Не кнутом, а стимулом
Из планов, которые мы рассматриваем как ближайшие задачи, я бы выделил следующее:
- упрощение возмещения НДС. Речь о заявительном порядке возмещения налога в течение 30 дней после подачи декларации. Мы полагаем, что это можно сделать под банковские гарантии;
- придание работоспособности механизмам рассрочек, отсрочек и инвестиционного налогового кредита. Нормы в Налоговом кодексе присутствуют, но они не применяются в силу разных причин. Мы полагаем, что можно увеличить и число оснований, по которым будут предоставляться такие отсрочки, и расширить возможности для применения инвестиционного налогового кредита;
- решение проблемы, связанной с обременением бизнеса. Зачастую предприятиям приходится строить и передавать на баланс местных властей различные объекты социальной и производственной инфраструктуры (подстанции, мосты, подъезды, места парковок). Такие расходы, даже когда мы даем разъяснения, что они принимаются на уменьшение базы по налогу на прибыль, никак не могут быть освобождены от НДС. Но мы уже видим, каким образом можно решить проблему. Пока говорить рано.
Отраслевой подход. По налогам в отношении нефтегазового сектора идет интенсивная работа. Мы готовим налог, который может быть назван налогом на сверхприбыль или на дополнительные доходы. Он будет более гибок по сравнению с нынешним НДПИ с точки зрения перераспределения налоговой нагрузки не по размеру, а по времени. Максимальные налоговые изъятия будут переноситься на тот период, когда месторождения разрабатываются наиболее интенсивно и идет наибольшая добыча. Также министерством подготовлен вариант нового НДПИ для угольной промышленности. В ближайшее время мы готовы предложить законопроект, который снимет проблемы с учетом потерь и убытков в торговле.
Следующий вопрос, трансфертного ценообразования, в какой-то степени затрагивает и нефтедобытчиков. Но не только их. Надеюсь, мы вышли на финишную прямую в подготовке законопроекта по трансфертному ценообразованию. Возможно, в этом году он будет принят, хотя еще предстоит работа с Госдумой. Однако документ, на мой взгляд, должен сопровождаться еще одним, который предусмотрит консолидацию отчетностей теснородственных компаний и, соответственно, налога с консолидированной группы. Кроме того, есть предложения по налогообложению дивидендов при стратегическом участии предприятия в российских или иностранных компаниях.
Поделись прибылью. Произведенное в конце прошлого года снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20% является стратегическим решением и вряд ли в обозримом будущем будет пересмотрено. Снижение ставки рассматривается правительством еще и как одна из предварительных мер, предшествующих увеличению после 2010 года отчислений на пенсионные программы, медицинское и социальное страхование. Правда, здесь возникнет целый ряд проблем с администрированием взноса, так как начиная со следующего года оно переходит к Пенсионному фонду. Нужно принимать законодательство, формировать штат специальных сотрудников, которые получат возможность самостоятельно осуществлять проверки налогоплательщиков.
Непосредственно по налогу на прибыль мы также собираемся ввести ряд дополнительных мер. Вопрос о переносе или сложении убытков компаний, которые участвуют в слияниях и поглощениях. Сегодня нас беспокоит, что такие сделки иногда совершаются, чтобы за счет убытков поглощаемых компаний уменьшить свои налоговые обязательства. Хотим предложить меры, ограничивающие подобные шаги. Будет установлено правило, определяющее рыночность процентов по кредитам, займам, векселям и другим финансовым инструментам. Необходимо уточнить правила недостаточной капитализации, касающиеся операций репо (в том числе и по операциям с иностранными участниками или ценными бумагами). Также будут уточнены налогообложение клиринговых организаций при биржевых торгах и законодательство, касающееся доверительного управления.