Оценка человеческого капитала
Сознательный менеджер — это не тот человек, который поможет старушке перейти через улицу, хотя, скорее всего, он так и сделает. Это человек, который на время работы в компании руководствуется целями и задачами бизнеса, исключая собственные интересы. Такое утверждение нельзя понимать слишком буквально. Поясню.
В последнее время я ежедневно провожу как минимум одно собеседование. Понимая, что «определить — это значит ограничить», я все же условно разделяю всех менеджеров на три категории: «лояльные», «нелояльные» и «сознательные». И предпочитаю приглашать на работу последних.
«Лояльные» менеджеры на собеседовании чаще всего указывают на лояльность своим работодателям как одно из своих главных достоинств. Подчеркивают, что работали в компании ради дела и что их зарплата, карьера и личные интересы никогда не стояли на первом плане. Часто лояльность проявляется как готовность работать на конкретного руководителя, невзирая на обстоятельства. Первый порыв — нанять такого сотрудника. Что может быть лучше? Однако если посмотреть глубже, то часто можно увидеть, что за лояльностью скрываются зависимость, попытка компенсировать лояльностью недочеты в работе, надежда подстраховаться. Боязнь ощутить себя в полной мере ответственным за свою жизнь и карьеру. Ведь движение вперед иногда может означать необходимость ухода с текущей работы, и бывает легче остаться, объясняя это лояльностью, чем сделать такой шаг. Подобный сотрудник не реализовывает свой потенциал и потенциал компании.
Также есть опасность, что сотрудники, безоговорочно поддерживающие все начинания, способствуют принятию невыгодных для компании решений. Во многих компаниях есть свои священные коровы — корпоративные мифы, которые никто не осмеливается подвергнуть сомнению, такие как «у нас — лучший сервис в отрасли». Нет у компании лучшего сервиса. Но руководство замечает ошибки, когда становится уже поздно.
«Нелояльные» менеджеры ориентированы целиком на собственные интересы. Во время интервью они могут первым делом спросить, на какую зарплату можно рассчитывать. Я столкнулась с кандидатом, который попросил долю в прибыли компании, едва переступив порог офиса, и только потом стал выяснять, чем она занимается. Но это уже лучше, уже шаг вперед: «нелояльные» менеджеры профессиональны, сильны и откровенны. Надо только быть готовым, что они уйдут не моргнув глазом, если им предложат лучшие условия. Но хуже то, что, преследуя сиюминутные выгоды, они не видят общей картины — как для себя, так и для бизнеса.
«Сознательный» менеджер лучше всего характеризуется словом «ответственность». Любое решение принимается с позиции интересов компании. Когда критерием решения является ответственность, сложнее работать, так как нет однозначных рецептов. Иногда нужно принять решение, не задавая вопросов, иногда выступить с острой критикой. Иногда указать на то, что вознаграждение недостаточно, а иногда отказаться от него вовсе.
Команда сознательных менеджеров напоминает музыкантов в оркестре: чтобы сыграть красиво, нужно вступить в правильный момент, отыграть по максимуму, остановиться по сигналу дирижера и, если другой музыкант заснул, сыграть его партию, при этом не вылезая из оркестровой ямы и не крича в зал, что сыграл именно ты. Увы, в жизни такие люди встречаются реже, чем хотелось бы.