Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Как управлять персоналом? Ликбез для молодого руководителя

Волею судеб уже в 22 года – всего через пять месяцев после окончания вуза – мне пришлось помогать директору авиакомпании не только вести дела, но и управлять весьма немалым на тот момент штатом летчиков, механиков, секретарей, бухгалтеров и других сотрудников, каждый из которых был старше и в своем деле намного опытнее меня.

Однако отступать было некуда, мой шеф был твердо настроен передать часть дел мне, и пришлось мне на собственном примере познать все тонкости и трудности умения руководить. В дальнейшем эти навыки только оттачивались на следующих работах, и теперь я могу с чистой совестью и знанием дела рассказать вам на собственном примере, что делать, если вдруг судьба занесла вас в кресло руководителя.

Совет №1. Если бремя руководства обрушилось на вас неожиданно, будьте готовы к тому, чтобы стать достойным примером для своих подчиненных. Теперь получасовые опоздания, долгие разговоры в курилке и открытый журнал на столе в рабочее время (если, конечно, вы не работаете в фэшн-индустрии) – это не для вас.

Одевайтесь чуть строже, чем обычно, забудьте о смешных галстуках с обезьянками и сумках с комикс-принтами. Придется теперь вам носить все это исключительно в свободное время. На работе же вы должны являть собой образец для подражания и живое воплощение корпоративной культуры. Исключение из традиционного дресс-кода составляет, пожалуй, только становящийся уже привычным во многих компаниях комплект «пиджак плюс джинсы». В этом наряде вы можете смело появляться как на отдыхе, так и перед своими подчиненными. Хотя и здесь следует сделать оговорку на возможные правила и стандарты компании.

Если вы привыкли опаздывать на работу, вам придется забыть об этом. Начальнику любого ранга приходится быть пунктуальным как минимум потому, что ему самому приходится отчитывать других сотрудников за опоздания. Приучите себя ставить будильник на полчаса раньше и утешайтесь тем, что вы приобретаете все большее уважение среди коллег, соответствуя образу настоящего руководителя даже в таких мелочах.

Забудьте об обсуждении личной жизни в кругу коллектива. Ваши школьные романы и первая любовь теперь закрытая тема, если, конечно, вы не хотите, чтобы ваши похождения обсуждались с удвоенным азартом и подрывали вашу репутацию надежного и ответственного человека. Максимум, что могут знать про вас подчиненные – это семейное положение и имя-отчество обожаемого супруга. А что вы хотели? Теперь посиделки, посвященные теме мужчин, придется оставить для близких подруг. Что, возможно, и к лучшему – сплетни досужих кумушек с работы еще никому не приносили большой пользы.

Кстати, относительно сплетен, могу только посоветовать: если к вашему столу, где вы только-только успели разобрать дела и протереть пыль с кактусов, чередой пойдут жалобщики, кляузники, клеветники и завистники с доносами на своих коллег, постарайтесь немедленно пресечь подобные проявления дурного характера. Конфликты и интриги разъедают коллектив, действуя хуже, чем любой злой умысел конкурентов или внешний финансовый кризис. С открытыми жалобами сотрудников друг на друга, конечно же, разбираться стоит, но предпочтительная позиция в данном случае – исключительно справедливая.

Итак, снова о самой сложной из профессий и самом ответственном из дел. Управление делами и людьми в компании любой величины требует от начинающего руководителя большой сосредоточенности и умения не только успевать всегда и везде, но и выделять главное, отделяя его от второстепенного. Поговорим сегодня о том, как выполнить свои задачи с честью и получить максимум выгоды для компании.

Совет 1. Планируйте. Планировать стоит не только свой рабочий день, внося в ежедневник все, что необходимо успеть сделать. Планировать следует неделю, месяц, квартал, год. Более того, нельзя недооценивать важность планирования развития компании. На многих предприятиях бизнес-план до сих пор считается филькиной грамотой, которая годится только для того, чтобы предложить ее инвестору для получения денежных вливаний. Как бы не так! На самом деле, в работе как малой компании, так и большого предприятия без планирования порой приходится довольно сложно. Хорошо, если «машина» производства и сбыта налажена, а если в механизме работы всей организации соринка, что бревно в глазу?

Если вы пока что не в состоянии расписать план на ближайший период в одиночку из-за множества подводных камней и моментов, которые лучше всего известны только отдельным специалистам компании, то для вас это станет дополнительным стимулом узнать больше о ближайших перспективах бизнеса, которым вы занимаетесь. Скооперируйтесь с сотрудниками, которые способны вам помочь, и совместно займитесь разработкой плана. Самое главное при этом для вас – рационально распределить задачи и время, чтобы не отрывать специалистов от работы на долгий срок и не забывать также о своих текущих делах.

Да, и последний совет по поводу плана. Вполне естественно, что сразу бывает сложно добиться идеальной точности сроков и цифр, а также достижения всех запланированных показателей. Не отчаивайтесь. Во-первых, план можно корректировать, добавляя в него изменения в процессе работы компании, а во-вторых, я должна отметить, что самый лучший выход в большинстве случаев – начинать с составления планов на короткие периоды и лишь затем приступать к долгосрочной документации.

Совет 2. Контролируйте. Частая ошибка молодых руководителей состоит в том, что поулыбавшись налево и направо с самого раннего утра и обретя изрядные запасы уверенности в том, что все сотрудники приступили к работе, начальник запирается в кабинете и занимается текущими делами. Естественно, при этом он предполагает, что каждый работник в данный момент трудится в поте лица на благо любимой компании. Как бы не так! По статистике, более 68% сотрудников в отсутствие контроля со стороны руководителя занимаются в течение дня чем угодно, только не работой. Естественно, прямой урон компании это несет лишь в редких случаях, но в недополучении прибыли тоже мало приятного.

Вывод: контролируйте! Конечно, мы не предлагаем вам стоять над сотрудниками с утра и до шести вечера с кнутом наперевес, изображая из себя злобного Карабаса в кукольном театре. Вовсе нет. Опытному руководителю бывает достаточно заглянуть в офис в разгар рабочего дня, чтобы по спешному шороху убираемых журналов, торопливо закрываемым окнам чатов и неуловимо вытянувшимся лицам понять, чем занимался персонал. Пока же вы только учитесь и приобретаете опыт, вполне разумным бывает заходить к сотрудникам по тому или иному делу раз в час или полтора. Это убережет вас и компанию как минимум от вопиющих приступов безделья у персонала.

Однако контроль внешней занятости – это еще далеко не все. Попадаются в среде офисных работников особо интересные экземпляры, которые могут часами разглядывать с чрезвычайно умным видом одну и ту же таблицу или в течение нескольких недель изображать кропотливую работу над прорисовкой компьютерного персонажа. Для того, чтобы не обмануться подобным умением изображать занятость и позднее не получить нулевые результаты, старайтесь мягко и ненавязчиво входить в курс дел сотрудников, интересоваться, как продвигается работа каждого из них.

Хороший эффект дает доброжелательное приглашение к себе в кабинет с целью выяснить, как дела идут, что движется, есть ли помехи, а также как их можно преодолеть. Подобная тактика начинает давать определенные плоды уже через месяц таких «задушевных» разговоров. Однако постарайтесь не переусердствовать – если вы все время будете отвлекать сотрудников от их основного занятия, то вышеупомянутые плоды этого метода скорее всего окажутся горькими и совсем невкусными.

Совет 3. Мотивируйте! Одним только контролем сложно добиться от персонала заоблачных высот профессионализма и самоотдачи. Вспомните про антипод кнута и запаситесь пряниками.

Мотивация традиционно делится на материальную и нематериальную. Соответственно, материальная мотивация подразумевает вознаграждение отличившихся сотрудников какими-либо земными благами: денежными бонусами, подарками от компании и даже наборами собственной продукции. Что же касается нематериальной стимуляции, то здесь есть множество вариантов: от умения похвалить работника, который старательно занимался своим делом, до организации конкурсов и выделения дополнительных дней к отпуску тем, кто достиг особых высот.

Способов мотивации настолько много, что перечислить их все в рамках одной статьи просто невозможно. Однако в процессе работы самые удачные из них наверняка сами придут к вам в голову, как только вы задумаетесь, как бы повысить работоспособность персонала.

Иными словами, все в ваших руках. Включая благополучие компании или доверенного вам отдела. Так что, немного поразмыслив и обдумав варианты, действуйте смело! И да пребудет с вами успех!

Алина Панова

 



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Карел Чапек

Есть несколько способов разбивать сады: лучший из них - поручить это дело садовнику.

 

Сделать стартовой