Человеческий фактор
"Поиск нужных людей — ключевой и очень непростой для стартапа вопрос",— говорит Кирилл Малука, сооснователь и соинвестор проекта Wise TiVi. Сейчас в команде проекта около 40 человек с учетом фрилансеров. "Рекрутинговые агентства — слишком дорогое удовольствие для стартапа, кроме того, через них лучше искать людей под конкретный функционал. На этапе вывода проекта особенно ценны сотрудники, умеющие работать в многозадачном режиме",— считает Малука. Два месяца он искал специалиста по контролю качества производственного процесса в Китае. Помог случай — в аэропорту Кирилл встретил бывшего однокурсника, который живет в Гонконге и работает в сфере электроники.
Нанять агентов по недвижимости, конечно, проще. Но, создавая агентство недвижимости "Счастливый дом", Анастасия Гизатова сразу стремилась уйти от негативного образа "пройдохи риэлтера", приглашая на работу людей с высшим образованием, не имеющих опыта работы в риэлтерских агентствах. Сейчас у нее практически нет текучки кадров. Гизатову влекут новые интересные проекты, но оставить оперативное руководство она пока не может — опасается, что сотрудники уйдут.
Вопрос делегирования полномочий волнует и Максима Ясного, основателя event-агентства Blackbird Agency: "На разных этапах развития компании меня бросало в крайности — от полнейшего недоверия к полнейшей свободе для сотрудников". Предприниматель пришел к выводу, что истина посередине. С одной стороны, он придерживается правила "доверяй, но проверяй", с другой — старается брать на работу только тех, кто доверия заслуживает. А от идеи франчайзинга (запросы на франшизу Ясному поступали) Максим решил отказаться: контролировать партнеров на расстоянии сложно.
Роман Матвеев, основатель проекта "Энергон", начинал вдвоем с партнером, сегодня в компании работают специалисты по логистике и продажам, мерчендайзер. Поиск сотрудников продолжается. Задачу привлечения высококвалифицированных людей Роман с партнером решили за счет опционной программы: пригласили в партнеры Владимира Мариновича и Артура Вдовичева, специалистов по маркетингу, финансам и продажам, имеющих за плечами крупные известные проекты. "У них есть компетенции и связи, которых нет у нас",— говорит Роман. С помощью партнеров он рассчитывает выйти на новый уровень, сейчас команда ведет переговоры с федеральными дистрибуторами и готовит предложения для инвесторов. "Чтобы стать лидером на рынке функциональной жевательной резинки и не дать обойти себя конкурентам, нам нужен качественный скачок",— уверен Роман.
При участии инвесторов развиваются два проекта "Стать коммерсантом" — Wise TiVi и портал для студентов-медиков "Медкампус". Так случилось, что оба они сменили руководителя. Антон Масленников, основатель "Медкампуса", решил сосредоточиться на карьере врача и ученого, оставшись в "Медкампусе" в качестве консультанта. Руководство проектом он передал своему бывшему помощнику Роберту Сагидуллину. Константин Ворожун, со старта занимающийся продвижением "Медкампуса" в социальных сетях, продолжает работу. "Я доволен тем, как работают Роберт и Константин, но Антона проекту, конечно, не хватает. Надеюсь, когда-нибудь он снова займется своим детищем",— говорит Станислав Сажин, гендиректор портала "Доктор на работе", выступивший инвестором сайта для студентов.
Сменил "рулевого" и проект Wise TiVi. Из-за болезни его основателя Андрея Орехова взять на себя оперативное управление пришлось Кириллу Малуке. "Это тяжелое решение, но выхода не было",— говорит Малука. У него есть другие проекты и консалтинговый бизнес. Однако деньги пул инвесторов давал под конкретных людей, о найме стороннего руководителя не могло идти и речи.
По российским законам малым предприятием считается компания с численностью сотрудников до 100 человек. В России таковых меньше 1 млн. Заняты в сфере малого бизнеса только 19% работающего населения, а вклад малых предприятий в ВВП составляет всего 10-12%. В Европе сотрудниками небольших предприятий являются около 70% работающих граждан, их вклад в ВПП Евросоюза достигает 30-35%. Впрочем, подходы к определению малого предприятия в разных странах могут кардинально отличаться.
Китайцы учат русский
В сентябре, в начале учебного года, выручка проекта выросла, как и предполагали его руководители. "Рекламодатели обращаются сами, многим сайт для студентов рекомендуют сотрудники "старшего брата", портала "Доктор на работе"",— рассказывает новый руководитель проекта "Медкампус" Роберт Сагидуллин (на фото). Интерес к проекту проявляют не только российские студенты, но и будущие медики из Китая, Финляндии и других стран. "Это те, кто знает или учит русский язык. Создавать англоязычную версию или версии на других языках мы пока не планируем",— говорит Сагидуллин.
Выручка в сентябре: 120 тыс. руб.
Динамика к августу: 71%
Из офиса к психологу
"В сентябре вновь всплыли проблемы с постановкой задач и делегированием полномочий",— сетует Анастасия Гизатова (на фото), основатель агентства недвижимости "Счастливый дом". Она переделала сайт агентства, но результат не устроил. К тому же возникли проблемы с заселением дома, который застройщики не могли сдать в течение восьми месяцев. "Морально это оказалось очень сложным. Весь негатив принимаю в свой адрес, скупила все успокоительное в соседних аптеках и первый раз в жизни задумалась о походе к психотерапевту",— говорит Анастасия и жалуется на то, что "пропал кураж".
Выручка в сентябре: 640 тыс. руб.
Динамика к августу: 0%
Широта интересов
"Первый месяц осени прошел под эгидой автодилеров",— рассказывает Максим Ясный (на фото), основатель Blackbird Agency. В сентябре агентство провело мероприятие для дилера Volkswagen автосалона "Автоштадт", приуроченное к выходу ограниченной серии Volkswagen Sochi Edition. Активно развиваются и новые направления бизнеса. "Например, Мы сделали новый красивый и удобный сайт для компании ФПК, работаем над системой удаленного обучения торговых представителей. В процессе работы обучающая программа выросла в образовательный и развивающий портал",— говорит Ясный.
Выручка в сентябре: 585 тыс. руб.
Динамика к августу: -60%
Новая упаковка
"В сентябре у нас почти закончилась продукция. А новая партия застряла на стадии производства",— рассказывает основатель компании Роман Матвеев (на фото). Задержки с новой партией связаны с изменением упаковки. "Теперь достать жвачку из упаковки можно одной рукой, что очень удобно для водителей",— говорит Роман. Но инновационная упаковка оказалась сложной в изготовлении, некоторые этапы производства затянулись. Отгрузки пришлось перенести на октябрь. Зато у компании появились партнеры на Украине и в Белоруссии.
Выручка в сентябре: 511 тыс. руб.
Динамика к августу: -28%
В борьбе с дистрибуторами
"Сентябрь показал ожидаемую динамику, сейчас поступают один-три заказа в день",— рассказывает Дмитрий Семаев (на фото), основатель Mini Fellini. На SEO-продвижение предприниматель потратил около 10 тыс. руб. Он продолжает выстраивать схемы поставки товара, ищет людей в команду. "Радует интерес к магазину, есть множество интересных идей. Огорчает качество российской дистрибуции, постоянное отсутствие товара на складе,— говорит Семаев.— Как и в предыдущем бизнесе, буду выстраивать схемы в обход дистрибуторов, у которых, кроме ширпотреба, ничего нет и не будет".
Выручка в сентябре: 110 тыс. руб.
Динамика к августу: 39%
В ожидании поставки
Компания разместила заказ на китайских предприятиях, но цикл производства увеличился. "Мы ввели дополнительный контроль качества, проверка устройства европейскими лабораториями увеличивает сроки",— рассказывает основатель проекта Кирилл Малука (на фото). В ожидании поставки руководителям и сотрудникам есть чем заняться. "Отрабатываем с дистрибутором схемы сервисного обслуживания клиентов, прописываем регламенты, вопросы, на которые должны уметь отвечать сотрудники горячей линии",— говорит Кирилл.