Матрица познания и оценки личности
В решении вопросов отбора кадров, разработки моделей описания должностных компетенций, познания персонала и работы с ним, оценки деятельности сотрудников, а также вопросов стимулирования и развития необходимы ориентиры по описанию структуры и содержания личности.
Такое описание может быть в двух формах: в описательной форме или в матричной (табличной) форме. Очевидно, что наиболее приемлемой является матричная, т.к. она наглядна, лаконична и потому удобна в работе. К тому же, такой подход служит основой единообразия в решении разных вопросов и одновременно справочным материалом.
Безусловно, содержание матрицы корректируется под основные социальные группы (страты). Поэтому, предварительная задача состоит в выделении этих групп. В настоящее время стратификация персонала производится по функциональному признаку:
- руководство,
- руководители подразделений (менеджеры),
- специалисты (менеджеры),
- вспомогательный персонал,
- младший обслуживающий персонал.
Но функциональный принцип не раскрывает профессиональные и личностные особенности сотрудников. Поэтому необходимо разделить людей по профессиональным и социально-психологическим признакам.
Среди всех указанных категорий сотрудников присутствуют и профессионально-ориентированные люди, и полупрофессионалы, и дилетанты. А также:
- невосприимчивые или восприимчивые к изменениям,
- развивающиеся или деградирующие,
- способные к работе с персоналом или видят себя только как специалисты,
- способные самостоятельно решать проблемы/задачи или быть только исполнителями, способные создать новое направление работы или его развивать или поддерживать,
- с преобладанием действенных внутренних интересов/стимулов или только внешних стимулов,
- с ориентацией на интересы дела или на личные интересы, по отношению к социуму и т.д.
К сожалению, стратификация в корпоративном управлении не получила концептуального развития. Хотя в социальной психологии, теориях личности, у психиатров и психологов, в практике известных педагогов (Макаренко и др.) такое разделение присутствует.
Причины этого понятны – влияние ложного понимания равенства людей и попытка уйти от легализации того объективного положения, что люди по своим темпераментам, энергии, различным способностям, склонностям, социальным установкам и взглядам не равны. Поэтому, выбор модели стратификации на предприятии с одной стороны увязывается с ценностями действующей системы управления, а с другой – с требованиями развития предприятия, его будущем.
Скорее всего, модель будет противоречить существующим взглядам владельцев и руководства и концепции управления, в т.ч. в отношении кадровой политики. Тем более, когда их цели преследуют, прежде всего, личные интересы и выживание во враждебной среде, а во взглядах преобладают игнорирование интересов сотрудников, профессионализма в работе и ставка на «своих людей».
При разработке матриц целесообразно использование профильных публикаций в Интернете, а также обязательное участие руководителей соответствующих подразделений и продвинутых специалистов. Все это станет определенной гарантией качества разработки и дальнейшей реализации этого, по сути базисного подхода. Важно и то, что для руководителей всех уровней матрицы станут существенным подспорьем в работе с персоналом, которое сейчас, как правило, отсутствует.
Ниже приводится пример личностной матрицы руководителя.
Текущие задачи и требования |
балл |
Уровень знаний, подготовки |
балл |
Профессиональные навыки |
балл |
Участие в инновациях |
балл |
Отношение к работе |
балл |
выполняет свои задачи |
знает свои задачи |
умеет планировать |
новатор |
инициативный |
|||||
хорошее качество работы |
професс-ные знания глубокие |
опыт богатый |
доволен инновационной работой |
целеустремленный |
|||||
своевременно все делает |
професс-ые знания разнообразные |
знает работу |
изучает новинки |
контроль не нужен |
|||||
производительно работает |
знания устарели |
хороший организатор |
тяготится отсталостью |
уверенный |
|||||
своевременно отчитывается |
эрудированный |
все сделает сам |
регулярно внедряет что-то |
аккуратный |
|||||
отчеты грамотные |
знает больше других |
авторитетный |
прорабатывает идеи |
планомерность |
|||||
озабочен эффективностью |
умный |
влиятельный |
умеет делать новое |
хваткий |
|||||
работает без проколов |
интересный |
умеет стимулировать |
борется с нерациональностью |
основательный |
|||||
научит многих |
умеет ставить задачи |
пунктуальность |
|||||||
видит проблему |
рабочий локомотив |
||||||||
всегда найдет выход |
делится знаниями |
||||||||
неравнодушен |
|||||||||
Особенности как руководителя |
балл |
Особенности как администратора |
балл |
Развитие |
балл |
Стиль деятельности |
балл |
Социальные отношения |
балл |
выполняет свои задачи |
гибкие методы воздействия |
наголову выше других |
ответственность |
тактичный |
|||||
хороший организатор |
требовательный |
многие лишь тени для него |
инициативность |
порядочный |
|||||
изобретателен в руководстве |
действует планомерно |
знание нюансов работы |
целеустремленность |
компанейский |
|||||
делегирует полномочия |
искореняет примитивизм |
эрудированность |
контроль не нужен |
уверенный |
|||||
взаимодействует с коллегами |
стремится к эффективной работе |
интересуется новинками |
может сделать все сам |
общительный |
|||||
деловой |
принуждает по делу |
частенько заявляет идеи |
аккуратность |
откровенный |
|||||
харизматичный |
предпочитает убеждать |
работает с литературой |
демократичность |
дружелюбный |
|||||
подсказывает, обучает |
редко применяет санкции |
оперирует новыми знаниями |
выносливость |
эмоциональный |
|||||
хваткий |
умело поощряет |
натаскивает товарищей |
пунктуальность |
искренный |
|||||
умеет заинтересовать |
сдержан- эмоционален |
обучает |
требовательность |
правдивый |
|||||
может мобилизовать |
дипломатичен-прямолинеен |
полезные изменения |
рабочий локомотив |
справедливый |
|||||
не равнодушен к беспорядку |
справедлив |
эффективен |
молчун |
||||||
в тень не уходит |
веселый |
||||||||
одинокий |
Использование матрицы удобно для проведения опросов, грейдирования (оценки ценности) профессиональных и личностных особенностей, также для оценки профессионального уровня сотрудников в коллективе. При этом удобной представляется шкала оценки от 1 до 3.