Обман на конкурсной основе
Кот из мешка
Любой руководитель и HR-специалист знает, что красивое резюме и даже грамотные ответы на собеседовании далеко не всегда отражают истинный профессиональный уровень претендента на должность. Понятно, что как следует проверить потенциального сотрудника можно только в деле. Для этого есть испытательный срок: не подходит человек — можно уволить как не прошедшего проверку. Однако чтобы минимизировать кадровые риски, имеет смысл попытаться "вынуть кота из мешка": еще до приема на работу дать кандидату тестовое задание. А чтобы оценить способности кандидата правильно, задание дают не абстрактное, а имеющее непосредственное отношение к сфере деятельности компании-работодателя — такое, чтобы сразу можно было использовать результаты. Естественно, злоупотребления здесь неизбежны.
"Несколько лет назад мое внимание привлекла вакансия менеджера по работе с клиентами в одном маркетинговом агентстве, заказчиками которого являлись фармкомпании,— рассказывает Михаил Смирнов, специалист по маркетингу и PR.— Все устные собеседования я прошел быстро, затем мне предложили взять на дом тестовую работу. Суть — нужно было провести подробный маркетинговый анализ рецептурного препарата: рассмотреть ситуацию на рынке, изучить конкурентов, предложить эффективную стратегию продвижения и т. д. На все про все дали неделю".
Михаил подошел к вопросу серьезно: связывался с соответствующими бренд-менеджерами, искал информацию в интернете, переводил тексты и т. д. В итоге получилась красочная презентация, которая и была направлена потенциальному работодателю. В маркетинговом агентстве Михаилу сказали, что работа сделана очень хорошо и обещали перезвонить, как только руководитель, принимающий решение по кадрам, вернется из отпуска.
Когда в разумный срок звонка не последовало, Михаил стал звонить сам, ему говорили, что руководитель либо болеет, либо в командировке, либо еще где-то. Дело случая — друг Михаила оказался сотрудником компании-производителя того самого препарата и рассказал, что к ним обратилось маркетинговое агентство с предложением о сотрудничестве. В качестве иллюстрации своих возможностей агентство использовало тестовое задание, выполненное Михаилом.
Нечто похожее произошло с Виктором Логиновым, корреспондентом ComNews.ru в 2002 году, когда он пытался занять вакансию руководителя отдела мерчандайзинга питерской книжной сети "Снарк". Представитель сети сообщил, что они планируют изменить систему выкладки книг на лотках магазина, и предложил в качестве тестового задания написать свою концепцию. Спустя неделю Виктор представил компании проект. В приеме на работу ему отказали, а спустя месяц он увидел воплощение своей концепции в магазине "Снарк".
Вышеописанные случаи, если не типичны, то весьма распространены. По наблюдениям экспертов рынка труда, предложение сделать тестовую работу кандидат получает, как правило, не сразу, а после нескольких собеседований, когда создается ощущение, что вожделенное место практически получено и проверочное задание — простая формальность. Таким образом, кандидата заманивают в психологическую ловушку: когда потрачена масса времени на собеседования, отказываться от последнего рывка кажется нецелесообразным. К тому же сейчас, в кризис, изголодавшиеся по работе соискатели готовы кое-что делать просто для собственного разогрева. Как бы то ни было, при нынешнем дефиците вакансий диктовать свои условия работодателям, как правило, не удается.
Идеи почтой
Бывает, что тестовое задание предлагают выполнить сразу всем кандидатам без разбора — просто по факту получения резюме. Какая при этом преследуется цель, можно только догадываться.
"Однажды отправила резюме, а мне в ответ — тестовое задание,— рассказывает журналист Наталья Николаева.— Мне некогда было его выполнять, да и текст письма показался подозрительным. А через несколько дней из этой конторы приходит письмо — мол, извините, нам ваш материал не подходит, тест вы не прошли. Видимо, они просто автоматом письма рассылали, даже не проверяя, прислал ли им кандидат тестовое задание или нет".
Киевский журналист Иванна Довженко недавно в ответ на свое резюме получила весьма интересное предложение: "...Мы представляем интересы коммерческой структуры из России и собираемся открыть на территории Украины тренинговый центр. Нам понравилось Ваше резюме, и мы бы хотели дать Вам пробное задание, чтобы оценить Ваш уровень. Нам нужен журналист, который будет в оперативном режиме писать статьи по тематике: "психология, социология, общественные процессы, личностный рост"... Пробное задание. В условиях повышения уровня преступности, связанного с увеличением безработицы, наш центр выводит на рынок тренинг "Самооборона для девушек". (Вы можете предложить свое название). Данная тема очень актуальна и подобные тренинги уже проводятся нашей компанией в России. Сейчас эта услуга стартует и на Украине. Уже было проведено несколько корпоративных тренингов по этой тематике. Цель статьи: рассказать о полезности данного тренинга, возможно, привести случаи нападений, которые случались с Вами или Вашими знакомыми и скрыто пропиарить наш тренинг. Не ограничиваем Ваш полет фантазии. Стиль, размер, формат статьи выбирать Вам. Вашу работу присылайте на этот электронный адрес. Если нам понравится Ваша статья, мы оперативно с Вами свяжемся и договоримся об условиях длительного сотрудничества. С уважением, А.".
Набранные таким нехитрым способом варианты решений каких-то задач, неординарные идеи могут дать приличный коммерческий эффект, особенно учитывая, что получены они бесплатно.
"Одна кинокомпания хотела заказать мне сценарий фантастического сериала,— рассказывает сценарист и драматург Мария Рождественская.— При этом сообщили, что исходный материал предоставят. И что вы думаете? В качестве этого материала мне вывалили кучу чужих тестовых заданий — синопсисов сценариев".
По наблюдениям Ксении Рыжковой, директора по связям с общественностью компании "Ашманов и Партнеры", присвоение идей из тестовых заданий — распространенное явление в сфере креатива и маркетинга. "Недавно в одном пресс-релизе компании, с которой я общалась в прошлом году по поводу стартапа нового журнала, но не сошлась на деньгах, обнаружила цитату из предложенной мною стратегии вывода на рынок,— рассказывает Ксения Рыжкова.— Написала им суровое письмо. Прислали трогательные извинения и подписали бесплатно на журнал... Чтобы подстраховаться, один мой знакомый копирайтер, например, перед выполнением тестового задания дает специальную юридическую форму — либо потенциальный работодатель ее подписывает, либо они прощаются".
Разумеется, присвоить можно не только креативные решения. Консультант по управлению Антон Петровский упомянул случай, когда недавно принятый в компанию финансовый директор, не сумев справиться с порученными ему задачами, провел остроумную операцию. Он организовал фиктивный набор штата финансового отдела и при этом выдавал всем соискателям тестовые задания: написать предложения по схемам оптимизации налогообложения, финансовых потоков и т. п. По наблюдениям экспертов, подобным образом используют и профессиональных консультантов: приглашают на переговоры и просят предложить варианты решений тех или иных проблем.
Хотите тест? Оплатите!
"Однажды мне как потенциальному директору по персоналу предложили разработать новую систему оплаты для проектных групп рейдерской компании,— рассказывает Антон Петровский.— Ну, я тогда достаточно жестко ответил, что бесплатно готов минут за пятнадцать рассказать общие принципы, а реально что-то разработаю только за деньги. И оценил эту работу так: девять часов по $25 в час (моя ставка консультанта в 2000 году), всего $225. Работодатель говорит: не вопрос, напишите — заплачу. Тогда я попросил предоплату. Он полез в кошелек и отдал мне $225. Кстати, предложенная мной система в итоге принята не была — оставили все как есть".
Надо сказать, что в практике оплаты тестовых заданий нет ничего экзотического, особенно если речь идет о приеме на работу топ-менеджера.
"Перед тем как меня приняли на нынешнее место работы, я в качестве тестового задания сделал проект развития компании на ближайшие два года, включающий оценку рынка, план реорганизации системы управления розничными продажами и т. д.— рассказывает Андрей Ященко, управляющий директор мебельного холдинга Mobel & Zeit.— Весьма серьезная задача, я занимался ею месяц. Разумеется, мы заключили договор, согласно которому эта работа оплачивалась в любом случае".
Конечно, как правило, никакой компенсации за потраченное на тестовую работу время не предлагается. А если что-то и обещают, то без каких-либо гарантий. В этом случае Алена Владимирская, руководитель проекта Работа@Mail.Ru рекомендует обратить внимание на то, просят вас выполнить какую-то часть работы или же полноценный проект. Соответственно, не следует делать проект целиком — нужно ограничиться фрагментом, достаточным для оценки профессионального уровня, но недостаточным для несанкционированного использования. А если возможно — выполнить короткое тестовое задание прямо на собеседовании.
Между тем добросовестный работодатель по идее должен не только оптимально организовать тестирование, но и убедить соискателя в честности своих намерений.
"Мы практикуем тестовые задания при отборе сотрудников в нашу компанию,— говорит Светлана Сидоркина, исполнительный директор HR-студии "Время людей".— Например, специалисту по маркетингу мы давали 30 минут на изучение свежей прессы и подготовку краткого обзора по определенной тематике. С помощью такого задания можно оценить много параметров: стиль изложения, способность работать в сжатые сроки, кратко и доступно излагать информацию, выделять главное".
"Когда я искала переводчиков, то давала им в качестве теста перевести ну очень древнюю статью из англоязычного журнала на две полосы, всегда уточняя, что у нас закончилась лицензия на перепечатку из этого журнала, и текст не будет публиковаться никогда и нигде. Он нигде и не публиковался,— рассказывает Ольга Кондратова, редактор в "техническом глянце".— Я с радостью давала бы уже переведенную и вышедшую у нас статью для еще больших гарантий успеха проверки, но иногда ушлые товарищи попадались — и было важно исключить вариант с использованием ими уже готового текста. Давать же реальный материал, оплачивать, а потом использовать тестовые переводы было бы нерентабельным, так как 90% соискателей выдавали полный ужас".
Разумеется, тестовые задания — не российское изобретение. Применяются они и на Западе. Другое дело, что там все сколько-нибудь серьезные работодатели стараются придерживаться сложившейся этики.
"На Западе интеллектуальной собственностью кандидата считается даже письмо потенциальному работодателю, отправленное по e-mail,— рассказывает Андрей Ященко.— И там любая компания знает, что играет с огнем: если в суде будет доказано использование чужой интеллектуальной собственности, это грозит выплатой штрафов-компенсаций, выражающихся шестизначными числами. В России, к сожалению, подобная судебная практика отсутствует".
Кстати, в качестве элементарных способов подстраховаться на тот случай, если в споре об авторстве идей и решений, предложенных работодателю, дело дойдет до суда, адвокат Александр Глушенков рекомендует подписать с работодателем акт приема/передачи тестового задания или отправить материалы соответствующего проекта самому себе заказным письмом по почте.
"В западных компаниях обычно есть четкие стандарты бизнес-этики и поведения для руководителей, в соответствии с ними проводятся тендеры и выбираются кандидаты на работу,— рассказывает Оуэн Кемп, гендиректор НР в России, вице-президент Hewlett-Packard.— Использование информации, кроме как для объективного выбора наилучшего поставщика или наиболее подходящего сотрудника, им противоречит. На примере HP могу сказать, что тестовые задания — не общепринятая практика, но некоторые руководители их используют, чтобы определить, насколько знания кандидата и ход мыслей соответствуют необходимому уровню и требованиям. К тому же НР уже настолько крупная и сложная по структуре компания, с такой большой линейкой продуктов, что человеку со стороны будет очень непросто предложить ей что-то уже готовое к применению. Даже при наличии соблазна у HP такое использовать".