Привычки-раздражители, или Десять причин гневаться на коллегу
На вашу работоспособность, вовлеченность в решение задач влияет не только обстановка в офисе – удобно ли устроено пространство, есть ли все необходимые материалы и инструменты – но и множество незначительных на первый взгляд факторов: от того, с какой ноги вы встали, до того, удалось ли успеть на нужный автобус, впрыгнуть в закрывающийся лифт и показаться боссу на глаза раньше всех. Конечно, кто-то умеет абстрагироваться от мелочей, не придавая им значения больше, чем они того заслуживают. Легко ли сосредочиться, когда Леночка постоянно долбит по клавиатуре так, будто всю жизнь печатала только на «Ундервуде»? Что хочется сделать с Васей, который выходит покурить в самый разгар работы, когда все включились и прерываться никак нельзя? Куда деть свои уши, когда Люся и Маша в очередной раз перемывают косточки соседкам по отделу? Поговорим о вредных офисных привычках.
Для каждого найдется своя «красная тряпка», но попробуем отвлечься от негативной стороны и составить рейтинг поступков, которых стоит избегать, чтобы не стать причиной развязавшейся офисной войны.
1. Громкие навязчивые звуки
Методичное постукивание карандашом, шумное ерзанье на стуле, привычка с упоением размешивать сахар в кружке с чаем… «Взорвать» коллегу может забытый на рабочем месте телефон, разрывающийся от звонков, или дурацкий рингтон, громкая музыка из наушников, привычка бросать мелкие предметы на стол, которую вы, наверняка, не замечаете.
2. Запахи
Чтобы привести коллег «в восторг», достаточно порой принести в офис огромный пакет фаст-фуда, источающий сквозь вощеную бумагу целый букет ароматов. Раздражать может также злоупотребление парфюмом. У всех свои любимые запахи, и так может случиться, что ваш неповторимый флакончик французских духов соседи по рабочему месту уже давно мечтают выкрасть из вашей сумочки и выбросить.
Если в офисе нет помещения, отведенного под кухню, в обеденный перерыв в рабочем пространстве будут витать разнообразные ароматы, стерпеть которые может не каждый.
3. Курение
Привычка выходить на пять минут часто делит коллектив на два лагеря: тех, кто периодически кочует в курилку (при этом по зову никотина поднимается несколько человек один за другим, а перерыв затягивается на добрую половину часа), и тех, кто с завистью, раздражением или даже ненавистью смотрит в спину уходящим и делает недовольное лицо. Неприятным для некурящих сотрудников могут стать запахи, если помещение не оборудовано соответствующим образом.
4. Сплетни
В каждом коллективе найдется пара коллег-подружек, которые все внезапно освободившееся время тратят на разговоры (а иногда и в ущерб рабочим часам, совмещая «приятное с полезным»). Какой отвратительный цвет волос у секретарши, сколько получает начальник, кто за кем ухаживает, какое платье нужно обязательно купить в этом сезоне… От разговоров такого рода никуда не скрыться! Неприятно становиться невольным слушателем, но еще меньше хочется быть втянутым в подобную беседу.
Раздражать могут также слоняющиеся без дела коллеги, ищущие «жертву» для беседы. Как только они увидят ваши свободные уши или почувствуют, что в эту минуту вы выглядите несколько расслабленными, то сразу же начнут изливать свои беды, как рабочие, так и семейные, обсуждать задачи или рассказывать о том, какой фильм им довелось увидеть на позапрошлой неделе.
5. Методические опоздания
Непунктуальных в коллективе «любят», особенно если тем удается оставлять свои опоздания незамеченными. Им обычно вменяют в вину статус неприкасаемого, который защищен провидением или самим боссом. Негативно могут быть восприняты приходы на общие собрания, совещания в последних рядах. «Опаздунов» считают теми, кто тратит общее время без угрызений совести.
6. Разговоры по телефону, skype на рабочем месте
Не каждому нравится, когда офисное пространство периодически заполняют звуки голоса взволнованной мамы, которая в очередной раз расспрашивает о том, чем вы покормили маленького сынишку, и вряд ли коллегам будет приятно слушать как вы выясняете отношения со своей второй половинкой, не стесняясь подробностей и повышая тон.
7. Нарушение личного пространства
Рабочий стол сотрудник подчас воспринимает как свою личную зону – там удобно стоят канцелярские принадлежности, бумаги разложены в привычном и нужном порядке, рядом с монитором красуется фотография или приятная безделушка, на которую можно отвлечься. И если кто-то вздумает забыть там кипу использованной бумаги, поставить грязную кружку или стянуть ручку, потому что закончилась своя, это может стать причиной праведного гнева.
8. Неусыпный контроль
Еще одна привычка может стать причиной ненависти коллег – постоянное заглядывание через плечо в монитор. Непонятно, что там хочется увидеть, и почему обязательно нужно следить за тем, что вы делаете.
9. Неопрятный или необычный вид
Если вам доводилось сидеть напротив человека в ярком костюме, когда ко второму часу у вас начинает рябить в глазах, вы поймете, о чем речь. И дело даже не в соблюдении дресс-кода. Грязная обувь, чрезмерное злоупотребление аксессуарами, смешная прическа – офисное пространство замкнутое и часто напряженное, и любая крайность внутри него может вызвать взрыв негатива.
10. Лексика
Когда сотрудник бухгалтерии вам тыкает и называет милочкой (зайчиком, солнышком), только самый сдержанный и уравновешенный пропустит эти речевые обороты мимо ушей. Раздражение могут вызвать ненормативная лексика, страсть добавлять к словам уменьшительные суффиксы, манера панибратского общения с коллегами.
Согласно результатам опроса Superjob.ru, больше всего российских менеджеров раздражают в коллегах курение, а также сплетни и пустые разговоры. Однако значительной части (8%) представителей отечественных компаний повезло с коллективом, и их все устраивает. В целом рейтинг вредных привычек, составленный Superjob.ru, выглядит следующим образом:
Ответы респондентов |
Все |
Мужчины |
Женщины |
Ничего не раздражает |
8% |
10% |
6% |
Курение |
15% |
18% |
13% |
Сплетни, пустые разговоры |
13% |
7% |
17% |
Бестактность, бесцеремонность, навязчивость |
5% |
3% |
7% |
Звездная болезнь, высокомерие |
2% |
2% |
2% |
Еда, чаепитие на рабочем месте и в рабочее время |
2% |
2% |
3% |
Безответственность |
2% |
3% |
2% |
Громкая речь, крики |
2% |
2% |
3% |
Опоздания на работу |
3% |
2% |
3% |
Глупость |
2% |
2% |
1% |
Лень |
3% |
4% |
3% |
Личные разговоры по телефону |
3% |
2% |
4% |
Вранье, ложь |
2% |
2% |
2% |
Интриги, доносы, лицемерие |
4% |
4% |
4% |
Неаккуратность, нечистоплотность |
2% |
2% |
2% |
Некомпетентность, непрофессионализм, халатность |
2% |
2% |
2% |
Медлительность, рассеянность, невнимательность |
1% |
2% |
1% |
Бескультурье, хамство |
3% |
3% |
3% |
Другое |
22% |
24% |
18% |
Затрудняюсь / не хочу отвечать |
4% |
4% |
4% |
Проблемой становится необходимость намекнуть коллегам, что тот или иной повторяющийся поступок раздражает вас донельзя. Попробуйте сказать Коле, что воровать печеньки с вашего стола по меньшей мере некрасиво – обвинит вас в клевете, скандала не оберешься! Если назревает конфликт из-за неприятных привычек коллег, как быть? Комментирует Александр Свияш: «Человеческий организм постоянно экономит энергию, для этого он автоматизирует повторяющиеся действия. Если вы ездите на автомобиле на работу по одному маршруту, то через неделю вы будете делать это в режиме автомата. Наши нейроны создадут новую нейронную сеть, которая будет обеспечивать все действия по управлению машиной в стандартных ситуациях. Люди называют это привычкой. На работе приходится выполнять множество повторяющихся операций. Чтобы не обдумывать свои действия каждый раз, организм автоматизирует их. Создается привычка, которая резко снижает затраты энергии на выполнение типовых операций. И мы включаем свое энергозатратное сознание только тогда, когда нужно принимать нестандартное решение. Эта способность автоматизировать очень сложные процессы хороша, но иногда создает проблемы – когда нам нужно придумать что-то новое, а мы скатываемся на привычный автоматический алгоритм действий. Как с этим бороться? Не позволять внутренней типовой программе (привычке) перехватить управление, находиться все время в сознании и контролировать каждое свое действие. Быть «здесь и сейчас», как говорят на Востоке. К примеру, как вы ведете себя, когда при движении по привычному маршруту вам нужно заехать в аптеку? Вы должны быть все время осознанны, пока не доедете до места назначения. Если вы отвлечетесь и позволите привычке перехватить управление автомобилем, вы обязательно промчитесь мимо.
Конфликт – это когда количество накопленного раздражения столь высоко, что человек уже не может сдерживать себя, и проявляет свою агрессию. Когда возникает раздражение или гнев? Когда реальность расходится с вашими ожиданиями. И ваш организм реагирует на эту ситуацию всегда одним образом: он дает вам заряд энергии, чтобы вы пошли и вогнали реальность в свои ожидания. Этот пещерный способ наведения порядка был хорош ранее, когда все решала физическая сила. Сегодня мы живем в цивилизованном мире, поэтому не можем использовать возбудившуюся в теле энергию (пойти и заставить силой). Мы говорим себе: «Успокойся»! Организм со своей пещерной логикой понимает это однозначно: «сегодня их больше, мы научим их жить правильно в следующий раз». И он сохраняет возбудившуюся и неиспользованную энергию в виде эмоционального блока, который похож на сжатую пружинку. Когда таких блоков накапливается много, они перехватывают управление телом и ввергают вас в конфликт помимо вашего желания. В офисе вы можете быть не согласны со многим: руководитель дает не те задания, коллеги тупят или сваливают на вас свою работу, хамят или подставляют и так далее. Каждое несоответствие реалий с вашим ожиданиям создает энергетический импульс внутреннего протеста (эмоциональный блок). Когда эти эмоциональные блоки накапливаются, вы будете остро реагировать на любые события. И эта реакция будет возникать помимо вашей воли и желания.
Как можно выйти из конфликтов? Здесь есть два пути. Первый, и более популярный – применить специальные техники для стирания накопленных эмоциональных блоков. В итоге вы успокаиваетесь, усиливается ваша энергетика, проходят многие заболевания. Я предлагаю использовать прием «эффективное прощение». Второй путь – поработать со своими сверхважными ожиданиями, снизить их значимость для вас. Тогда вы не будете так остро реагировать на несправедливость руководителя или коллег, в итоге оснований для участия в конфликте больше не будет».