замены производственного оборудования;
- при изменении технологического процесса;
- в случае изменения средств коллективной защиты.
Аттестация новых рабочих мест, организованных в соответствии с проектами строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий, должна быть проведена после достижения показателей и характеристик, предусмотренных указанными проектами, но не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест (п. 4 Порядка).
Процедура проведения внеплановой аттестации и оформление ее результатов аналогичны плановой аттестации. Для каждого аттестованного рабочего места создается новая карта аттестации (п. 49 Порядка), изменения в старую карту вносить не нужно.
Результаты аттестации
Результаты аттестации используются как самой организацией, так и иными заинтересованными органами (государственными, страховыми, медицинскими), в целях (п. 3 Порядка):
- разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. В частности, для составления плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организации на основе Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России, от 1 марта 2012 г. № 181н;
- установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;
- информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях;
- контроля состояния условий труда на рабочих местах;
- оценки профессионального риска;
- обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты;
- подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
- подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
- подготовки контингента и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников (карты аттестации рабочих мест используются согласно Приложению 3 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н);
- расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;
- рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников;
- санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;
- обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
- приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
- обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.
Несвоевременное или некачественное проведение аттестации рабочих мест по условиям труда может повлечь за собой штраф на должностное лицо от 1000 до 5000 рублей; на юридическое лицо – штраф от 30 до 50 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Если должностное лицо ранее уже было подвергнуто наказанию за подобное правонарушение, то оно может быть дисквалифицировано на срок от одного года до трех лет (ст. 5.27 КоАП РФ).