Японская модель в российском исполнении
Какие принципы следует соблюдать при построении команды?
Как на российском предприятии внедрить японские методы командной работы?
Можно ли изменить менталитет российских сотрудников с помощью философии “Кайзен”?
Возникновение интереса к командной организации труда вызвано усложнением структуры и функций организаций, требующих внедрения эффективных методов управления, а также возросшей нестабильностью деловой среды и высокой конкуренцией. Командная работа в ряде случаев позволяет существенно повысить эффективность деятельности организации.
Таблица 1
Отличительные черты команды
Некоторые типы команд
В организации обычно существует несколько видов команд:
-
управленческая команда;
-
команда-подразделение (отдел, служба и прочее);
-
целевая команда;
-
проектная команда;
-
команда по оперативному решению сложных ситуаций;
-
команда по реорганизации процессов.
Факторы командообразования
Организационные:
-
внутренние и внешние проблемы организации;
-
обоснование образования команды или группы для решения проблем;
-
выбор типа команды;
-
отбор членов команды и руководителя;
-
определение уровня полномочий команды;
-
выбор оптимального подхода в работе и использовании ресурсов при совершенствовании процессов: либо эксперимент, либо поэтапное преобразование, либо полная реорганизация;
-
возможность привлечения других специалистов или руководителей для консультаций или помощи.
Управленческие:
-
определение цели команды и ожидаемых результатов;
-
выбор направления деятельности;
-
получение необходимых ресурсов;
-
анализ прогнозируемых проблем и выбор стратегических действий их преодоления;
-
готовность делегировать и принимать полномочия и ответственность членами команды.
Индивидуальные:
-
определение требований к членам команды;
-
подбор специалистов по профессиональным, деловым и личностным компетенциям;
-
необходимость дополнительного развития членов команды;
-
факторы мотивации членов команды;
-
определение роли для каждого члена команды.
Практически применяемый количественный состав команды – от 3 до 15 человек.
Принципы построения команды
Целеустремленность, которая характеризуется следующими признаками:
-
ясная и понятная перспектива развития команды;
-
однозначные и принимаемые всеми членами команды ценности и принципы деятельности;
-
определенное назначение и функции команды;
-
регламентированные правила поведения и этика взаимоотношений;
-
ожидаемые конечные результаты за конкретный период;
-
стратегические и тактические шаги по реализации целей и планов-графиков;
-
понимание каждым членом обязанностей и своей роли в команде;
-
установление критериев оценки результатов;
-
объективная оценка полученных результатов.
Сплоченность, которая предполагает следующее:
-
перекрестное обучение;
-
совместное посещение тренингов, курсов;
-
развитие навыков совместной работы для выполнения важных задач и совместной ответственности;
-
поиск и принятие совместных решений;
-
заинтересованность в устранении проблем и конфликтов;
-
обсуждение идей, мнений по совершенствованию процесса;
-
привлечение членов команды к подбору ее новых участников;
-
организация совместных культурных, спортивных мероприятий.
Ответственность, которая определяется следующими действиями:
-
презентация результатов деятельности команды;
-
проведение собраний для анализа текущего положения дел;
-
отчет каждого члена команды о результатах деятельности;
-
оценка и корректировка деятельности команды и каждого члена;
-
итоговое совещание по оценке и анализу выполненного проекта или этапа;
-
признание и поощрение успехов;
-
обратная связь по поведению членов команд и работы своих коллег.
Руководство командой
Формирование команды из ярких личностей и их сплочение для получения более высокого и устойчивого показателя деятельности довольно часто предполагает изменение стиля руководства компанией (см. табл. 2). Руководитель должен действовать как консультант для подчиненных и в различных ситуациях вести себя по-разному: от мотивации деятельности каждого члена команды до работы с ними на равных.
Таблица 2
Стили руководства компанией
Первые шаги по созданию команды
Вышеизложенные принципы командной работы активно применяются на предприятии “Заволжский моторный завод”. В данной статье представлен пример успешного объединения работников по типу целевой команды, созданной в дирекции по производству для реализации японского метода управления предприятием «Организация системы производства “точно – вовремя”».
Стратегия значительного повышения качества продукции, снижения издержек производства, более рационального использования персонала, которая была разработана на заводе в 2002 г., выявила необходимость изменения организации труда на производственных участках и применение более эффективного метода командной работы.
Формирование команды на предприятии началось с того, что специалисты и руководители дирекции по производству определили ключевые проблемы, связанные с работой по совершенствованию производственных процессов. Они выяснили, что многие негативные ситуации возникают из-за несогласованных действий сотрудников, поэтому были выдвинуты следующие предложения:
-
создать на заводе команду;
-
изучить литературу о практике построения команды в автомобильной компании Toyota* и внедрить японский опыт на предприятии;
-
привлечь для консультационного сопровождения данной работы специалистов консалтинговых компаний, которые специализируются на построении команд.
Следующим шагом стало формирование группы из 12 сотрудников разных структурных подразделений, которая подготовила и провела официальную презентацию, где в доступной форме ознакомила работников завода с производственными системами Just-in-time (“точно – вовремя”), успешно применяемыми на японских предприятиях. Эти системы позволяют за счет правильной организации труда и командной работы сотрудников осуществлять точный по количеству и срокам расчет потребностей в производственных материалах.
После этого по согласованию с руководителями и специалистами были выбраны четыре пилотных участка из разных цехов для экспериментального этапа реализации проекта. Была проделана серьезная работа по уточнению целей проекта, определены шаги его реализации и сроки проведения начального этапа на период 2003–2004 гг. Генеральный директор предприятия издал приказ «О разработке и адаптации системы организации производства “точно-вовремя” в ОАО “ЗМЗ”».
Конкретные шаги
Первый этап реализации проекта заключался в проведении организационной диагностики существующей системы организации производства:
Организация труда основных рабочих:
-
анализ организации рабочих мест;
-
анализ системы технического обслуживания и эксплуатации оборудования;
-
анализ инструкций, регламентирующих выполнение производственных операций;
-
анализ системы обучения;
-
анализ системы мотивации.
Обеспеченность производственными мощностями:
-
оценка наличия расчетных мощностей;
-
анализ фактического коэффициента использования оборудования;
-
анализ “узких мест” технологической цепочки.
Управление запасами незавершенного производства (НЗП):
-
анализ системы управления НЗП;
-
анализ системы планирования;
-
анализ основных производственных факторов, влияющих на объем НЗП.
На втором этапе:
-
сформирован и проранжирован список ключевых проблем существующей системы организации производства;
-
подготовлены предложения по совершенствованию системы;
-
проведено расширенное совещание с участием генерального директора, ответственных служб и специалистов, рассмотревших предложения сотрудников для принятия решения о переходе на новую систему и оценки необходимых ресурсов.
На третьем этапе:
-
разработан и утвержден план-график мероприятий;
-
собственно начата сама реализация мероприятий.
В процесс преобразования системы организации производства включилась не только сформированная для этих целей команда, но и все подразделения завода.
Коллективу было предложено несколько новых подходов через внедрение японских систем, которые уже имели эффективный опыт реализации на предприятиях в автомобильной промышленности:
-
Философия “Кайзен” (в переводе с японского – “изменение с целью улучшения”), направленная на постоянное улучшение процессов, процедур работы. Ее смысл состоит в том, чтобы в целях повышения качества производства мотивировать каждого работника к постоянной деятельности, нацеленной на более эффективную организацию труда и его результатов. Эта система в корне отличается от системы менеджмента и позволяет использовать в работе новые принципы доверия, мотивации и коммуникации.
-
Система “Канбан” (в переводе с японского – “точно вовремя”), направленная на управление производством и снабжением, регулирование перемещения материальных запасов. Система направлена на оперативное регулирование количества и ассортимента продукции на каждой стадии производства и способствует взаимодействию всех сотрудников, занятых в процессе производства.
-
Бригадные формы организации труда производственных участков.
-
Новые методы и формы развития и стимулирования персонала, которые способствуют заинтересованности сотрудников в применении принципов системы на практике.
Результаты изменений
На протяжении двух последних лет в компании проводится активная работа по изменению сложившейся ментальности работников (которая предполагает небережливое отношение к организационным и производственным ресурсам). Принципы философии “Кайзен” внедряются через беседы, дискуссии, совещания, каскадное обучение, тренинги, деловые игры, а также через реализацию производственных и социальных программ, участие в конкурсах, изобретательскую и рационализаторскую деятельность. Все это позволяет довольно динамично менять образ мыслей, поступков, мотивы у персонала, что наглядно демонстрируют результаты, которых удалось добиться коллективам в 2004 г.:
-
разработано и реализовано 244 организационно-технических мероприятия (реальное снижение издержек производства свыше 230 млн руб.);
-
на 75% подано больше рационализаторских предложений (годовой экономический эффект свыше 23 млн руб.);
-
на 17% снизились потери рабочего времени, связанные с временной нетрудоспособностью;
-
на 30% снизилось количество нарушителей трудовой дисциплины (коэффициент нарушителей на 100 работающих – 0,66);
-
на 27% снизился производственный травматизм (1-е место в конкурсе “Лучшая организация по состоянию охраны труда” по Нижегородской области)
-
67% работников прошли дополнительное обучение (2-е место в конкурсе “Лучшая организация внутрипроизводственного обучения” по Нижегородской области).
Важным моментом освоения данной философии явилось обучение руководителей высшего и среднего звена управления по теме: “Школа лидерства. Лидерство как система”.
Система “Канбан” преобразовалась в проект, который получил название “Развитие взаимодействия завода с поставщиками”. Задача проекта: создать необходимые условия для того, чтобы в нужное время каждое рабочее место было обеспечено необходимым для производства изделием требуемого качества и по приемлемой цене. Ответственность за разработку и внедрение этой системы взяла на себя коммерческая дирекция.
Основной приоритет команды был сделан на внедрение бригадной формы организации труда. На сегодняшний день завод имеет следующие результаты:
1. Созданы бригады по 6 человек на 37 производственных участках.
2. Каждая бригада имеет своего бригадира.
3. Бригадир освобожден от непосредственной работы на оборудовании.
4. Бригадир подчиняется непосредственно начальнику участка.
5. В бригаде осуществляется совместная генерация идей.
6. Бригады сами контролируют ключевые показатели работы.
7. Члены бригады развивают свои навыки путем чередования работ и перекрестного обучения по отдельной программе.
8. Все члены бригады глубоко вовлечены в процесс преобразований.
9. Разработаны новые рабочие инструкции.
10. Внедрены первые элементы системы организации рабочего места 5S (“Пять шагов”). В результате правильной организации своих рабочих мест сотрудниками завода было выявлено 13 тыс. лишних предметов, освобождено 420 кв. м производственных площадей, вывезено на металлолом 47 т. металла.
11. Предложен новый алгоритм решения возникающих в коллективе проблем и вопросов, касающихся персонала, качества и стоимости производства, безопасности труда, оборудования и т. д. (см. рис. 1).
12. Разработан информационный стенд бригады как инструмент непрерывных улучшений рабочих показателей (см. рис. 2);
Рис. 1. Этапы решения возникающих в коллективе проблем и вопросов
Рис. 2.
Не все элементы японской теории бизнеса сегодня применимы в России на 100%, но основные идеи уже опробованы в проектах Заволжского моторного завода и показали свою актуальность как фундамент реальных долговременных конкурентных преимуществ в бизнесе.
Внедрение новой производственной системы, основанной на элементах системы Just in time (“точно вовремя”), способствовало тому, что темп сборки моторов на заводе вырос на 30% за счет повышения производительности труда рабочих. Значительно улучшены показатели по качеству двигателей, поставляемых автозаводам. Благодаря новому подходу завод резко снизил издержки производства и складские запасы. Весомую долю в получение экономии внесли рационализаторы предприятия – рабочие и инженеры, которые получили реальную мотивацию для оптимизации своего труда.
Анализ полученных результатов показывает, что в производстве товарной продукции еще существуют значительные резервы для повышения эффективности в любой сфере деятельности структурных подразделений завода и в самой системе управления бизнесом.
Происходящие позитивные изменения получения высоких результатов финансово-хозяйственной деятельности за счет использования командной работы создают предпосылки для развития конкурентных преимуществ среди других предприятий машиностроительной отрасли.
Ю.Н. Хрисанов,
директор по персоналу ОАО “Заволжский моторный завод”,г. Заволжье