Кайдзен по-швейцарски – точность и успех
Промышленные предприятия Швейцарии, находясь под большим давлением со стороны азиатских производителей и мировой конкуренции в целом, вынуждены искать новые возможности для сокращения своих затрат и роста операционной прибыли. Именно поэтому НПУ и Кайдзен становятся все более распространенными практиками на производственных и торговых предприятиях Швейцарии.
Привлекательность японской философии менеджмента для практичного протестантского общества и работников в Швейцарии оказалась очень высока. Необходимость одинаково активно внедрять Кайдзен на всех уровнях предприятия, как на производстве, так и в управлении, подстегивает внутреннюю организационную конкуренцию.
Очень необычным для линейно-проектной структуры управления швейцарских предприятий является то, что в отличие от проекта у Кайдзен нет логического завершения, нет определенных сроков, к которым необходимо завершить деятельность и приложение усилий.
Показательным является то, что, запустив НПУ, успешные швейцарские предприятия, годами работающие в своей отрасли, могут каждый год повышать свою производительность на 2-3% без инвестиций в основные средства, лишь с помощью внедрения Кайдзен-предложений.
По данным исследования, в Швейцарии за счет внедрения Кайдзен предприятия стали реагировать на рыночные изменения в 2 раза быстрее, чем с помощью корректировок в планировании или внедрения новых (инновационных) проектов.
Для исследования критических факторов успеха во внедрении Кайдзен в Швейцарии было выбрано 22 больших концерна, представляющих ключевые промышленные отрасли и при содействии Центра предпринимательских наук были проведены аудиты предприятий и опросы среди менеджмента.
В опрос был включен вопрос о разнице между внедрением на практике Кайдзен и НПУ. Как оказалось, большинство менеджеров не видят существенных различий между концепциями и одновременно пользуются двумя терминами.
Понятие «Кайдзен» в большинстве случаев используется в контексте философии, но при этом отмечается, что это способ «сделать хорошее лучшим», а понятие НПУ чаще рассматривают как возможность с помощью Кайдзен-предложений улучшить стандартизированные процессы.
Успешность внедрения Кайдзен зависит от оценки собственников и руководства, поэтому принципиальным является то, какие цели они ставили перед собой, инициируя внедрения Кайдзен-системы.
Рис. 1. Цели и направления развития Кайдзен-систем на 22 швейцарских концернах
Как видно на рисунке 1, основная цель руководства предприятий – это снизить затраты, а самым редким направлением среди швейцарских предприятий стало повышение гибкости.
Типичным является старт внедрения Кайдзен с производства, чаще всего с монтажных линий. После этого идет внедрение в отделах качества, закупок и продаж; в отделах управления и центральном аппарате внедрение начинается в последнюю очередь. Только на 20% предприятий реализуются централизованные программы «Lean Office» и «Kaizen Office».