Россию отличает предпринимательский пессимизм
В исследовании Global Entrepreneurship Monitor, приняли участие более 198 тыс. человек. Было проанализировано 69 стран, которые разделили по типу экономики на три группы. В первую категорию выделены ресурсно-ориентированные (factor-driven)страны – это те экономики, где развито сельское хозяйство и добывающая промышленность, кроме того, они характеризуются высокой зависимостью от неквалифицированной рабочей силы и природных ресурсов. Во второй группе, эффективно-ориентированных (efficiency-driven)странах, наблюдается эффективное производство для увеличения производительности, а важную роль играет экономия от масштаба. Россия попала именно в эту категорию наравне со странами Латинской Америки, рядом африканских государств и Китаем. Наконец, инновационно-ориентированная (innovation-driven) экономика характеризируется развитием сферы услуг и зависимостью от знаний;и третья группа главным образом оказалась представлена странами-участницами Евросоюза.
Ключевым показателем в мониторинге предпринимательства является TEA – индекс общей предпринимательской активности (total entrepreneurial activity). Исследователи рассчитывают его как процент в структуре населения от 18 до 64 лет, являющихся нарождающимися предпринимателями (nascent) и/или владельцами вновь созданного бизнеса. Так, нарождающиеся предприниматели – это лица, только начинающие создавать свой бизнес, а владельцами вновь созданного бизнеса исследователи признают предпринимателей, возраст компании которых до 3,5 лет.
Африка – регион оптимистов
Для России индекс TEA по результатам данного исследования равен 4%. Это один из самых низких показателей среди 69 стран-участниц исследования: столько же у Италии и Японии, а самые высокие показатели – у ресурсно-ориентированных Замбии (41%), Уганды и Ганы (по 36%).
Основная польза, которую предпринимательство приносит обществу – это создание рабочих мест, но лишь 0,4% россиян готовы создавать компанию с более чем 20 вакансиями, а с 0-5 рабочими местами – 1,9%.
Первый шаг в предпринимательской деятельности – это определение возможности для ведения бизнеса. За этим следует оценка собственных способностей для реализации этого потенциала. Мониторинг показал, что лишь каждый пятый респондент видит потенциал для старта предпринимательства в России, а в собственные силы верят только около четверти россиян, принявших участие в опросе.
В сравнении с итогами опроса в других странах эти значения очень низки. Так, средние показатели эффективно-ориентированных стран равны 59% и 76%, инновационно-ориентированных – 31% и 36% соответственно, выше же всех результаты у ресурсно-ориентированных: там ощущают возможности 63%, а верят в себя – 71%.
Страх неудачи может остановить потенциального предпринимателя на пути к созданию собственного бизнеса – его испытывает почти половина опрошенных россиян, 47% (средний показатель среди эффективностно-ориентированныхстран – 32%).
Таким образом, взрыва предпринимательской активности в России в ближайшие годы ждать не приходится: отсутствуют позитивные тенденции по вовлечению людей в процессы предпринимательской активности.
В то же время 60% россиян считают предпринимательство хорошим выбором карьерного пути. Такого же мнения придерживаются три четверти людей из Латинской Америки, Средней Азии, Северной Африки, в странах к югу от Сахары, и – только половина респондентов из Европы.
Нужда или самореализация
Исследователи разделили предпринимателей по мотивам в две большие группы: «движимые необходимостью»(necessity-driven) и «движимые возможностями» (opportunity-motivated). «Движимые необходимостью» приходят в мир бизнеса по причине того, что не имеют других возможностей получить работу, следовательно, они рассматривают предпринимательство как источник средств к существованию. Другая же группа побуждаема желанием самостоятельности и независимости.
Результаты исследования показывают, что в ресурсно-ориентированных странах преобладают предприниматели, обремененные необходимостью. Кроме того, обнаружено, что с возрастанием уровня экономического развития страны доля предпринимателей с мотивом поиска возможностей увеличивается. В России по итогам мониторинга наблюдается перевес в сторону «движимых необходимостью», когда как в среднем в эффективностно-ориентированных экономиках предприниматели с мотивом возможностей встречаются в среднем в два раза чаще, чем представители другой группы.
Говоря о гендерно-возрастных характеристиках предпринимательства, эксперты отмечают, что в мире наиболее часто среди предпринимателей наблюдаются представители группы 25-34 летних. Вместе с 35-44-летними они составляют около 50% предпринимателей планеты. Эксперты отмечают, что бизнес возможно начать в любом возрасте, но чаще всего это делают 25-34 летние. Исключением стали Соединенные Штаты Америки, где 35-44 летние люди приходят в бизнес чаще, чем представители других групп.
Исследователи полагают, что для общества ценны предприниматели всех возрастов. Так, свежие идей и готовность идти на риск – именно этого ждут от молодого поколения. Кроме того, у них есть время для развития знаний и умений путем получения высшего образования и опыта работы, когда такие не менее важные факторы: социальные контакты и заслуженное доверие – приходят с годами.
Обнаружено, что женщины приходят в мир бизнеса по тем же причинам, что и мужчины: обеспечить себя и свою семью, улучшить жизнь, достичь финансовой независимости. Разделение по гендерному признаку варьируется от страны к стране, отвечая привычкам и различиям в культуре. Так, на Среднем Востоке мужчины в 2,8 раз чаще оказываются предпринимателями, чем женщины. А, к примеру, в Пакистане только 5% женщин – предприниматели. В России же предпринимательством мужчины начинают заниматься примерно в два раза чаще, чем женщины.
Отдельное внимание эксперты уделили проблеме миграции: сейчас в мире более 210 миллионов международных мигрантов, и есть все шансы, что эта цифра будет расти. Кроме того, в данной тенденции исследователи видят потенциал для глобального развития: это способ передачи знаний и информации, развития международной торговли и создании рабочих мест.
Предприниматели-мигранты могут привнести значительный вклад в экономический рост и глобальную конкурентоспособность как в родной, так и в принимающей экономиках. Эмигрировав, они создают рабочие места, а их деятельность влияет на перераспределение ресурсов, информации и технологических ноу-хау в новом для них государстве. Родным же странам может быть выгодно поддерживать связи с эмигрировавшими.
Эксперты считают, что в современном мире определяющая роль в решении многих проблем отведена предпринимательству как явлению, и данное исследование – это анализ предпринимательских процессов, характеристик предпринимателей и их привычек. Цель мониторинга – усилить понимание влияния предпринимательства на экономический рост, помочь установлению факторов, которые усиливают или же напротив препятствуют данным процессам. Так, исследователи надеются, что полученные выводы помогут в формировании эффективных методик и программ. Ожидается принятие таких решений, которые могут привести к поддержке и созданию условий, способствующих экономическому росту.
Отсюда следует, что во многих странах выявление и успешное поощрение желания заниматься предпринимательством окажет положительное воздействие на экономический рост и создание рабочих мест.