Моббинг - когда работа становится адом
Психологический террор на рабочем месте
Большой товарооборот, наличие постоянных клиентов и заказов сегодня составляют основную цель существования любого предприятия. При этом, часто забывается о проблемах сотрудников. Ведь бытует мнение, что незаменимых нет. А, следовательно, руководство может в любой момент сменить неудобного или непонравившегося сотрудника. При этом часто не задумываются, что это создает не очень приятный микроклимат на работе и таким образом невозможно избавиться от проблем на работе.
Психологический прессинг на неугодного - это МОББИНГ
Ханц Лейман дает следующее определение моббингу: “Понятие “моббинг” означает негативные действия нескольких людей или одного человека, направленные против другого человека (одного или многих), длящееся достаточно большое время и характеризующие особые отношения между жертвой и виновником. Моббинг - ситуация, в которой находится сотрудник или сотрудники фирмы. Они постоянно подвергаются постоянным нападкам и придиркам со стороны руководства или коллег. Моббинговая ситуация может так сильно подействовать на душевное состояние, что человек тяжело заболеет, сохранив при этом на всю жизнь глубокую рану в своей душе.
Зарубежная статистика говорит о том, что сегодня 3-4% нанимаемых на работу сотрудников оказываются в ситуации явного или косвенного психологического давления. При этом надо учитывать то, что это только в момент устройства на работу. Процент людей, которые в дальнейшей “рабочей” жизни стали жертвами моббинга в десятки раз больше. Не для кого не секрет, что иногда уровень белорусского директора далек от западного идеала цивилизованного бизнесмена. Поэтому, есть основания предполагать, что для наших условий этот процент будет намного больше. К сожалению, мне не попадалась на глаза соответствующая статистика для белорусского рынка. Однако, работая с огромным числом коммерческих структур, с ситуацией моббинга сталкиваешься практически в 100% случаев.
Главные герои. Попробуем разложить ситуацию по ролям. В игре участвуют две стороны: нападающая и защищающая. При этом, во многих случаях имеет место закономерность: численность нападающих постоянно и быстро увеличивается, тогда как защита постепенно ослабевает. В итоге, человек остается один против всех. В роли нападающего или зачинщика может выступить каждый человек. И не обязательно это должен быть руководитель. Часто именно обстоятельства на фирме заставляют людей против кого-то начинать интригу, или для того чтобы отстоять свою позицию, или просто, потому что дома в своей семье они не получили признания их талантов, на которые так надеялись и о котором так мечтали. Или не ладится жизнь и хочется кому-то отомстить за это. Бываю и такие, для кого стоящий рядом человек - “винтик в огромной машине”, и не стоит обращать на его своего драгоценного внимания. Часто, пожилые люди боятся потерять насиженное место работы и из-за этого начинают придираться и грубить своим коллегам.
Причины и следствия. Боязнь получить взыскание, быть уличенным в некомпетентности, потерять свое рабочее место - одна из основных причин моббинга. Начальнику одного из подразделений совместного предприятия не передали вовремя факс с указаниями шефа. Причем "подставили" так, что фирма не просто понесла ощутимые убытки, но и потеряла доверие прочих партнеров. Сам Олег Игоревич слег с инфарктом. Не стоит обольщаться надеждами, что моббинг угрожает только слабохарактерным людям. Вода, как известно, и камень точит. Давно и верно подмечено: дурной человек, что уголек, не обожжет, так испачкает. Давно стал классическим пример: руководители крупных компаний кончали жизнь самоубийством в результате отлично режиссированной конкурентами травли. Кстати, среди прочих причин моббинга - банальная зависть. Согласитесь, каждый из нас хоть единожды испытывал укол завистливых коллег. Причина может быть самой пустячной - от нового дорогого наряда до похвалы начальника. А как следствие - шушуканье за спиной, исчезнувшие из компьютера файлы с важными документами… Стенокардия, открывшаяся язва желудка, инфаркт, неврозы - ведь все реагируют на травлю по-разному... Груз производственных проблем все чаще становится невыносим, и в результате возникают нештатные ситуации, которые порой завершаются тяжелыми физическими и психическими расстройствами, частыми бурными взрывами неприкрытой агрессии! Кто, как ни руководитель кадрового агентства может наиболее полно и грамотно рассказать о моббинге в современных белорусских компаниях.
Светлана Коростелева, директор Агентства “КВАДРАТ”, отмечает, что "одной из основных проблем современной фирмы, является неумение менеджеров построить четкую систему управления фирмой: грамотной организацией работы, жесткой системы контроля, “хитрой” мотивации сотрудников, отслеживания обратной связи . Все эти функции менеджера в наших условиях искажаются и нередко превращаются в дикую смесь самодурства, твердолобия и элементарной непорядочности. А как иначе охарактеризовать случаи, когда руководители за 1-2 года умудряются сменить десятки секретарей? Надо понимать, что далеко не каждое недружелюбное высказывание в Ваш адрес не каждое указание на сделанные Вами ошибки означают, что против Вас ведется война. Возможно у вашего собеседника просто не очень хорошее настроение. Однако, если все чаще ваши коллеги начинают реагировать на Ваши слова и действия недружелюбно, сопровождая их насмешками, если они просто грубят Вам и отвечают молчанием на Ваши вопросы, постоянно указывают на ваши ошибки, то я советую Вам лучше присмотреться к ситуации: возможно, Ваши отношения с коллегами переживают не лучший период в своем развитии".
Приведу в качестве примера еще один поучительный случай. Женская часть персонала одной из фирм без видимых причин стала негативно относиться к одной из сотрудниц, у которой накануне был день рождения. Утром в день рождения шеф персонально преподнес имениннице букет цветов. Казалось бы, какой пустяк. Но так как раньше за ним такого не замечалось, то естественно возникло предположение о наличие у него особого расположения к этой сотруднице. Естественно, что подобное положение вещей было болезненно воспринято всеми остальными. В последствии, шеф свои действия объяснил тем, что поскольку собирался уехать пораньше и не имел возможности поздравить именинницу вместе со всеми на традиционном вечернем чествовании, то решил несколько опередить события и подарил свои цветы заранее. Ситуация разрядилась. Взаимоотношения руководителя с секретарем, зачастую носят сложный характер, что нередко приводит к противоречивым слухам, а следовательно, и к психологическому дискомфорту обеих сторон. Но, исходя из моего опыта работы в кадровом агентстве, можно сделать вывод о том, что абсолютное большинство начальников при подборе девушек секретарей руководствуются отнюдь не сексуальными мотивами.. Наоборот, “куклы Барби”, попадающие в офис благодаря длине ног, оказываются в скором времени за его пределами. Однако, сексуальные домогательства на работе, относимые к моббингу, нередкое явление. За дорогим костюмом и хорошими манерами иногда прячется слегка нездоровая личность с низким моральным потенциалом.
У Вас есть шанс исправить ситуацию. Что же делать в этой ситуации? Прежде всего, я еще раз хочу подчеркнуть: чем раньше Вы заметите изменения, тем быстрее Вы сможете проанализировать ситуацию и понять, как правильно себя вести. Часто, первые признаки бывают столь незаметны, что человек не сразу понимает, в какую передрягу он попал. И даже поняв, в чем дело, люди часто реагируют неправильно. Тем не менее, у Вас есть много шансов исправить ситуацию. Не думайте, что Вы остались совершенно одни и все от вас отвернулись. Многие по прежнему Вам доверяют: у Вас остались старые друзья, коллеги из других отделов, семья. Используйте все возможности. Если Вы знаете, кто решил свести с Вами счеты, Вы наверняка сможете выйти победителем. Однако для этого, вы должны скрупулезно проанализировать свое поведение и поведение соперника. Конечно, советовать проще всего. В действительности ситуация моббинга - это сложный психологический процесс, управлять которым чрезвычайно сложно и под силу далеко не многим.” Несмотря на то, что отношения психологического прессинга могут завязаться не только между руководителем и подчиненным, ответственность прежде всего лежит именно на менеджерах . Ибо они в первую очередь должны понимать, что жизнеспособность фирмы зависит от здорового психологического климата в коллективе. Ведь решая общую задачу, идя к одной цели, конфликтующие стороны направляют свои действия один против другого, что является противоречием и нежелательным фактором для менеджмента.
Серьезной ошибкой некоторых руководителей является снабжение информацией недостойных сотрудников, которые используют против других работников. Здесь мы подходим к проблеме распространения слухов на предприятии. Любой моббинговый процесс сопровождается связкой непроверенной, передаваемой из уст в уста информацией. Пресечь подобные явления возможно, если: во первых загрузить сотрудников работой; во вторых обеспечить максимально приемлемый уровень информирования работников о внутри и внешне фирменной жизни. В последние годы на Западе особое распространение получили теории открытого управления. Как знать, может подобная практика когда-нибудь приживется и в наших компаниях. Может настанет время, когда руководители будут, пусть даже в корыстных целях, но заботиться о здоровье своих подчиненных. И слово “моббинг”, которое пока еще очень редко встречается в нашем обиходе, вовсе исчезнет из его. Хотя я в это не верю.