Роль и ответственность руководящего состава при внедрении системы менеджмента качества на предприятии торговли
Для успешного функционирования предприятия необходимо управлять им систематически, притом, что управление должно быть прозрачным. Успех может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованный сторон. Одним из принципов менеджмента качества в международных стандартах, является лидерство руководителя. В данной статье будет вестись упор именно на этот аспект, который немаловажен при внедрении системы менеджмента качества на любом предприятии, в том числе и предприятии торговли.
Сахаров И.С.
Руководство предприятия изначально должно обеспечить принятие обязательств по разработке и внедрению системы менеджмента качества, а также постоянное улучшение её результативности посредством: разработки политики в области качества, обеспечение разработки целей в области качества, проведение анализа, обеспечение необходимыми ресурсами.[1]
Для каждого предприятия существуют требования к её продукции, которые формируются с учетом следующих элементов:
-
требования, установленные потребителем;
-
законодательные требования, относящиеся к продукции;
-
требования, не определенные потребителем, но необходимые для конкретного использования;
-
любые другие требования, определенные предприятием.
Важным моментом при внедрении системы менеджмента качества является проведение мониторинга информации, касающейся соответствия предприятия требованиям потребителей. За этот сектор тоже отвечает руководство компании и должно его обеспечивать. В результате должны быть установлены методы получения и использования этой информации.
Вернемся к политике предприятия в области качества и рассмотри более подробно. Руководство предприятия должно обеспечить, чтобы:
-
политика в области качества соответствовала целям организации;
-
включать обязательство соответствовать требованиям и постоянно повышать результативность системы менеджмента качества;
-
создавала основы для постановки и анализа целей в области качества;
-
должна быть доведена до сведения персонала предприятия и понятна ему;
-
анализировалась на постоянную пригодность.
Руководство предприятия должно обеспечить, чтобы цели в области качества были установлены в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях. Цели в области качества должны быть измеримыми и согласуемыми с политикой в области качества.[2] Для обеспечения достижения целей на плечи руководства ложатся следующие обязанности:
-
планирование создания и развития системы менеджмента качества;
-
сохранение целостности системы менеджмента качества при планировании и внедрении в неё изменений.
При внедрении системы менеджмента качества на предприятии естественно изменяются обязанности и ответственность у персонала. Доведение нововведений является также частью обязанностей руководства. Для контроля внедрения и поддержки системы из числа руководства должно быть назначено ответственное лицо или лица, в зависимости от размера предприятия, которое помимо своих прямых обязанностей должен взять на себя следующие полномочия по:
-
обеспечению разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии процессов, требуемых системой менеджмента качества;
-
предоставлению отчетов о функционировании системы менеджмента качества и необходимости улучшений;
-
содействию распространения понимания требований по всему предприятию.[1]
Руководство также должно обеспечивать разработку на предприятии соответствующих процессов обмена информации, в том числе по вопросам результативности системы менеджмента качества.
Анализировать систему необходимо через определенные временные интервалы. Это необходимо делать, чтобы понимать постоянную пригодность системы, её адекватность и результативность. В анализ включается оценка возможности улучшения и потребность в изменениях в системе менеджмента качества предприятия, в том числе в политике и целях в области качества.[3]
Выходные данные для анализа со стороны руководства должны включать следующую информацию:
-
результаты проверок качества;
-
обратную связь от потребителей;
-
функционирование процессов и соответствие продукции;
-
статус предупреждающих и корректирующих действий;
-
последующие действия, вытекающие из предыдущего анализа со стороны руководства;
-
изменения, которые могли бы повлиять на систему менеджмента качества;
-
рекомендации по улучшению.
Выходные данные анализа со стороны руководства должны включать все решения и действия, относящиеся:
-
к повышению результативности системы менеджмента качества и её процессов;
-
улучшению продукции согласно требованиям потребителей;
-
потребности в ресурсах.[1]
В заключении хотелось отметить, что на руководство предприятия ложатся основные обязанности по внедрению, поддержанию и улучшению системы менеджмента качества. Руководитель должен выполнить цикл мероприятий от постановки целей, до создания среды для работников, в которой они могли бы быть полностью вовлечены в достижение целей предприятия. На российском рынке существует множество помех, которые мешают внедрения систем менеджмента качества на предприятиях. В большинстве случаев причиной становится непрофессионализм руководителей, нежелание и непонимание надобности внедрения системы, а также масса других факторов, которые выходят за рамки статьи.