Идеология бизнеса по версии Кевина О’Коннора
Кевин О’Коннор является соавтором известной в американском бизнес-сообществе книги под названием «The Map of Innovation: Creating Something Out of Nothing» («Лик инновации: созидание из ничего»). Кроме того, он со стабильной регулярностью публикуется на сайте Арианны Хаффингтон www.huffingtonpost.com. Соответственно, взгляды Кевина на бизнес не могут не отличаться идейным эксклюзивом и элементами новаторства.
Начнем со знаменитой книги. Как автор, Кевин ставит перед собой задачу — передать часть собственных знаний в пользу повышения уровня вовлеченности читателя в идеологию бизнеса, а также поделиться опытом относительно реализации отдельных положений собственной теории. Кевин нацеливает читателя на отказ от излишних действий, связанных с «предстартовой» подготовкой в пользу незамедлительного начала процесса. В качестве успешных примеров практического применения данной тактики типа «с места в карьер» он в довольно-таки самовлюбленной форме описывает результаты развития собственных проектов, таких как ICC, ISS и DoubleClick. Здесь, вероятнее всего, речь идет не столько о придании собственным строкам методологических свойств, которыми обладает, например, учебник по маркетингу, сколько о формировании своеобразного психологического поля в сознании читателей, способствующего выработке внутренних установок на активные действия. Кевин О’Коннор призывает читателя бросить раздумья и начать работу незамедлительно, в ходе своего повествования предлагая некоторые из сработавших на практике алгоритмов к выполнению этапов этой самой работы. Одновременно Кевин полагается на то, что читатель, почувствовав себя в роли человека в бизнесе, сам проявит соответствующие инициативы по поиску наиболее подходящих моделей развития своего дела. Можно предположить, что Кевин О’Коннор заложил в свои концептуальные изложения двойную функцию. Во-первых, задается неплохой эмоциональный фон процессу прочтения. Во-вторых, стиль изложения в целом способствует тому, чтобы передать читателю своеобразное чувство ситуации в тех случаях, когда автор приводит конкретные аргументы и рассматривает конкретные прецеденты.
В высказываниях Кевина ярко прослеживается предрасположенность к упрощенному пониманию и восприятию явлений. В частности, он предлагает предельно просто отнестись к столь сложному процессу, как набор персонала. Кевин пишет, что «приглашая людей на работу, большинство из нас начинает задумываться о таких вещах, которым в принципе не должно быть места в наших мыслях. Достаточно придерживаться очень простой ключевой концепции: ищите ярких, понимающих личностей, способных долго и упорно трудиться». Если бы все было так просто, мистер О’Коннор. Бывает так, что мы находим человека, позиционирующего себя как яркую трудолюбивую персону. Более того, мы заставляем себя поверить в истинность первичных ощущений и высоко оцениваем перспективы будущего взаимодействия. Но очень часто мы в конечном итоге вынуждены признавать, что, выставляя «отлично» за технику, мы перепутали номинацию — следовало ставить высшие баллы никак иначе, как за артистизм.
Задумка Кевина О’Коннора, конечно, хороша в своей оригинальности. Но мы в данном случае вправе предположить, что автор время от времени будет вынужден сбиваться на субъективизм в оценке той или иной ситуации. В итоге это может привести к формированию своего рода «монополистического» мышления у читателя, что может выражаться в создании ориентировок на отказ от критики и в какой-то мере предрасположенности к идеальному восприятию явлений из области бизнеса, это, разумеется, недопустимо в аспекте поиска эффективных путей развития собственного дела. В бизнесе признание тех или иных результатов «отличными» носит, скорее, характер тактической категории. Можно быть сколько угодно настроенным на результат и делать вид, что ты можешь все, но стратегия мышления в обязательном порядке должна включать в себя опцию конструктивно-критического осмысления происходящих процессов. Книга Кевина — сборник удачных прецедентов, своеобразный источник опыта, интересный и заслуживающий внимания литературный изыск. Но для того чтобы идеи Кевина О’Коннора в прикладном выражении сочетались с реалиями бизнеса, им нужно добавить аналитических свойств, чтобы в необходимых случаях было допустимо использовать эти идеи в качестве прикладных методик.
В своем блоге на сайте www.huffingtonpost.com Кевин продолжает излагать свои концептуальные мысли относительно искусства ведения бизнеса. В статье «Turn my problem into your profit» («Извлеки выгоду из моей проблемы») Кевин выдвигает тезис о том, что наличие неразрешенных проблем, диспутов и любых сложных ситуаций в целом является одним из основных источников креативных идей, которые впоследствии можно будет трансформировать в том или ином бизнес-проекте. Для того чтобы найти подходящую идею, согласно тезисам Кевина О’Коннора, необходимо рассмотреть как можно большее количество идей, предложенных с целью решить поставленную задачу в целом и отсеять ненужное посредством особой разновидности технологии «мозгового штурма», Кевин назвал это Brainstorm and Prioritization Technique, то есть техника расстановки приоритетов с помощью методики «мозгового штурма». Большинство из нас примерно представляет, как реализуется процесс «мозгового штурма». В чем тогда выражается эксклюзивный аспект методики Кевина? Оказалось, что автор решил адаптировать к своей системе «мозгового штурма» инструмент, по всей видимости, позаимствованный из американской демократической модели. Для того чтобы отобрать лучшие идеи, за них предлагается проголосовать, но сделать это нужно особенным образом. Каждый участник получает в свое распоряжение определенное количество голосов, то есть, по сути, выступает в роли «выборщика» по аналогии с голосами выборщиков, распределяющих волю народа в процессе избрания президента США. Количество голосов, согласно методике Кевина О’Коннора, в оптимальном исчислении должно равняться количеству идей, разделенному на три. То есть если у нас сгенерировано 54 идеи, то каждый «выборщик» получает возможность проголосовать за любые 18. Происходит отсев идей, набравших наименьшее количество голосов, и так — этап за этапом, пока команда «штурмующих» не придет к нахождению одной наиболее эффективной идеи.
Преимущества этого способа выражаются в том, что, во-первых, здесь нет механизмов формирования искусственной лояльности, которая может возникнуть в процессе, например, дискуссионного обсуждения идей под влиянием авторитета кого-то из участников процесса. Во-вторых, этот метод в достаточной мере универсален. В-третьих, он представляет собой один из эффективных способов принятия решений в групповой форме, то есть может применяться как отличный командообразующий инструмент.
Попробуем предположить, что существенной недоработкой данной технологии является распределение голосов «выборщиков» в равной пропорции. Вполне допустимо дополнить данную методику такой опцией, как распределение голосов в зависимости от степени соответствия квалификации и специализации каждого участника процесса «мозгового штурма» текущему профилю рассматриваемой проблемы. Примерно так, как это выражено в той самой модели, откуда Кевин мог позаимствовать метод «выборщиков» — из области американской избирательной системы. Там голоса распределяются по штатам в зависимости от количества избирательных округов, формирующихся, в свою очередь, на основе показателей заселенности и площади штатов. Таким образом, модератор процесса штурма, обладая, вероятнее всего, фактически наибольшими корпоративными полномочиями, будет вправе передать часть голосов «выборщиков» в пользу коллег с наибольшим опытом и наивысшим уровнем компетентности в конкретной сфере.
Кевин О’Коннор известен, прежде всего, не столько как генератор идей, сколько в большей степени как их «оператор». Он венчурный инвестор. Инвестор успешный, уважаемый на всех уровнях бизнес-сообщества. Безусловно, во многих случаях его взгляды могут приобретать форму, которой свойственен излишний субъективизм. Но мы попробуем выделить те компоненты мировоззрения Кевина, которые могут охарактеризовать основные принципы, которых придерживался Кевин в ходе реализации своих инвестиционных проектов. В своей публикации под названием «Seven Secrets To Raising Venture Capital» он охотно делится с читателями секретами привлечения этих самых инвестиций. Учитывая то, что Кевин излагал свое видение ситуации с позиции инвестора, то есть человека, который не раз принимал решения в плане утверждения инвестиционных планов, мы можем предположить, что эти «секреты», как и предыдущие публикации Кевина, претендуют на статус актуального практического пособия для бизнеса. Мы постараемся дать оценку формулировкам, содержащимся в «секретах».
Секрет номер один, по версии Кевина О’Коннора, заключается в том, что если наша компания не имеет утвержденных прецедентов успешной реализации каких-либо идей на практике, то не стоит тратить время на привлечение внимания со стороны инвесторов, необходимо первоначально вписать свою идею под лейбл более крупной компании, которая, в свою очередь, доказала свою состоятельность. Утверждение весьма справедливо в отношении фактуры результативности инвестиций, то есть в данном суждении содержится намек на осторожность в принятии инвестиционных решений и подчеркивается необходимость снижения рисков. Но сам факт, что инвестор старается по возможности избежать риска, противоречит философии венчурного бизнеса. Финансовая составляющая инвестиционного проектирования, безусловно, важна, но действия инвестора не должны быть обусловлены одной лишь теорией вероятности.
Следующий секрет Кевина, очевиднее всего, прямо вытекающий из формулировки первого по списку: больше шансов привлечь инвестиции на тот проект, который, предположительно, будет подразумевать как можно более широкие масштабы развертывания. Фундаментальная сущность этого аргумента также понятна — инвестор должен быть заинтересован в том, чтобы инвестиции вкладывались на долговременную перспективу, для того чтобы прибыль можно было извлекать циклически, в соответствующих ожиданиям объемах. Но не будем забывать о том, что в отношении венчурного бизнеса применим так называемый эффект песочницы: проекты, которые какое-то время тянут инвестиционный пул назад, в следующем цикле производства могут выбиться в лидеры. Главное, в данном случае иметь достаточное количество проектов, между которыми можно будет перераспределять инвестиционные приоритеты, подобно тому, как пересыпать песок из одной формы в другую — за пределы «глобальной» песочной емкости материал никуда не убежит. Тем самым в противовес рекомендации Кевина О’Коннора мы попробуем предположить, что отмеченные нами возможности использования методов избрания вариативных тактик навряд ли обуславливают необходимость строго следовать концепции выбора исключительно масштабных объектов для инвестирования.
Третье условие привлечения инвестиций, по мнению Кевина, заключается в том, что нужно перестать продавать идею, а вместо этого сконцентрировать внимание на так называемых работающих прототипах и вовлекать инвесторов в развитие уже действующих инновационных моделей. В данном случае мы, пожалуй, целиком и полностью согласимся с мнением Кевина, так как идеи, как известно, всегда витают в воздухе, но поймать их и придать более или менее осязаемые материальные рамки — задача, не входящая в компетенцию венчурного инвестора.
Следующая рекомендация, заключенная в рамки схемы Кевина О’Коннора, состоит в том, что разработчик должен доказать, что его проект соответствует так называемому правилу 10. Это правило звучит следующим образом: если твой продукт в 10 раз лучше аналогов, притом в 10 раз дешевле аналогов, то инвестор, как только об этом узнает, незамедлительно постучится к тебе в дверь, а если не будешь открывать — залезет через окно. Казалось бы, эта формулировка совершенно неоспорима. Но отмеченная неоспоримость настолько выходит за пределы одной стороны медали, что мы вынуждены эту самую медаль перевернуть и посмотреть, что там — с другой стороны. А с другой стороны просматривается цитата Шарля Де Голля: «Всегда выбирайте самый трудный путь — на нем вы не встретите конкурентов». А «правило 10» самым непосредственным образом настраивает нас на ход легкой дорогой.
Герой нашего сюжета, как мы только что убедились, склонен использовать ряд достаточно простых по своему сущностному содержанию методов и принципов. Безусловно, по факту видимости результатов деятельности Кевина мы можем предположить, что Кевин О’Коннор сумел использовать их в наиболее совместимом режиме с сопутствующими развитию карьеры реалиями. Так какое же место в инвестиционной философии Кевина занимают идеи? Очевидно, что идеи в понимании Кевина имеют привилегированный статус неотъемлемого компонента стратегии развития бизнеса. Причем основное требование к идеям не заключается в их неоспоримой эффективности в прикладном выражении. Идея важна сама по себе — если она окажется несостоятельной в одном проявлении, то в другом случае она обязательно выполнит предписанную ей функцию. Идеями можно управлять — это может быть мозговой штурм, это могут быть регуляторы, истекающие из объективных приоритетов человека или группы лиц, которые принимают то или иное решение. Вместе с тем идея предшествует появлению действия, а если никаких действий не происходит, то и идея бесполезна, она становится «дешевой», как пишет Кевин (ideas are cheap).
У Кевина О’Коннора есть собственные приоритеты, есть свое видение процессов, происходящих в бизнесе. Об их прикладной значимости можно говорить без преувеличения. Тем не менее мы будем учиться формировать свои, независимые концепции, связанные со стратегией развития собственных начинаний, так как знаем и не раз убеждались в правомерности этого утверждения: у совершенства не существует пределов. Более того, совершенная модель ведения бизнеса — понятие скорее абстрактное, чем осязаемое реально. Но как ни в какой другой сфере деятельности, в бизнесе чрезвычайно важен опыт, дополненный умением применять его в нужных ситуациях, адаптируя его к решению актуальных задач. Опыт, как самостоятельный элемент коммуникативных процессов, происходящих в бизнесе, как раз таки обладает четким критерием значимости — опыт должен быть воспроизводимым. Однократный опыт — это скорее, выражаясь языком Кевина О’Коннора, «дешевая идея». Опыт, который адаптирован к тому, чтобы выполнить однажды сработавшие функции нужное количество раз, может считаться значимым, а следовательно, являться эффективным прикладным инструментом. Знания, получаемые из авторских книг, зачастую содержат сведения, которые в большей степени соответствуют категории однократного опыта. Безусловно, информация может быть изложена красиво и убедительно, но задача читателя, который находится в поиске действенных методов и актуальных концепций, состоит в том, чтобы суметь выставить объективную оценку в отношении тех или иных сведений на предмет их практической значимости и перспективного использования. Задача читателя состоит в том, чтобы попытаться обнаружить «дорогостоящую» идею.
Кевин О’Коннор. Биография
Кевин О’Коннор родился в 1961 году в г. Ливонии, штат Мичиган. Отучившись в местном университете, Кевин получил степень бакалавра в области электронного инжиниринга. Свой первый проект Кевин запустил в 1983 году, это была компания Intercomputer Communications, получившая прописку в Атланте. Деятельность в рамках проекта в незамедлительном режиме стала приносить прибыль, с каждым годом доходность только увеличивалась, достигнув максимума, исчисляемого 35 миллионами долларов в виде ежегодной прибыли, к 1992 году. Затем компания О’Коннора была поглощена Digital Communications Associates, однако Кевину предложили должность вице-президента этой компании, и от данной перспективы он не стал отказываться. В 1994 году компанией Netscape Communications был запущен в коммерческий оборот первый в мире официальный интернет-браузер, и в жизни мирового бизнеса стартовала новая эра, связанная с Интернетом в теперешнем его формате, который мы называем «веб». Созревшие к тому времени идеи о возможностях коммерческого использования ресурсов Интернета могли быть реализованы в технически совершенных формах. В сообществе интернет-разработчиков стали звучать тезисы о том, что очень скоро привычные для нас образцы рекламы будут полностью перенесены на просторы Всемирной сети. О’Коннор, то ли подслушав эту формулировку во время бизнес-ланча за столиком любимого ресторана, то ли дойдя до ее сущности самостоятельно, решил во что бы то ни стало застолбить за собой статус пионера в области аутсорсинга рекламы в сеть Интернет. Разумеется, рекламные баннеры к тому моменту использовались, но происходило это, по мнению Кевина, как-то бессистемно, а существующие технические возможности использовались не вполне эффективно. После того как DCA слилась с Attachmate в 1995 году, Кевин принял решение уйти из этой компании и приступить к реализации инновационных проектов.
В том же, 1995 году Кевин О’Коннор создает компанию DoubleClick, подключив к делу Дуайта Мерримэна. Поначалу компания базировалась в Атланте, но очень скоро Кевин сообразил, что настоящий успех кроется не на просторах сказочной Джорджии, а в суровом бизнес-инкубаторе Соединенных Штатов — Нью-Йорке. В процессе исследования лабиринтов «Большого яблока» Кевин встретился с Уэндой Харрис Миллард, известным специалистом в области медиа, и поставил на должность вице-президента компании. Взаимодействие Кевина О’Коннора с Уэндой Миллард в конечном итоге сыграло определяющую роль в успешном развитии компании DoubleClick. Главным образом это получилось за счет того, что Уэнде удалось в нужное время и в нужном месте активизировать имеющиеся контакты в сфере рекламного бизнеса и создать качественный организационный плацдарм для внедрения передовых рекламных решений в новую перспективную область в форме сети Интернет. В 1998 году компания прошла процедуру IPO, и в течение месяца акции компании возросли в цене в два раза.
В 1999 году О’Коннор приобретает компанию Abacus Direct, в распоряжении которой находится гигантская база данных потенциальных потребителей. Кроме того, DoubleClick старалась поддерживать на уровне и собственный технологический ресурс — вскоре в собственность компании переходит NetGravity, один из лучших в США разработчиков программного обеспечения, связанного с техническим сопровождением интернет-проектов. Параллельно с продвижением DoubleClick Кевин О’Коннор принимает активное участие в работе над проектом Internet Security Systems. После знакомства с основателем и главным идеологом проекта Крисом Клаусом, а также подключив к процессу Тома Нунэна, Кевин принял решение стать ведущим инвестором ISS. В 1995 году ISS был запущен, а спустя 11 лет продан компании IBM за 1,4 миллиарда долларов. Этот показатель превосходит официальную цифру, которая прозвучала в процессе анонсирования продажи DoubleClick корпорации Hellman & Friedman в 2005 году, сумма сделки составила 1,2 миллиарда долларов. В 2007 году DoubleClick перешла в собственность Google, которая выложила за это 3,1 миллиарда долларов. С 2001 по 2009 год Кевин занимался инвестиционной деятельностью в области поддержки стартапов. В 2009 году Кевин О’Коннор целиком и полностью сконцентрировал свое внимание на проекте FindTheBest.com — сервисе, который обеспечивает пользователей возможностями для сравнения характеристик людей, событий, явлений согласно установленной форме.