Как грамотно замотивировать сотрудников?
Думаю, со мной согласятся многие: чтобы сделать что-то хорошо, нужно иметь желание и стимул это делать. Это напрямую относится и к работе, которую человек выполняет изо дня в день.
Многие руководители уже поняли, что без грамотной системы мотивации персонала сегодня не обойтись. В советское время система мотивации строилась, в основном, на «внутренних» поощрениях, то есть на похвале и порицаниях, грамотах и выговорах, почетных званиях и досках позора. Мотивация строилась в основном на нематериальных стимулах. Законно заработать много денег советский человек просто не мог да и тратить их было особо некуда. Олицетворением богатства была шуба и автомобиль «Жигули». Поэтому материальные потребности человека были невелики, а деньги не были главным стимулом хорошо работать.
Годы перестройки и новый «капиталистический» подход к жизни сделали свое дело. Мы поняли, что деньги – это средство достижения многих и многих благ. Причем стало казаться, «деньги решают все и все решают только деньги». Появилась другая крайность. К сожалению, до сих пор в большинстве случаев считается, что сотрудник должен быть доволен одним только фактом получения за работу денег. А если работает плохо, один выход – увольнение. Закономерно, что в такой фирме эффективность труда будет небольшая, а «текучка кадров» как раз наоборот.
Нужно иметь ввиду, что потребность в деньгах растет только до определенного предела, зависящего от уровня жизни. После того как уровень жизни человека достигает его представлений о комфорте, замотивировать к работе его могут только вторичные группы потребностей: творчество, уважение, успех и так далее.
В исключительно материальной системе мотивации есть и другая сложность: зарплата должна быть достаточно высокой и повышаться постоянно. Она должна удовлетворять первостепенные потребности человека с лихвой. Нет разницы в зарплатах $150 и $250. Ни та, ни другая этих потребностей не удовлетворит.
Приведу пример: молодая замужняя женщина работает менеджером по продажам в небольшой торговой компании. Зарплата – 10 тыс. рублей + 3% процента от сделки с новопривлеченным клиентом. Для того, чтобы заработать эти 3%, ей придется исколесить весь город, постучаться не в одну дверь и даже потратиться на транспорт из личных денег. И вот вопрос: будет ли она это делать (при том, что муж ее зарабатывает 30-35 тыс. рублей, и в принципе на жизнь им хватает)? А не проще ли отработать в офисе с 8 до 17, «не напрягаясь»?
Загляните в любой учебник по экономической теории на кривые спроса и предложения по рынку труда и вы увидите, что как только люди выходят на определенный уровень дохода, они предпочитают свободное время деньгам. Просто этот «определенный уровень» у всех разный.
Так что же делать начальнику?! Как узнать этот «уровень» каждого сотрудника, особенно если сотрудников не один десяток?! Ответ прост: нельзя полагаться только на зарплату. Обязательно должны быть нематериальные средства мотивации. Мэри Кэй Эш, основательница преуспевающей фирмы «Мэри Кэй Косметикс», например, говорила, что есть только две вещи, которых люди хотят больше секса и денег. Это одобрение и похвала. Достаточно одобрить хорошее поведение, и оно повторится.
Кроме того, нужно развивать персонал и корпоративную культуру. Руководитель должен заботиться о совместном отдыхе сотрудников, тренингах на сплочение и личностном росте каждого подчиненного.
И главное правило: потребность более низкого уровня должна удовлетворяться раньше, чем потребность следующего уровня станет более значительным фактором, определяющим поведение человека. (см. пирамиду потребностей Маслоу)
Например, доход начинающего работника должен быть таким, чтобы удовлетворять его первичные потребности, а в работе обязательно должны быть творческие задания и возможность проявить самостоятельность. Ведь когда деньги перестанут человека стимулировать, вы, как мудрый руководитель, уже будете давать ему возможность самореализации, в то время как он только начнет в ней нуждаться. Развивается личность – расширяются возможности – растет потребность самовыражения. Таким образом, процесс мотивации путем удовлетворения потребностей бесконечен.
И, наконец, следует учитывать общую ориентированность сотрудников на избегание неудач или же достижение успеха. Мотивация избегания неудач хороша для армии, но губительна для творческого потенциала сотрудников. Если при достижении успеха сотрудник старается выделиться, проявить инициативу, то при избегании неудач он предпочитает оставить все как есть, «лишь бы не нарваться на неприятность».
Грамотный и мудрый руководитель должен всегда видеть за сотрудником Человека со своими потребностями, целями и интересами. Ведь замотивировать человека можно только тем, что он считает для себя ценным. Одному приятна похвала перед коллективом, другой будет хорошо работать из-за личной привязанности, третьему нужно повысить зарплату, а четвертому дороже день, проведенный в кругу семьи, нежели внеочередная премия. Уделите больше внимания Человеку, и результат не заставит себя ждать.
Наталья Пушкина