Новая волна: всех гуру в топку!
Наши представления о том, что такое карьера и работа, скоро изменятся самым радикальным образом. И дело вовсе не в кризисе. Подспудно набирает силу другая волна. В Америке, которая долгие годы была локомотивом мировой бизнес-активности и образцом для всего остального мира, перестали интересоваться менеджментом.
Свидетельством тому списки бестселлеров в твердой обложке, которые каждый год публикует сайт Publishers Weekly. Цифры красноречиво указывают: спрос на менеджерскую литературу в последние годы снизился до минимального уровня. В 2001 году книга Джека Уэлча «Джек: Мои годы в GE» стала лидером среди деловых книг (распроданный тираж 724 345 экземпляров). С 2002-го по 2004-й в сегменте деловой литературы безраздельно царствовал Джим Коллинз со своим хитом «От хорошего к великому»: в 2002-м продали 528 031 экземпляров, в 2003-м – 587 425, а в 2004 году – 654 382. В 2005-м снова победил Уэлч со своим «Победителем» (605 000). В 2007-м самыми продаваемыми стали две книги, которых менеджерскими можно назвать лишь с большой натяжкой: хвастливый self-help «Мысли по-крупному и не тормози!» Дональда Трампа (346 000) и полемическая «Куда подевались все лидеры» Ли Якокки (310 000). В прошлом году в списке бестселлеров Publishers Weekly вообще не оказалось ни одной менеджерской книги (то есть не нашлось ни одной деловой книги, распроданный тираж которой превысил бы 100 000 экземпляров). Любопытно, что примерно с начала тех же 2000-х читательские настроения заметно меняются – резко растет спрос на книги, популяризирующие гуманитарное знание. «Фрикономика» Стивена Левитта и Майкла Дабнера, «A Whole New Mind» Дэниела Пинка, «Переломный момент», «Озарение» и «Гении и аутсайдеры» Малкольма Гладуэлла заняли на полках читателей место менеджерских блокбастеров. Эти книги в яркой и простой форме показывают, как устроен человек и окружающий его социальный мир: как работает наш мозг, как мы на самом деле принимаем решения, как взаимодействуем друг с другом и т. п. Получается, что люди перестали интересоваться, как функционирует бизнес, и начали интересоваться, как функционируют они сами. Столь резкое изменение людских настроений должно что-то да означать. Попробуем расшифровать высказывание эпохи.
В свое время с Римской империей произошла одна любопытная вещь. Историки зафиксировали примечательное изменение в характере переписки между римскими гражданами на раннем и позднем этапах ее развития. Письмо первого века новой эры из провинции в Рим обыкновенно несло примерно такое послание: «Здравствуй, Публий, помоги моему сыну Квинту в делах». Письмо четвертого века имеет совершенно другие посылы: «Здравствуй, Цезарь, я болею, скучаю, хандрю». На первый план вышла тема страдания, на которую раньше в суровой римской культуре было наложено табу. А теперь самое интересное: примерно в то время, когда совершилась эта глобальная смена настроений, в Рим пришло христианство, которое сказало, что страдать – это хорошо, и тем самым завоевало империю.
Смещение читательского фокуса в начале ХХI века с бизнес-книг на книги, посвященные познанию человека и окружающего его социального мира, – результат желания людей сбросить господствующую в современном обществе диктатуру менеджмента как подхода к жизни. На ее место уже готовится прийти новая идеология. Перенаправление читательского внимания с темы управления на тему развития человека подсказывает, какой она будет. Есть основания полагать, что нас ждет очередная эпоха Возрождения или Средневековья – кому что ближе.
1980-е и 1990-е были апофеозом веры в корпоративное управление как в чудодейственное решение всех проблем. Те же знаменитые «7 привычек» Стивена Кови – это фактически наложение принципов управления компанией на личную жизнь. Но, в сущности, что такое менеджмент? Это репрессивная технология, направленная на подавление в человеке животного начала или на превращение этого внутреннего зверя в механизм: соблюдай дресс-код, приходи на работу вовремя, чти корпоративный кодекс. Что такое карьера в эпоху менеджмента? Это добровольное принесение в жертву своих собственных способностей, подавление себя самого в обмен на превращение себя в функцию. «Я посижу пару лет на этой тупой и дурацкой работе, зато потом стану гендиректором», – так думает множество карьеристов во всем мире. Но со временем их будет становиться все меньше и меньше.
Судя по тому, каким образом сейчас меняются людские интересы, новая рабочая идеология будет связана не с управлением, а с развитием внутренних способностей человека. Если менеджерская культура пыталась задушить в человеке зверя или превратить этого зверя в машину, культура развития попытается разбудить в человеке бога. Как будет устроена жизнь, в которой во главу угла будут поставлены человеческие способности, и как будут выглядеть компании нового типа, неясно. Возможно, прав канадский бизнес-мыслитель Дон Тапскотт, который считает, что рабочей культурой XXI века будет коворкинг – основную прибавочную стоимость будут создавать индивидуальные предприниматели-творцы, объединяющиеся в артели для выполнения конкретного проекта. Ясно лишь одно – если хотите преуспеть в бизнесе будущего, больше думайте о своем уме и теле, чем о карьере.