Индикаторы эффективности
Структура кадровой политики
Кадровая политика – основа управления персоналом в компании. Организация подбирает сотрудников, создает условия для их быстрой адаптации, выдает им заработную плату и оценивает их трудовые достижения, опираясь на определенные правила и принципы. Все вместе они и представляют собой кадровую политику. В ее структуре выделяется несколько уровней (см. рисунок), часть из которых затрагивает непосредственно работников организации.
Кроме описанных выше процессов управления персоналом, важны еще две сопряженные области – внутренние коммуникации и корпоративная культура компании. Для них, как и для каждого кадрового направления, целесообразно сформулировать своего рода индикаторы, или критерии эффективности, опираясь на которые можно выстроить качественную работу с персоналом.
Потребность в персонале
Первая пара сопряженных областей – планирование потребности в персонале и кадровый аудит, – это процессы, связывающие вчерашний и завтрашний день организации. Не имея информации о том, сколько в компании работает специалистов той или иной категории и квалификации, невозможно сформировать сколь бы то ни было достоверный план приема или обучения сотрудников.
Для достижения эффективности кадровой политики на этом уровне необходим регулярный мониторинг основных кадровых показателей компании и наличие перспективного плана потребности в персонале на 3–5 лет, в котором, помимо количественных, должны содержаться также качественные характеристики.
Кадровые показатели для мониторинга устанавливаются с учетом масштаба и специфики организации. К числу наиболее распространенных относятся: структура персонала, текучесть кадров, показатель абсентизма, коэффициент внутренней мобильности персонала, затраты на него, производительность труда, показатели профессионального обучения, а также удовлетворенности сотрудников.
Качественную потребность в персонале можно определить с помощью следующих основных вопросов:
- Какое количество специалистов той или иной квалификации понадобится компании в будущем?
- Как в перспективе изменится соотношение сотрудников разных возрастных групп, разного пола?
- Какие компетенции потребуются руководителям и работникам?
Подбор и увольнение
Следующая пара связанных областей – подбор и увольнение. Задачи первого из этих процессов – привлечь «себе подобных», чтобы сохранить идентичность компании, а также получить с каждым пришедшим работником недостающие компетенции. О том, насколько хорошо выполняются эти задачи, можно судить по частоте, с которой вакантные должности, заполненные новыми сотрудниками, вновь становятся свободными (причем не важно, по чьей инициативе). В качестве ориентира, к которому следует стремиться, можно задать минимальный период работы в компании: 2–3 года – для рядового служащего и более 3 лет – для руководителя (безусловно, эти цифры корректируются с учетом специфики отрасли).
Одной из основных помех на пути к достижению цели может стать неправильная формулировка задачи, т. е. неверный или неточный ответ на вопрос: кого искать? Очень часто искаженные представления о том, какой работник нужен организации, становятся следствием поверхностного подхода к этой задаче или спешки. Причиной может быть и неискренность при информировании об истинных намерениях: и работодатель, и сотрудник стремятся показать себя с лучшей стороны, сообщая друг другу завышенные ожидания. После столкновения с «суровой действительностью» неизбежно наступает разочарование. Подбор обеспечивает «притяжение» кандидатов, а увольнение – «выталкивание», независимо от того, по чьей инициативе это происходит. С одной стороны, увольнение – это благо, т. к. освобождаются должности и приходят новые люди, внося свежую струю в жизнь организации. С другой точки зрения, это вред, если уходят ценные для компании работники. Ключевой принцип «правильного» увольнения – это обоюдное согласие на расставание, признание того, что оно неизбежно и является лучшим решением для обеих сторон.
Адаптация и карьерный рост
Пара противоположностей «адаптация – карьерный рост» связывает воедино поддержку и вызов. Для каждого сотрудника начало работы в компании – это вызов. Нужно узнать специфику организации, научиться взаимодействовать с новыми коллегами, сформировать конструктивные отношения с руководителями. Вызов в данном случае создается естественным образом, самим приходом в новую организацию. Смена работы – стресс, с которым трудно справиться в одиночку, поэтому преимущественное значение во время адаптации имеет поддержка. Основной показатель эффективности этого кадрового процесса – продолжительность периода реального привыкания сотрудника и скорость его выхода на полную (ожидаемую от него) производительность. Для разных профессий и должностей этот показатель, как правило, неодинаков. Например, продавцу, возможно, достаточно 1–2 месяцев, а руководителю подразделения иногда мало даже полгода. В каждой организации устанавливаются свои оптимальные сроки адаптации персонала и проводятся соответствующие поддерживающие мероприятия.
В ситуации карьерного роста акценты иные. Сама по себе система продвижения и повышения в должности необходима для того, чтобы создать вызов для тех сотрудников, которые работают в компании уже продолжительное время и достигли «потолка» на своей нынешней позиции. Карьерный «вызов» стимулирует и активизирует человека, направляя его энергию в русло, полезное для организации. Со стороны системы поддержка реализуется через готовность предоставить ресурсы для обучения (если это необходимо), а также через помощь коллег и руководства. Судить об эффективности данного процесса можно по тому, какое число менеджеров среднего и высшего уровня выросли в стенах компании.
Оплата, оценка, обучение и развитие
Три центральных блока кадровой политики – заработная плата и льготы, оценка и аттестация, обучение и развитие.
Сегодняшнее понимание заработной платы как цены труда не раскрывает ее истинной сущности. Данная трактовка используется при формировании ФОТ, исходя из числа специалистов разной квалификации и их стоимости на рынке труда. Любая компания стремится не только покрыть за счет дохода себестоимость (как это происходит, если зарплата равна цене труда на рынке), но и получить прибыль, которая при этом часто рассматривается вне прямой связи с работой тех людей, усилиями которых создана.
Прибыль – это, безусловно, следствие не только эффективного труда коллектива, но и влияния рыночной конъюнктуры. Прибыль должна обеспечивать развитие бизнеса и приемлемый уровень дохода акционерам. Но, в любом случае, если компании не связывают с ней реальную зарплату, то нарушают важный принцип экономических отношений работодателя и наемного персонала – справедливость. Основную особенность стимулирования сотрудников точно отражает изречение: «Платите людям хорошо и справедливо. Это все, что можно сделать, для того чтобы они забыли о деньгах и стали думать только о работе».
По каким критериям можно судить о том, что компании это удается? По тому, насколько персонал ей лоялен, по экономическим показателям ее успеха – все это в значительной степени результат справедливого материального вознаграждения за труд.
Основная задача оценки – дать человеку объективную обратную связь по результатам его работы за определенный период с тем, чтобы помочь ему увидеть, какие навыки необходимо совершенствовать, и вдохновить его на достижение новых, более сложных целей. Три ключевых характеристики процедур данного блока определяют их эффективность:
- информация, основанная на фактах, ее объективность, непредвзятость;
- оперативная обратная связь по вопросам оценки результатов труда;
- рассмотрение и поддержка инициатив.
Оценка должна способствовать налаживанию доверительных отношений в коллективе, в том числе между руководителями и подчиненными, – только тогда она сможет внести реальный вклад в развитие сотрудников и успех компании в целом.
Как понять, что оценка действительно выполняет свою роль? Основной параметр – это динамика результатов работы персонала. Если год от года они растут, если люди увеличивают свой профессионализм и совершенствуют личностные качества, значит, мероприятия по оценке выполняют свою задачу и, тем самым, оправдывают силы и средства, которые в них вкладываются.
К сожалению, во многих организациях, процедура оценки представляет собой лишь инструмент давления на сотрудников, некий «взбадриватель». И причина тому – не в неэффективных технологиях или методах, а в том, кто и как их использует.
Оценщик должен иметь право на данную деятельность, выраженное в реальной авторитетности этого человека и уважении к нему со стороны подчиненных. Оценка, данная таким специалистом, действительно может стать «двигателем прогресса», действенным инструментом работы с персоналом.
Важно, чтобы обучение обеспечивало возможность постоянного развития работников и всей компании на базе приобретаемого опыта. Следовательно, организации следует заботиться не столько о количестве часов, проведенных сотрудниками в учебных аудиториях, сколько о создании условий для обучения на рабочих местах.
Необходимо объединять труд и учебу, формировать культуру поощрения экспериментирования и разумного «страхования» от ошибок. Кроме того, важно понимать, что нельзя рассматривать развитие человека только сквозь призму его деловой компетентности. Организация получит немного пользы от профессионально подготовленного, но социально незрелого и конфликтного человека, не способного плодотворно сотрудничать с коллегами.
Внутренние коммуникации и корпоративная культура
Корпоративные коммуникации призваны обеспечить оперативное информирование персонала о том, что происходит в компании, каковы ее стратегические задачи и о многом другом, что позволяет создать связь между каждым отдельным работником и организаций в целом. Чем она больше, тем данный аспект важнее. Самый простой индикатор эффективности внутренних коммуникаций – степень информированности работников об основных прошедших и предстоящих событиях, связанных с деятельностью компании, а также удовлетворенность сотрудников объемом и качеством поступающих к ним сведений. Инструмент сбора таких данных – блиц-опрос персонала на эту тему.
Корпоративная культура представляет собой среду, в которой во многом формируется типичное поведение работников компании. Оно будет либо производительным и эффективным, способствующим достижению общих целей, либо, в крайнем случае, деструктивным, тормозящим развитие организации. Одним из важных индикаторов того, что корпоративная культура стимулирует правильное поведение сотрудников, выступает высокий уровень мотивированности и инициативности персонала.
Оценивая эффективность кадровых и сопряженных с ними процессов сквозь призму предложенных показателей, можно шаг за шагом выстроить такую систему работы с персоналом, которая позволит естественным образом – без исполь использования супермодных технологий – обеспечить выполнение задачи привлечения и удержания лучших работников, их развития.
Для этого, прежде всего, нужно определиться с тем, кого в компании называют лучшим, какими качествами и компетенциями он обладает. Создание «портрета» такого сотрудника станет отправной точкой процесса совершенствования кадровой практики.
Анализ проводится по каждому из направлений кадровой политики, учитывая сопряженность областей. В Приложении приведен пример анализа блока кадровой политики.
Приложение. Оценка результатов деятельности персонала
Вопросы для анализа:
- Как в компании осуществляется оценка трудовых достижений работников?
- Насколько часто проходит оценка?
- Как до работников доводятся результаты оценки?
- Какой характер обычно имеет процедура – акцент на успехах и достижениях или на недостатках и ошибках?
- Какие решения принимаются в компании по результатам оценки?
- Позволяет ли существующий подход к оценке растить эффективных работников?
К ответам на эти вопросы может быть добавлен анализ причин тех или иных явлений и фактов, определение установок, которые влияют на работу с персоналом, а также результативности сложившейся практики – нуждается ли она в совершенствовании или стоит что-то изменить.
Наконец, необходимо спроектировать и внедрить новую кадровую политику, благодаря которой станет возможным сфокусировать все процессы управления персоналом на решении задачи привлечения и удержания лучших работников, их развития. Для этого необходимо сделать следующие шаги:
- Сформулировать новые принципы и руководствоваться ими на практике, чтобы достигать желаемых результатов.
- Определить задачи изменений действующих кадровых процессов в свете новых принципов. На их основе перестроить текущую практику.
- Подобрать инструментарий, соответствующий заявленным принципам. Если оценка рассматривается, например, как метод развития персонала, то стоит использовать такие инструменты, как «360 градусов», ассесмент-центр, оценка по компетенциям.
- Экспериментирование в рамках изменяемых процессов, их мониторинг и закрепление нововведений в регламентирующих документах.
Очень важно, чтобы второй и третий шаги данного процесса были разделены, т. к. одна из самых частых причин неуспеха изменений – отсутствие времени на их «обкатку». Любая кадровая процедура, как бы хорошо она ни была спроектирована, в реальности сложнее, чем на бумаге. Вероятность того, что нововведение приживется и наберет силу, будет значительно выше, если его внедрению предшествует период тестирования и проверки.