Испорченная репутация – как реагировать?
Создать себе хорошую репутацию значит пригласить в свою жизнь успех и процветание. Это правило работает одинаково эффективно как в бизнесе, так и в личной сфере.
Александр Кичаев, известный психолог-консультант, предлагает разобраться в том, как создать выигрышный персональный бренд, который станет залогом вашего карьерного роста и личных побед. Эта книга поможет вам сориентироваться среди многочисленных факторов, влияющих на вашу репутацию: от непредсказуемости настроения у босса до власти компромата и офисных интриг, – и каждый из них сделать слагаемым личного успеха.
В заключительной части книги вы найдете практические рекомендации для определения своего психологического типа и узнаете, как выработать качества успешного лидера. Также вы освоите различные виды психологического влияния и сможете выработать четкий алгоритм достижения целей в разных областях жизни.
Для широкого круга читателей.
Есть такое слово ОПОРОЧИТЬ. Это значит выявить или придумать некие пороки. Теперь о технологиях, которые используются для опорочивания неугодных. Есть так называемый черный пиар.
Саванна, лежит лев, дремлет. Вдруг прилетает моль, садится ему на нос и говорит:
— Лев, а лев, я тебя съем!
Лев лениво отмахивается:
— Пошла отсюда.
Просыпается лев утром — дрожа от холода. Смотрит на себя — а на нем шерсти нет.
Говорят, что не ошибается тот, кто ничего не делает, а виноват не тот, кто грешит, а тот, кто не попадается. Поэтому у испорченной репутации есть две составляющих. Первая, это ваши действия или бездействие (в некоторых случаях именно ничегонеделание портит репутацию). Вторая, это восприятие вас окружающими.
Увы, мало найдется людей, которые не поверят в плохое о других. Ведь это компенсирует их собственные комплексы неполноценности, - поверженные кумиры повышают самооценку тех, кто не испытал состояние возвышения над толпой. И даже если вам пока не довелось возвыситься над окружающими, все равно, ваше падение возвышает того, кто рядом, там же – в толпе.
Особенно это заметно в социальных сетях. Стоит только появиться какой-нибудь негативной информации о человеке, как тут же появляются «смачные» комментарии и оценки по принципу: утопающего – утопи. При этом неважно, насколько убедительна и достоверна эта информация. Просто у людей появился повод самоутвердиться, пиная другого, особенно, если этот другой в глубине души воспринимается как более успешный и достойный. И что делать, если именно вы попали под «раздачу»?
Мой клиент М. стал жертвой интриг конкурентов, которые, после безуспешных попыток ослабить его как бизнесмена, решили поиграть на поле морально-нравственных устоев. При помощи слухов среди коллег и подручных блогеров с журналистами они раздули тему его мужской неэффективности и неудачливости, раскрутив ситуацию супружеской неверности его жены. Расчет был на эффект переноса в сознании партнеров и клиентов идеи о том, что М. неудачник, лузер, ненадежен, плохо делает свое дело и пр. В общем, с таким человеком не стоит иметь дело!
Как мы реагировали?
Мы не стали вступать в дискуссии на их поле. Это только ослабило бы наши позиции и привлекло еще больше внимание к обсуждаемой теме. Мы использовали тактику отстройки. Не вели дискуссии во вражеских блогах, высказывались на своих (сдержанно) и нейтральных (но не от своего имени!) блогах и форумах. Это давало возможность последовательно и аргументированно излагать выгодную для нас точку зрения.
Кстати, в информационных интернет войнах, обычно главная задача – завербовать в свой стан как можно больше праздных пользователей. И как только к вам переходит большинство, начинается нарастание позитивной энергомассы в вашей позиции. И, конечно же, старайтесь действовать «чужими руками», создавая впечатление большого количества ваших единомышленников. И растягивайте удовольствие, - не выкладывайте все свои аргументы сразу. Лучше, если они будут постепенно и постоянно вдалбливаться в головы вашей целевой аудитории. Тем самым вы заодно лишите оппонентов возможности просчитывать ваши реакции, концентрировать и корректировать свои аргументы.
Как-то я спросил у известного адвоката Александра Добровинского, как он относится к тому, что ему клеят ярлыки «адвокат дьявола», «нерукопожатый адвокат» и тому подобное. И вот, что я услышал. «Это большой плюс. «Человек может все», – это Воланд... «Адвокат дьявола» – это большой комплимент, большего комплимента адвокату сделать нельзя. Но те, кто так пишет, это юридически девственные люди – они просто не понимают, о чем речь: кто такой адвокат дьявола? Дьявол, который на каком-то суде не может защитить себя сам?! Он не может ничего сделать, приходит к адвокату и говорит: «Я дьявол, помоги мне». Человек креативнее дьявола! Какого ума! Выше этого комплимента нет. Люди, которые считают это оскорблением, на самом деле делают комплимент. А насчет «рукопожатого» – что еще остается людям, которые с треском проиграли процесс?»
Так что негатив о себе можно корректировать, ввязываясь в информационные войны, а можно принять, и даже гордиться этим, находя в нем другие, позитивные смыслы… Мы еще вернемся не раз к тому, как очищать свою репутацию, а пока анекдот.
Крыса жаловалась окружающим, что люди ее не любят, оскорбительно отзываются. Зато хомячку люди улыбаются и стремятся его погладить.
- У тебя испорченная репутация, а у хомячка PR лучше!
История использования компромата уходит корнями в глубокую древность. В мифах и легендах врагам приписывались всевозможные недостатки и неблаговидные поступки. Причем при использовании компромата не ограничивались навешиванием ярлыков и обидных прозвищ, а еще и подкрепляли это фактами (реальными или мнимыми), вплетая их в истории. Например, есть такой прием как «делигитимизация», когда реальные факты подаются в неожиданном, порочном ракурсе – «политик поцеловал мальчика в живот, потому что он – скрытый педофил», «у него нет романов на работе, потому что он – импотент/гомосексуалист и пр.».
Таким образом, приписывают человеку лицемерие, притворство, тайные «гнилые» мысли, и тогда ваши подозрения, основанные на домыслах и предположениях, запустят у других поиск подтверждения, реальных обоснований. Это удобная позиция для «борца» за нравственность, чистоту и порядочность.
Почти невозможно отмыться от обвинений в зависти к кому-то или от сочувствий типа «не обижайся», «не нервничай» - это ослабляет человека, и его попытки опровергнуть ваши предположения, только усиливают убеждение окружающих в вашей неправоте.
При компромате оппонента стараются дискредитировать и как личность (с бытовыми подтверждениями), и как профессионала (недостатки образования, компетентности), используя нередко слухи и интриги.
Слух это деформированная информация, актуальная и значимая для участников коммуникации, но не имеющая достоверного объяснения, официального / научного подтверждения.
Виды и динамика слухов.
1. Стихийные – сконструированные – стихийно-скорректированные.
2. Позитивные/белые и негативные/черные (радость – опасность) – характеристика – новое/старое.
3. Деформированная информация: Обобщение. Искажение. Исключение.
4. Противодействие: контрслух, коррекция, игнорирование.
Слухмейкеринг используется как специалистами-профессионалами по опорочиванию так и многочисленными любителями этого дела. Чаще всего они «защищают» человека от негативных слухов, осуждают тех, кто придумал это, тем самым подробно излагая его и активно распространяя. В этом случае им важно откреститься от жертвы, и осудить такие способы «нечестной» борьбы. Высший пилотаж – публично выудить наводящими вопросами негативную информацию о вашем враге у других, а потом негодующе начинать спор и дискуссии по этому поводу, систематически ссылаясь на «источник» после этого.
Почему негативные слухи быстро подхватываются? Потому что в основе негативной информации - эмоция страха. В обсуждении она разделяется с другими, и, соответственно, уменьшается, происходит «облегчение». Обсуждение перспектив, способов противодействия или принятия худшего подпитывает и динамизирует слух.
Переполнение или недосыщение радостью или тревогой вызывает слух как способ эмоционального баланса (разрядки/зарядки).
Для распространения слуха он должен соответствовать установкам участников информационной цепочки. Если нет, то он либо умирает, либо корректируется, часто кардинально.
Слухи об увольнении/сокращении стимулируют работников, придают динамику – хорошее средство борьбы с производственным и креативным застоем.
Борьба со слухом должна вестись не на уровне сюжета/фабулы, а на уровне установок или источника.
Например, ходит слух о непорядочном поведении коллеги. Сюжет – сотрудница И. спит с шефом. Установка – (обобщение) все красивые, молодые женщины потенциально готовы делать карьеру в постели.
Коррекция – не все красивые готовы; не всем красивым важна карьера; готовы ли вы на все ради карьеры;
Отстройка источника слухов + ярлык недоверия «и вы верите этому сплетнику?»
Превентивная информация: «наверное, скоро пойдут разговоры о том, что между нами…»
Ошибка реагирования – «Она не спит! А вы что свечку держали! А какое ваше дело!»
Слух обычно проходит следующие стадии.
1 стадия: НЕ знаю – НЕ обсуждаю
2 стадия: НЕ знаю - Обсуждаю
3 стадия: Знаю - Обсуждаю
4 стадия: Знаю – НЕ обсуждаю (1 вариант – слух исчерпал свой информационный ресурс и умирает; 2 вариант – слух усиливается, выходит на новый виток, обрастая иррациональной энергетикой и новыми подробностями).
Можно «застрять» на любом этапе циркуляции слуха, если наслаиваются новые иррациональные идеи.
Теперь немного об интриге.
Интрига – использование собственных преимуществ и слабостей адресата/противника, стратегия позиционирования полезной / безопасной собственной роли, которая маскирует вредные / опасные намерения.
Интрига – протяженная во времени стратегическая многоходовка с крупным выигрышем и манипуляциями (чаще тактические приемы с небольшими выигрышами, лежащие в основе интриги).
Интрига – борьба установок и, соответственно, - эмоций инициатора и противников. Выигрыш – разрушение / коррекция вражеской установки, посредством замены одного или всех пяти позитивных компонентов установки на негативные. Главный выигрыш – удовлетворение собственной эмоции / потребности.
Инициатор интриги обычно имеет преимущество, ведь он задумывает свой сценарий в тишине, не торопясь, а, запустив его, отстраивается, но другие участники вовлекаются в происходящее здесь и сейчас. У них нет времени обдумывать свои действия, они не видят всей картины в целом, оценивая разорванные фрагменты, они не понимают истинных целей происходящего.
Интрига включает в себя несколько этапов:
1. Сбор информации об адресате воздействия, противнике и наблюдателях. Выявление ожиданий и потребностей. Определение слабых и сильных сторон. Сферы и приоритетов интересов.
2. Разработка стратегий воздействия на адресата.
3. Разработка стратегий противодействия противнику.
4. Разработка позиционирования прикрытия и отвлечения.
5. Аттракция. Начало действий (7 шагов достижения результата).
· завязка.
· изложение позиций.
· первичная корректировка.
· проверка.
· вторичная корректировка.
· проверка
· закрепление.
6. Проверка инициирование и коррекция обратной связи адресата.
7. Выигрыш/проигрыш инициатора.
Необходимая информация перед началом закручивания интриги:
· Как обстоят ваши дела в данной ситуации в настоящий момент (ресурсы, угрозы)?
· Какое желаемое состояние позволит вам получить ситуационный выигрыш? Необходимые изменения?
· Каковы негативные последствия, напрямую или косвенно связанные с улучшением или сохранением нынешнего положения?
· Какие выгоды или преимущества вы приобретете, решив задачу? Что это достижение даст вам и окружающим?
· Угрозы. Что мешает достижению желаемого состояния? Каковы внутренние и внешние препятствия на пути к решению задачи?
· Какие способы нейтрализации препятствий? Что можно предпринять для преодоления барьеров?
Вот перечень слабостей, которые используются в интригах
- Любопытство.
- Неуверенность в себе.
- Глупость.
- Медлительность.
- Жалостливость.
- Азартность.
- Любовь к подношениям/взяткам.
- Любовь к лести/подхалимажу.
- Неразвитость речи.
- Слабохарактерность.
- Любвеобильность.
- Зависть.
- Тщеславие.
- Жадность.
- Отсутствие морального стержня.
- Заниженная/завышенная самооценка.
- Приверженность традициям.
- Чувство вины.
- Неопределенность положения.
- Нетерпеливость.
- Некритичность.
- Ограничивающая сосредоточенность.
- Страх.
- Подавленность.
- Нерешительность.
- Эйфория.
- Искусственное повышение ценности.
- Приниженность.
- Суеверность.
- Внушаемость.
- Подверженность влиянию установок.
- Хвастливость.
- Невежество.
- Некомпетентность.
- Болтливость.
Мишень воздействия – те особенности личности, на которые воздействует манипулятор, и в результате этого жертва принимает нужные инициатору решения.
Адресуясь к мишеням, манипулятор делает их доминирующими в сознании жертвы настолько, что подавляется критическая реакция, блокируется логика, рациональность, рассудительность.
Универсальные побудители: чувство достоинства, стремление к признанию, успеху, материальной выгоде, получению удовольствия, комфорту, желание быть здоровым, красивым, иметь благополучную семью и пр.
Продвинутые способы манипулирования предполагают предварительное культивирование мнений или желаний, закрепление в сознании или представлениях, локализация в психике, а затем обращение к ним.
Приманки – то, что помогает манипулятору усыпить бдительность жертвы, отвлечь внимание, зацепить нереализованную/важную потребность, попасть в мишень воздействия. Приманки служат для маскировки истинных целей манипулятора
Источники манипуляционных преимуществ интриги:
· Собственные силы. Свои статусные: ролевая позиция, должность, возраст. Деловые: квалификация, способности, знания, аргументы.
· Привлеченные или заемные силы (другие). Представительная поддержка: «я от…; не за себя стараюсь…; я не против, но…». Конвенциальные: сила обобщенных других; нормы поведения, традиции, ценности, мораль «поймут ли нас…; а что скажут…»
· Процессуальные силы. Динамические: темп, паузы, инициатива. Позиционные: эксплуатация эмоционального тона, обыгрывание вражды, недоверия, восхищения и пр. Обида «про запас» - активизация прошлых проблем в нужный момент. Договоренности: использование соглашений, имеющих юридическую, моральную, рациональную силу.
· Слабости партнера. Психические особенности: чувствительность к похвалам, сильная любовь (в т.ч. к детям), желание поруководить, вспыльчивость, молчаливость и пр.
· Энергия присоединения. Имитация хорошего понимания, подстройка.
· Сила обстоятельств. Использование регламента, ритуалов, церемоний, стереотипов.