Читаем Минцберга
Кажется, ничто не способно поколебать веру россиян в волшебные свойства западного бизнес-образования. Ни экономический кризис, вызванный управленцами с дипломами ведущих западных бизнес-школ, ни немалая стоимость программ МВА, ни трудности жизни в отрыве от дома. На прошедшей седьмого октября выставке «Executive MBA и обучение для топ-менеджеров» презентации западных бизнес-школ проводились при полных залах. Еще год назад я заметил, что российский рынок стал для них интересен. Сегодня иностранное присутствие на профильной выставке достигло 50%.
Вслед за Поэтом хочется задать вопрос: «что ищет он в стране далекой, что кинул он в краю родном?». Неужели здесь идет расчет на ту тысячу молодых менеджеров, которая ежегодно уезжает пытать счастья за морем? При выросших «в разы», по свидетельствам западных СМИ, кризисных наборах в бизнес-школы? Одно из двух: или с наборами на программы МВА у них обстоит не так радужно или идет игра вдолгую: целенаправленная работа по формированию общественного мнения. А, может быть, и то, и другое.
Вновь услышанное на выставке и ставшее ходовым заблуждение «если западному бизнесу уже несколько сотен лет, то и учиться ему нужно на Западе» приводит к серьезным негативным последствиям. Во-первых, к тому, что счастливые обладатели западного МВА частенько проваливаются в России, столкнувшись с нешаблонной российской действительностью. Во-вторых, это порождает у россиянина неверие в собственные силы. Я не проповедую идеи чучхе, а призываю использовать имеющийся богатый творческий потенциал. Примером удачного сочетания западных (американских) идей управления с самобытной философией, менталитетом и культурными ценностями является знаменитая японская система менеджмента, ставшая примером для ведущих экономик мира.
Еще одно наблюдение с выставки. Ощутимо меняется состав пришедших на выставку 2009 года: стало больше девушек с рассеянным взглядом и меньше вдумчивых (и въедливых) деловых людей. Наверное, последствия кризиса: директору нужно вкалывать, а найти для себя программу ЕМВА можно послать референта или НRа. Если это так, то господа топ-менеджеры рискуют получить совсем не то. Ведь на что ориентируется сотрудник, не слишком знакомый с тонкостями программ МВА? На бренды, поэтому принести директору листовки и брошюры Rotterdam Business School или НЕС — дело, наверняка, верное. Не могу сказать ничего плохого про упомянутые бизнес-школы, но совет топ-менеджерам — программы бизнес-образования для себя нужно подбирать самим. Приходить на выставки, анализировать информационные материалы, задавать вопросы стендистам (как ни удивительно, они для этого там находятся), иными словами, копать глубже…
Теперь обратимся к уважаемому Генри Минцбергу, последнюю книгу которого «Требуются управленцы, а не выпускники МВА» я бы посоветовал прочитать всем. И молодежи, настойчиво стремящейся поступать в западные бизнес-школы, озабоченной TOEFL, GMAT, грантами и admission procedures. И сотрудникам российских бизнес-школ, слепо верящих в эффективность западных технологий бизнес-образования на российской почве. Эта книга — не антиреклама программ МВА, которые уже стали составной частью развитых экономик и общественной жизни. Она являет собой критический взгляд на проблемы обучения бизнесу. Глубокий и профессиональный. Скажем сразу, о российском МВА в книге ни строчки — похоже, о его существовании Минцберг не знает.
Так вот, по мнению Минцберга, в западные бизнес-школы приходят «неподходящие» люди, то есть люди без опыта управления. Слова гуру управления подтверждает сайт Harvard Business School: «many promising candidates are optimally prepared for the HBS MBA after two or three years of experience—or even, in some cases, directly from college». Вот так — на МВА сразу после колледжа!
«Неподходящими методами» Минцберг считает распространенные в школах бизнеса «игры в менеджмент», то есть симуляторы бизнес-ситуаций, в то время как основным фактором реальной практики управления является ответственность за принимаемые решения. Кроме того, «игры в менеджмент» порождают впечатление, что управление — гораздо более упорядоченный и поддающийся анализу процесс, чем он является на самом деле. Или повальное увлечение «кейсами», этими «моментальными снимками» практики бизнеса, когда анализируется ситуация, а знания, выводимые из обстоятельств отсутствуют и потому игнорируются.
Интереснейшую книгу Минцберга пересказать невозможно; она будит воображение и зовет к поиску творчески настроенных людей из бизнес-образования, стремящихся наполнить классический образ МВА более совершенным содержимым. Критикуя старое и пытаясь его переосмыслить, мы двигаемся к новому, более совершенному. Но критика не должна быть огульной, как это продемонстрировал один из посетителей выставки, с усмешкой заявивший о том, что «МВА устарел лет на семь». Когда мы спросили его, что он делает на выставке, посвященной МВА, он ответил: «пришел поискать новые идеи по бизнес-образованию»!