Моббинг: профессиональное заболевание и пути излечения
Исчерпав все способы самостоятельного разрешения конфликта с коллегами (выявление источника опасности, анализ, откровенный разговор) и не добившись желаемого, затравленный "работобратель" отправляется со своей бедой к начальнику.
В интересах производства
Учитывая, что шеф вряд ли держит на рабочем столе или в сейфе волшебную палочку, по мановению которой все рассосется, образуется, вернется на круги своя, и прочая, прочая, прочая, не ждите от него немедленного спасения! Для начала просто изложите ему ситуацию (причем, максимально объективно, не обеляя себя и не очерняя других). Желательно подкрепить свое обращение письменным заявлением с указанием имеющихся доказательств, ссылками на очевидцев и пр. И попросите его разобраться. Не выгородить вас, не наказать сию же минуту вашего обидчика, а именно разобраться.
Поверьте: шеф и сам впрямую заинтересован в нормальных взаимоотношениях между членами руководимого им коллектива! Причем, не из альтруистических побуждений, а из чисто экономических соображений: ему невыгодно падение производительности труда бригады, участка или отдела. Шутка ль сказать: общие потери германской экономики от последствий моббинга составляют ежегодно астрономическую сумму в 300 миллиардов марок! Поэтому, в соответствии с действующим законодательством (§ 75 BetrVG, Закона о предприятии), шеф просто обязан принять меры. Вопрос только - какие?
Что может начальник?
С ответом на этот вопрос дело обстоит похуже. Правда, шефу предписано, что:
1. К заявлению о моббинге нужно отнестись с максимальной серьёзностью. (От себя добавлю: это радует!);
2. Жертве необходимо предложить практическую помощь. (Спасибо, ребята!);
3. Коллектив следует консолидировать против агрессора-моббера. (Ура! И тут есть чувство локтя!);
Однако, уже следующий пункт снижает градус оптимизма. Потому что выглядит он следующим образом:
4. Стресс подчиненного не должен стать вашим стрессом! А пункт о необходимости оказания практической помощи (например - выработка индивидуальной программы поведения) содержит и такое напутствие:
5. Информировать жертву, где она может получить психологическую и иную помощь.
Что именно подразумевается под "иной" помощью - станет яснее чуть позже. Сейчас же хочу обратить внимание вот на что: шеф должен максимально подробно расспросить жертву моббинга по вопросам, связанным не только с деловой, но и с личной сферой. Кроме того, выяснить, какие слухи о жертве ходят по фирме, кем и как они распространяются и т.д., и т.п. И весь собранный материал записать в "Дневник моббинга".
Особого удовольствия такое "копание" шефу не доставит. Но подробности ему нужны не любопытства ради. По многим нюансам он сможет выстроить приемлемую для жертвы линию поведения. Хотя, конечно, малоприятное занятие. А, главное, что в результате?
А в результате не исключено, что шеф укроется за шестым пунктом инструкции, который советует ему "не вселять особых надежд на устранение конфликта" и "не брать проблему на себя". ("Отлично!" - сказал тренер и заплакал". Это из анекдота, не из инструкции.)
Но не отчаивайтесь! Шефу запрещено делать заявления типа: "Это ваши проблемы!". Наоборот: согласно тому же шестому пункту, если он сам не в состоянии помочь, то обязан предоставить информацию, где можно получить квалифицированную психологическую или правовую консультацию.
Только, сдается мне, что за консультацию у психолога - спеца по проблемам моббинга, или за работу частного детектива - аса по сбору доказательств фактов третирований втихаря (это и есть та самая "иная" помощь, указанная в пункте 5), нужно столько отстегнуть - небо с овчинку покажется! А вот где брать деньги, чтобы воспользоваться такой "иной" помощью - вряд ли шеф подскажет что-то дельное. И проштудированные мной пособия таких ответов не содержат. Крутись, дескать, сам, сердешный... (Как тут не вспомнить бессмертный лозунг из "Двенадцати стульев": "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих."
Впрочем, я, пожалуй, сгустил краски. Что делать - положение обязывает: ведь не развлекальщиком - пессимистом дежурю. Все в тех же источниках сказано, что шеф, выяснив всю подноготную конфликта, должен порекомендовать жертве:
- что следует, а чего не следует говорить в коллективе;
- не поддаваться на провокации;
- не делать опрометчивых заявлений, способных "вернуться бумерангом";
- твердо усечь, что предприятие - не центр психотерапии;
- искать в себе силы противостоять агрессии;
- сохранять спокойствие (эдакий "синдром Карлссона").
То есть, как ни крути - а лозунг из "Двенадцати стульев" вечен!
Но вообще-то шеф вправе (а по закону, о чем будет сказано дальше, и должен!) при установлении реальных фактов, вызвать моббера и сделать ему официальное предупреждение о возможном смешении с должности или даже увольнении!
Вот только сбор таких фактов - дело до чрезвычайности сложное. А как показывает судебная практика по делам этой категории, виновными в совершении моббинга (из общего мизерного числа рассмотренных дел) было признано и вообще микроскопическое количество.
Человек человеку...
Вопрос совсем неинтересный и чисто риторический. А что, шеф - не человек? Ему что, человеческое чуждо? Не чуждо! Поэтому шеф способен оказаться и завистником, и подозрительным, и нетерпимым к чужим слабостям, и просто ненавидеть своего подчиненного. Да, в конце концов, он может быть любителем, скажем так, личных отношений с подчиненной/подчиненным. А также - превратно понимать интересы коллектива, молчаливо поддерживая группу, нашедшую в жертве своеобразный громоотвод (нужна ж разрядка! Недаром же чуть ли не на каждом листе методичек подчеркивается, что лишь немногие немецкие предприятия в состоянии держать в штате психолога-социолога.)
А раз шеф - простой технарь, не обремененный знаниями социального работника, то и выпады его могут быть самыми что ни есть простенькими. Например, подчиненный - более сильная личность, генератор плодотворных идей и вообще лучше образован. И что прикажете шефу делать? Ждать, когда тот его подсидит? Ага! Щас-с! Для начала такого "самородка" нагружают под завязку излишними заданиями, затем - замечаньице, потом - выговорешник... Да что я рассказываю? Эка невидаль! Там, что ли, было по другому?
И попадает бедолага в заколдованный круг (или по-немецки Teufelkreislaufe). И идут его дела по одной из многих схем, из которых, пожалуй, и двух достаточно:
- - начальственное давление и страх - бессонница - сокращение производительности труда - начальственное давление и страх - бессонница. Или:
- - начальственная критика за ошибки в работе, желание не делать ошибок - неуверенность в принятии решений - ошибки и недоразумения - начальственная критика за ошибки в работе.
И ведь каждое слово жертвы может быть обращено против нее! К примеру, мобберы из числа коллег нередко записывают частные беседы жертвы, а затем выкладывают записи на стол начальству. А там тако-о-ое... Потому и повторяю вышесказанное: жертва моббинга должна быть очень дисциплинирована! Но при этом всегда помнить: "Кто позволяет себя уронить - тот потерян" (не моя мудрость - из немецкой монографии по моббинговой проблеме).
Отсюда название очередной (и последней) главы -
Не опускайте руки!
А все-таки выходы есть! И указывают на них все изученные материалы. Во-первых, чётко определитесь, моббинг ли это, или просто случайные колкости. Во-вторых, ведите себя бдительно, но не преувеличивая реальной угрозы! В-третьих, не замыкайтесь в себе и не выказывайте страха! В-четвертых, не позволяйте мучить себя мелочными придирками! В-пятых, недвусмысленно дайте понять мобберу, что вы его происки не принимаете близко к сердцу!
В-шестых, найдите в себе силы поставить моббера на место!
В-седьмых, если не получился (по любым причинам) контакт с шефом - идите за советом и помощью в Betriebsrat (Совет предприятия, имеющийся, практически, в каждой фирме). Согласно § 104 BetrVG, Совет предприятия обязан принять меры против моббера. В частности - при пассивности работодателя требовать от него смещения или увольнения агрессора! Более того: по инициативе Betriebsrat`a материалы по факту моббинга могут быть переданы в суд.
(К слову: нередко методы моббера содержат признаки состава уголовного преступления. Например, уничтожение базы компьютерных данных. Ведь это собственность предприятия, и следствие такого уничтожения - причинение предприятию материального ущерба.)
Но, к сожалению, к этой фазе борьбы жертва подчас настолько обессиливает, что машет на все про все рукой и задается вековечным вопросом:
А ОНО МНЕ НАДО?
Но это - уже другая тема. А под занавес этой дозвольте малюсенькую реплику: где ж гарантия, господа, что на новом месте не возникнут старые проблемы? Ведь борьба с моббингом - это борьба за свое рабочее место, а кто позволяет себя уронить - тот потерян!