Кто нуждается в дополнительном образовании?
В связи с тем, что мотив получения дополнительного образования у студентов все-таки разный, то и рынок дополнительного образования сформировался и продолжает формироваться соответственно мотивам студентов.
Давайте начнем с самого главного: кто может быть потребителем «дополнительного образования»?
Ниже предложена сегментация потенциальной аудитории, где критерием сегментирования потребителя выступил мотив, на базе которого будущие студенты принимают решение о выборе того или иного образовательного центра:
1. «Корочка» - это группа потребителей, которая делает ставку в самопрезентации себя работодателю на наличие документов о дополнительном образовании. Качество образования, знания и реальные профессиональные навыки для этой группы не являются основным приоритетом в выборе учебного заведения. Основной критерий выбора – цена. Компании, обслуживающие этот сегмент, как правило, предлагают курсы по специальностям в формате 24-48 ак/час по цене от 8 000р. до 12 000р. Это образовательные центры c названиями типа: «Карьера..», «Образование..», разноформатные подразделения колледжей. Качество образования низкое (ставка преподавателя за 1 ак/час 180-250р.), программы не адекватны заявленному содержанию, аттестация по окончанию курса формальна, то есть глубина и качество усвоенного материала не контролируется. Настоящая потребность в реальном обучении у «корочек», как правило, отсутствует. Интерес к предмету может «возбуждаться» только харизмой преподавателя. Собственной инициативы нет. Услугами подобных центров пользуются также скупые работодатели, у которых есть потребность или желание организовать «повышение квалификации» своему персоналу. Самая распространенная политика продвижения этого сектора центров по дополнительному образованию через Интернет (поисковое продвижение, контекстная реклама) и рекламные макеты в газетах по трудоустройству.
2. «Крутая корочка» - эта группа делает ставку на статус предъявляемых работодателю документов. Иерархия критериев выбора этой группы:
- на первом месте – статус
- на втором – цена
- на третьем – качество.
Соотношение этих трех показателей и финансовые возможности студента определяют конечный выбор образовательного центра: от РУДН до МВА. Расценки за курс обучения в этом сегменте колеблются от 20 000 р. до нескольких (порядка 45) тысяч долларов США. Учитывая, что качество преподавания занимает все-таки не первую позицию, то представитель этой группы ориентируется скорее на политику кадровых служб и рекрутинговых агентств, а не на собственные силы в решении практических задач. Скажем так, «крутая корочка» делает ставку на собеседование при приеме на работу, а не на испытательный срок и тем более не на конечную эффективность своей профессиональной деятельности. Политика продвижения этого сектора:
- аналитические статьи в глянцевых журналах бизнес-ориентации на темы: «современный ТОП-менеджер, требования современного руководителя к персоналу, новейшие разработки и европейские стандарты…и т.д.»;
- сотрудничество с рекрутинговыми агентствами;
- подключение административных ресурсов в распространении рекламной информации в среде студентов стационарного обучения;
- продвижение собственных сайтов в Интернет пространстве.
Считается, что уровень преподавания и качество получаемого образования в этом секторе высокий. Однако, исходя из личного опыта слушателя подобных программ, из опыта общения с преподавателями этого сектора как с коллегами, а также по отзывам студентов – я бы не стала так категорично утверждать. Талантливые преподаватели безусловно есть. Но, при этом, один из самых распространенных стилей преподавания в этом секторе дополнительного образования – излишняя «научность» и теоретизация, использование в качестве примеров практики западного рынка. Такой подход способствует формированию «умных мальчиков глупых в быту». Образовательные центры, презентуя преподавательский состав, часто делают акцент на наличии стажировок за рубежом и опыте преподавания в европейских университетах. Это является критерием престижности. Получается, что подобное образование «заточено» под западные брендовые компании, где руководство (европейские ТОПы) подбирают под себя персонал, требуя соответствующего знания бизнес-технологий европейской школы. И здесь, работодатель сможет найти нужного ему сотрудника. Однако, для тех студентов, которые будут работать с отечественными компаниями, европейская бизнес-школа, на мой взгляд, усложняет адаптацию к реалиям русского бизнеса.
3. «Смена профессиональной деятельности» - это люди со стажем работы, по каким-то причинам не состоявшиеся или не достигшие желаемого уровня в своей основной профессиональной деятельности. Они нацелены на получение практических знаний, приобретение и отработку новых навыков и результативность в своей работе. Но, к сожалению, основная масса этой категории (до 70%) достаточно стеснены в средствах, поэтому часто решающим критерием выбора образовательного центра является цена. И они идут в сектор дополнительного образования, обслуживающий «корочек», то есть группу потребителей, описанную в первом пункте. Но, учитывая уровень обучения в дешевых центрах, о качественной переподготовке и речи быть не может. Более того – получить диплом о профессиональной переподготовке, проучившись новой специальности 48 ак/часов – это как минимум продажа ложной надежды, а как максимум - дискредитация всей профессии. Жаль, что на государственном уровне не существует четкой и работающей схемы, способной отслеживать качественный уровень преподавания в сфере дополнительного образования.
4. «Пытливые умы» - это группа, с которой приятно работать любому преподавателю, который любит свой предмет. Критерии выбора образовательного центра этой группы:
- качество обучения – на первом месте
- практика – на втором месте
- возможность разбора личной бизнес-ситуации – на третьем месте
- цена – соответственно, на четвертом.
Ориентация «пытливых умов» идет на преподавателей-практиков в этой сфере с реализованными пректами (ПР и рекламные кампании, HR-проекты, выведение брендов…) Подавляющее большинство людей в этой группе амбициозны, с задатками лидера, намеревающиеся открыть собственный бизнес или уже его имеющие. Они четко оформлены в своих потребностях и поэтому в этой группе популярны краткосрочные семинары по узкопрофильным тематикам. А также различные форматы мастер-классов авторитетных специалистов. Позиционируют себя на рынке в этом формате «Русская Школа Управления», «Московская бизнес школа», «Академия рекламы», ряд консалтинговых компаний таких как «Арсенал» и др. Распространенный формат – 2 полных дня. Максимальный – 8 рабочих дней. Стоимость двухдневного семинара колеблется от 10000р. до 48000р, в зависимости от статуса бизнес-тренера. Эти семинары проходят в стиле бизнес-тренингов и обильно насыщены психологическими практиками на повышение уровня уверенности, работу со страхами и лидерские навыки. В итоге, после прохождения подобного тренинга или семинара, слушатель получает сильный эмоциональный подъем и повышение базового энергетического уровня. Естественно, что долго сохранить этот уровень человеку не удается, и он возвращается в новый семинар, вовлекаясь тем самым в регулярный процесс обучения и развития. Очень многое в этом секторе зависит от таланта преподавателей. Именно поэтому в этом секторе акцент ставится не на имени компании, а на ее команде специалистов. Способ продвижения этого сектора дополнительного образования:
- активная банерная и контекстная реклама в сети,
- создание подписных электронных и печатных изданий,
- большое количество профессиональных статей в специализированных печатных и электронных изданиях (так называемое контент-продвижение),
- активное участие в профессиональных конференциях,
- вирусный маркетинг,
- других специальные мероприятия.
5. «Научная (или тренерская) степень» - это категория специалистов, которая видит свою реализацию в научной деятельности или в качестве преподавателей дисциплин из сферы дополнительного образования. Основной стиль их самообразования – чтение специализированной литературы, участие в конференциях и посещение мастер-классов именитых коллег. Естественно, что основное внимание этой группы будет сосредоточено на стиле преподавания, структуре подачи материала, работе с аудиторией и на авторских разработках, которые можно применить на своих лекциях/занятиях/семинарах. Именно с целью защиты авторских прав, многими разработчиками методик введена сертификация тренеров. Но, в реальности, использование авторских разработок остается на совести самих преподавателей.
Эта классификация потребителя намерено утрирована и, естественно, существует масса смешанных типов и большое количество нюансов в каждом случае. Я предлагаю именно такую классификацию, чтобы у потенциального студента появилась возможность более четче сформулировать свой запрос к образовательному центру, а у образовательного центра появилась ориентация в группах потребителей для более структурированного позиционирования своих услуг.