Бизнес как вирус – вершина эффективного развития
Что можно отдать?
В последнее время идея аутсорсинга активно муссируется, непрерывно развивается и успешно воплощается в жизнь – передача сторонним подрядчикам как отдельных бизнес функций, так и бизнес процессов целиком позволяет существенно сократит издержки, тем самым повысив эффективность бизнеса. Все чаще и чаще звучит мысль, что 21 век – это век аутсорсинга.
Но все ли можно отдать на аутсорсинг? Аутсорсинг, доведенный до изумления, хорошо изображен в детском мультфильме про Вовку в тридевятом царстве, когда "двое из ларца, одинаковы с лица" делали все: и дрова рубили, и пирожки пекли и пальцы загибали за Вовку. Но тотальная передача абсолютно всего внешним подрядчикам привела к невозможности воспользоваться результатом их работы.
Давайте попытаемся представить, что в будущем рынок аутсорсинга может сделать что угодно дешевле и эффективнее чем вы. Что в этом случае надо оставить у себя, а что отдавать "двоим из ларца"? Естественно, что отдавать мы будем грамотно, оставляя (создавая) у себя внутри эффективные механизмы управления и взаимодействия с аутсорсерами. Понятно, что вполне можно отдать все обслуживающие процессы, как то подбор персонала, взаимоотношения с государством (в том числе налоговая бухгалтерия), ИТ-сервис, уборку помещений и так далее.
Вполне можно частично или полностью отдать производство (в настоящее время такая практика очень широко распространена и очень сильно поддерживает экономику Китая). В ситуации, когда мы отдадим продажи хорошим аутсорсерам тоже масса преимуществ. Ну и так далее. Рассмотрев все грани бизнеса, мы в итоге придем к выводу, что самим надо делать только то, что позволяет бизнесу оставаться бизнесом, т.е. постоянно приспосабливаться (адаптироваться) к изменяющемуся внешнему миру при этом сохраняя свою суть.
Для того, что бы лучше понять, что позволяет бизнесу выживать и сохранять свою суть, рассмотрим его с точки зрения процессного подхода и попытаемся выяснить, какие бизнес процессы позволяют бизнесу выживать – из каких винтиков и шестеренок состоят механизмы адаптации и сохранения сути.
Адаптационный механизм
Основная задача адаптационного механизма – это своевременное реагирование на:
- изменение поведение клиентов,
- изменение к отношению к продукту,
- изменение рыночных условий.
Деятельность, направленная на изменение продукта, традиционно называется инвестиционной. Для повышения вероятности выживания бизнеса надо осознанно заниматься ее управлением. Как минимум, необходимо выделить инвестиционную деятельность в самостоятельный процесс с процессом ее управления и системой показателей – применить широко известный принцип повышения эффективности за счет введения функциональной специализации.
Но как только мы выделяем Инвестиционную деятельность в отдельный процесс, задача которого эффективно создать максимально полезный для Бизнеса продукт, во весь рост встает проблема внедрения в производство нового продукта – любая функциональная специализация ведет к возникновению барьеров. Деятельность, направленная на производство продуктов, традиционно называется Операционной. И ее задача максимально эффективно удовлетворить Клиента текущими продуктами. И в случае, когда Инвестиционная и Операционная деятельность управляются отдельно, момент передачи нового продукта из Инвестиционной деятельности в Операционную происходит вне зоны ответственности ни одной из них.
Значит, для улучшения адаптации бизнеса необходимо повышать эффективность взаимодействия между функционально разделенными процессами. Такие процессы взаимодействия получили название сквозных. В частности, для рыночной связи процессов Инвестиционной и Операционной деятельности в качестве сквозного процесса выступает процесс Управления жизненным циклом продукта. Таким образом, адаптационный механизм, как и Галлию можно разделить на три части, и он состоит из:
- процесса инвестиционной деятельности,
- процесса управления инвестиционной деятельности,
- процесса управления жизненным циклом продукта.
Сохранение сути
Порассуждаем теперь на тему как и через что определяется суть Бизнеса. Она определяется продуктами, которые Бизнес производит. Какие вообще продукты он может производить без перерождения в другой бизнес, определяется через его миссию. Фактически, миссия это продукт в самом широком смысле.
Сохранение сути Бизнеса поддерживает опять же сквозной процесс управления жизненным циклом продукта – ведь именно он отвечает за то, когда и какие продукты мы будем создавать, когда и какие производить и когда и какие продукты выводить из производства. Он связывает процессы инвестиционной и операционной деятельности, которые в свою очередь состоят из процессов создания нового продукта, процессов производства продуктов, процессов управления созданием и производства.
Вирус как высшая форма эффективности
Таким образом, в условиях развитого рынка аутсорсинга, бизнес, стремящийся к эффективности сам должен выполнять только процессы инвестиционной деятельности (создание нового продукта и управление созданием) и процесс управления жизненным циклом продукта, а также иметь «интерфейсы» и «механизмы» для управления «лишними» процессами (которые он отдал на аутсорсинг).
По сути, такой бизнес является вирусом – у него есть РНК (его сущность), есть механизм эволюции (его адаптивность) и механизм инфицирования для достижения своей цели (механизм управление остальными процессами, необходимыми ему для производства и продажи своего продукта, а также для обеспечения собственной деятельности).