Как избежать конфликтов в творческом коллективе
Какими бы корректными не были отношения в коллективе, полностью избежать конфликтов на работе невозможно. Более того, согласно современной теории управления некоторые конфликты не только неизбежны, но и желательны, поскольку верное поведение их участников приводит к принятию продуманных решений и способствует развитию деловых и личных отношений.
Если участники конфликта в итоге чувствуют себя причастными к принятому решению, то оно быстрее и лучше воплощается в жизнь. В продуктивном конфликте приобретается опыт сотрудничества и умения найти компромисс. А возможность высказывать мнения и обсуждать проблему вне зависимости от субординации оптимизирует отношения между начальством и подчиненными.
Чтобы конфликт на работе не превращался в череду обид и невысказанных сомнений, следует в первую очередь проанализировать собственное поведение. В психологии условно различают три стиля поведения в конфликтах: уверенное (компромисс), неуверенное (избегание) и агрессивное (конфронтация). Поэтому можно легко определить, к какому типу относится ваше собственное поведение или поведение сотрудников бухгалтерии (см. таблицу).
Каждый из типов поведения в некоторых ситуациях может быть наиболее эффективным. К примеру, агрессивное продвижение исключительно своей точки зрения оправданно, если оно исходит от компетентного сотрудника и является единственным способом предотвращения кризиса. Избегающая стратегия хороша, если предмет конфликта несерьезен, нереалистичен или носитель этой стратегии некомпетентен в данном предмете. Но, безусловно, наиболее универсально сотрудничество, поскольку, во-первых, это самая короткая дорога к решению проблемы, а во-вторых, истина рождается только в том споре, в котором участники могут слышать друг друга.
Умение продуктивно конфликтовать тесно связано с коммуникативными навыками человека. В психологии показано, что люди, популярные в коллективе (неформальные лидеры), и люди, отвергаемые окружающими, обладают специфическим набором качеств.
Например, лидер уверен в себе, уравновешен, инициативен, независим и общителен. Если он что-то делает, то делает хорошо, выражает свою точку зрения, умеет критиковать корректно. А сотрудник, отвергаемый коллегами, не умеет постоять за себя, агрессивен, чрезмерно обидчив, безразличен к результатам, не проявляет инициативу.
Если человек приходит к пониманию того, что он ведет себя неправильно в отношениях с окружающими, это уже огромный шаг. Для восстановления отношений с коллективом полезно соблюдать простые правила: интересуйтесь другими людьми и сдерживайте свои негативные эмоции
Таблица. Стили поведения в конфликтах
Уверенное |
Неуверенное |
Агрессивное |
Признает свои недостатки |
Молчит |
Хвастается |