Главная помеха карьере
В начале февраля этого года в Москве было зарегистрировано почти 22 тыс. безработных. По сравнению с предыдущими месяцами их количество немного уменьшилось.
«Тенденция отказа в устройстве на работу по причине возраста возникла в 2000-е, когда в большой бизнес пришли молодые люди»
К примеру, в декабре прошлого года на учете в столичной службе занятости официально состояло 22,9 тыс. нетрудоустроенных. Однако тенденция продолжает сохраняться.
Согласно мнению половины безработных москвичей, главной проблемой в их профессиональных достижениях является возраст: именно он мешает найти подходящую работу. Таковы итоги исследования Управления государственной службы занятости населения столицы.
Признать тот факт, что причиной отказа работодателя может быть недостаток квалификации и профессиональных навыков соискателя смогли лишь 16% опрошенных.
Еще 14% считают, что отказ принять человека на работу в большинстве случаев обусловлен недостаточным стажем службы.
Еще 7% участвовавших в опросе назвали основной причиной отказа длительный перерыв в работе, 6% - черты характера и эмоциональное состояние соискателя, 2% - недостаточные навыки делового общения, 1% - слабое здоровье.
Стоит отметить, что при этом в банке вакансий столичной службы занятости сейчас насчитывается 140,4 тыс. свободных рабочих мест. Самое большое число предложений поступило от организаций строительства, обрабатывающих производств и операций с недвижимым имуществом.
Кроме государственных служб занятости поиском работы в России сейчас занимаются частные агентства по трудоустройству и рекрутинговые компании. Первые нацелены на тех, кто ищет работу, вторые – на тех, кому нужны работники. Как рассказала корреспонденту газеты ВЗГЛЯД сотрудница одного из кадровых агентств Марина Хрущева, в конце 1990-х годов в стране было больше агентств по трудоустройству, однако сейчас ситуация изменилась.
Что же касается возрастных рамок, которые устанавливает работодатель при поиске сотрудников, то они действительно имеют место быть. Но преувеличивать их значимость не стоит.
«Для высококвалифицированного работника возраст не может составлять никакой помехи – подчеркнула Марина Хрущева. – Для работников средней квалификации возраст более значим. Но и тут никогда не стоит всерьез воспринимать уточнение «до 40 лет», ведь если вам 42, и вы – спец в своей области, то «лишние» два года вам не помешают».
По словам Марины Хрущевой, тенденция отказа в устройстве на работу зрелым сотрудникам возникла в начале 2000-х годов, когда молодые предприниматели стали открывать свои предприятия. Разумеется, чисто психологически им было проще руководить своими сверстниками или людьми, моложе себя. Так и появились объявления с уточнениями: «возраст до 30 лет».
Однако за последние годы эта тенденция пошла на убыль. Во-первых, отказывать в устройстве на работу по возрастному критерию – дискриминация, на которую можно подать в суд. Во-вторых, опытные специалисты нужны всем.
Любопытно, что возраст может мешать не только тем, кто устраивается на работу, но и тем, кто вполне успешно трудоустроен. Согласно недавнему исследованию западных ученых, в среднем возрасте человек неизменно подвержен депрессии.
Это происходит вне зависимости от социального статуса человека, его пола, личной жизни и места жительства. Для британцев пик депрессии приходится на 44 года. В США самыми несчастными чувствуют себя женщины в возрасте 40 и мужчины в возрасте 50.
Согласно одной из версий, это происходит из-за того, что в 30–40 лет люди начинают понимать, что их карьера сложилась совсем не так, как они предполагали, и добиться каких-то вещей им так и не удалось.
В России отношение к безработице как явлению является традиционно негативным. Согласно очередному исследованию, опубликованному «Левада-центром» в конце прошлого года, абсолютное большинство россиян считали и считают, что «безработица в нашей стране недопустима»: в 2000 году так высказались 62%, в 2007 – 58%.
К такому мнению склоняются, прежде всего, малообеспеченные, люди среднего и пожилого возраста, жители сел и малых городов. Других мнений по поводу безработицы – о её допустимости, полезности или даже необходимости – придерживается в настоящее время треть всех россиян.