Откровенный дневник как инструмент гендиректора: Чему научило топ-менеджера ведение блога в интернете
Дерипаска и Абрамович никогда не вели блогов. Но, судя по поисковым запросам "Яндекса", люди активно ищут в интернете их дневники. Стало нормой, что состоявшийся бизнесмен должен иметь блог. Сделал бизнес, добился чего-то — заведи аккаунт в LiveJournal, Twitter и так далее. Как Тиньков, Прохоров или Полонский.
У меня все было наоборот. Я пришел в реальный бизнес из интернета. В 2006 году взял кредит в банке, чтобы открыть книжный магазин в Сыктывкаре. Риски были огромные. Денег хватало впритык на оборудование и книги. На продвижение магазина не оставалось ничего. Чтобы выжить, нужна была безумная идея. Я устроил в интернете настоящее реалити-шоу. Завел блог и стал описывать на нем все, что происходит со мной и моим бизнесом. Сколько я потратил денег, сколько заработал, какие налоги заплатил, какую прибыль получил. Все по-честному. Этот блог привлек внимание к книжному магазинчику на шестом этаже торгового центра. Люди с азартом стали следить, разорится этот парень или у него получится?
Можно в России вести бизнес открыто? Кто-то крутил пальцем у виска и говорил, что меня стукнут по голове в подворотне, ведь я открыто публикую свою выручку! Кто-то подходил на улице и жал руку. И те и другие приходили в магазин и покупали книги. Так блог сделал известной мою компанию. У меня появились партнеры-инвесторы. Мы стали быстро развиваться. Ежемесячный оборот за три года увеличился в 20 раз, до $1,5 млн, сеть разрослась до шести магазинов. Блог, казалось бы, сделал свое дело — дал толчок развитию бизнеса.
Что дальше? Какие плюсы для компании я вижу в "сетевом нудизме"? Для начала, блог важен для меня лично. Это мой ответ себе, что я не изменился, не закрылся, не превратился в сноба. Для меня оказалось принципиально важным сохранить открытость — притом что сделать это было теперь сложно. Нельзя существовать в бизнесе и быть свободным от него. Мой блог касался уже не только меня, но и партнеров, коллег. В конце февраля 2008 года мы столкнулись с федеральным оптовиком-монстром "Топ-Книгой". Мы вышли на владельца гипермаркета с предложением об аренде торговых площадей, но нам сообщили, что гипермаркет уже ведет переговоры с федеральной сетью и договор практически подписан. Нам нельзя было пускать "федералов" в лучший торговый центр города! Я позвонил владельцу "гипера" и сказал, что хотел бы встретиться. "Федор, либо у тебя развита интуиция, либо тебе везет, — ответил собственник гипермаркета.
— Мы завтра должны подписать договор аренды с "Топ-Книгой"". На следующий день я приехал на переговоры. Когда я поднялся на второй этаж, где планировалось разместить книжный магазин, менеджер "Топ-Книги" мерил рулеткой помещение. Я еще не знал, что скажу руководству гипермаркета. Я настроился на эти переговоры, как будто они последние в жизни. Все закончилось успешно. Я убедил владельца гипермаркета, что наш магазин лучше федерального. В соседнем кабинете-аквариуме сидел менеджер "Топ-Книги". Когда я проходил мимо, он посмотрел на меня. Может, он меня знает? Может, читал блог? Я описал эту историю в подробностях. Пост вызвал бурную реакцию, в том числе среди менеджеров "Топ-Книги", которые писали письма и оставляли в блоге комментарии о том, что нельзя публиковать такие истории. После этого в Сыктывкар приезжал региональный директор "Топ-Книги" — разбираться с ситуацией, но магазин их компания так и не открыла. Вскоре случилась другая история: поставщики канцелярских товаров предъявили претензии по поводу нарушения условий соглашения прямо в блоге. Мы активно зашли на рынок "канцелярки" Республики Коми.
Местный оптовик обвинил нас в неуплате 500 000 рублей по прошлым поставкам нашим магазинам. Это была спорная ситуация. Мы уже конкурировали в тот момент. Поставщик писал: "Пользуясь случаем, хочу понять, Федор, ты деньги за отгруженный тебе в прошлом году товар (в т. ч. и ErichKrause) вернешь добровольно или по исполнительному листу? Может, долгами и обусловлен выбор менее сильных торговых марок?" Я сидел перед компьютером в сомнениях. Удалить это комментарий, чтобы не портил благостную картину в блоге и нарушить свой внутренний принцип, или нет? Мой блог читали банкиры и поставщики. В тот момент репутация неплательщика мне была не нужна. Мы выступали как новички на канцелярском рынке и нуждались в отсрочках, а не в плохой репутации. Я не изменил своему правилу — не удалил комментарий.
Если уж начал эксперимент, надо сохранить его чистоту. Конкурент стал распространять информацию о том, что мы являемся его должниками. С его подачи мы попали в список неплательщиков на отраслевом канцелярском сайте. Он очень давно присутствовал на рынке и имел куда больше информационных возможностей. Поставщики стали отказывать нам в отсрочке. Пост в блоге сыграл против репутации — но блог же и помог. Ситуацию выправила открытая дискуссия в комментариях. Я высказал свою позицию. Сайт читали поставщики. На федеральном канцелярском форуме обсуждали наши столкновения. Это сильно повлияло на ситуацию. В итоге мы нашли партнеров, которые сделали ставку на нашу компанию. Блог учит отвечать на сложные вопросы публично. Как говорил Ницше, что не убьет — сделает сильнее. В самом начале в моей компании работало всего три человека, сегодня — около 50.
Вместе с развитием в бизнес стали приходить опытные специалисты из больших компаний. Многие не понимали, зачем нужен этот блог. Мой первый бухгалтер был шокирован публикацией выручки в интернете. Меня воспринимали как директора-эксцентрика. Но это были люди другой корпоративной культуры, которая отрицает всякую открытость. Блог стал настоящим каналом влияния. По моим постам делали выводы конкуренты, банкиры, сотрудники. Не так давно я написал, что продам машину, для того чтобы добавить бизнесу оборотных средств. Внезапно одна из моих менеджеров восприняла объявление из поста как результат своей работы. Она написала мне, что, если я продам машину - уволится. Я был удивлен, но менеджер посчитала, что продажа машины связана с ее ошибкой в управлении закупками. На самом деле нам просто не хватало оборотных средств, а менеджер работала прекрасно!
Я по-прежнему уверен, что плюсов в ведении блога больше, чем минусов. Сегодня мой дневник читают в офисе, на складах и в магазинах. Блог создает атмосферу открытости в компании. Каждый может задать вопрос и получить ответ. Работники знают, что я такой же, как они. Что в основе бизнеса лежат труд и стремление воплотить мечту, а не темные схемы или богатый папа. Скажете, опасные эксперименты? Возможно. Но я всегда слыл в региональном бизнесе "фиолетовой коровой". Быть такой "коровой" — выгодно, если вы не боитесь идти по новому пути.
Федор Овчинников