Рынок труда: упал - отжался
Рынок труда замер: в «Русской кадровой ассоциации» фиксируют сокращение переходов из агентства в агентство вдвое. «Есть примеры, когда кандидаты отказываются переходить в другое агентство на более высокую позицию, интересного клиента, с повышением в зарплате из-за нестабильности или, вернее говоря, стабильности своего агентства», - соглашается Юлия Полтарац-кая, руководитель департамента рекрутмента для рекламной и медиаиндустрии ГК «Агентство Контакт».
Усушка, утруска
В СМИ (ТВ, радио и пресса) отмечается резкое снижение активности по поиску и приему на работу руководителей новых направлений. При этом ИД «Актион-Медиа», по данным ИР, уже сократил более 30% персонала, ИД «Экперт» «ужимает» бэк-офис и зарплаты, идут сокращения в ИД Forward Media Group. Крупные медиахолдинги активно сокращают затраты за счет канцтоваров, зарплат (в среднем на 10%) и премий, а также намерены сократить персонал в основном за счет управляющей прослойки. Идет 15%-е сокращение персонала в ТРК «Петербург - Пятый канал». «Сокращение в первую очередь затронет сотрудников, которые задействованы в производстве собственных программ телеканала», - полагает Наталья Селезнева, директор проекта MediaJobs. RU. Планируют сокращение прежде всего внештатных сотрудников каналы СТС и ТНТ
По словам топ-менеджеров ведущих рекламных агентств, они уже наблюдают или ожидают падения рекламных бюджетов примерно на 30%. В связи с этим почти все компании вводят политику оптимизации затрат. Все сетевые и крупные российские креативные агентства заморозили около 20% вакансий. Одновременно с этим, по неподтвержденной информации, прошли серьезные сокращения в «Родной речи», не избежали этой участи и специалисты начального уровня в группе BBDO, в агентстве Instinct. Неофициальные источники ИР сообщают также о 50%-м сокращении зарплат креаторам агентства Movie, на 40% снизили зарплату в креативном агентстве Ogilvy а в Rapp Collins и урезают зарплаты, и сокращают персонал. Спад вакансий наблюдается и в BTL-агентствах. Здесь «лишними людьми» часто оказываются сотрудники ивент-подразделений.
Активными в поиске кадров остаются интернет-агентства/ медийные отделы площадок. Так, только в октябре «Яндекс» разместил около 70 объявлений о вакансиях. В медиаагентствах, где была острая нехватка кадров, приостановления поиска почти не наблюдается. «В медиаагентствах позиции типа account director остаются актуальными. У нас есть несколько заказов на директоров по работе с клиентами, что связано с привлечением в агентства новых бюджетов», - вносит оптимистичную нотку Анна Коган, консультант «Русской кадровой ассоциации». Более того, в ZenithOptimedia после прошедшей недавно переаттестации сотрудников некоторым даже подняли зарплату на 3-4 тыс. руб.
При самостоятельном подборе сотрудников, отмечают хедхан-теры, компании принимают решения очень медленно: они надеются на снижение зарплатных ожиданий кандидатов. «По статистике, должно пройти один-два месяца, чтобы человек был готов принять предложение с понижением в заработке, - отмечает Юлия Полтарацкая. - Значит, если основные сокращения пройдут в I квартале 2009 года, то к концу II квартала можно уже уверенно говорить о снижении заработной платы минимум на 30%».
Заглядывая в будущее
Очевидно, что увольнения могут быть спровоцированы уходом клиентов из агентств либо объявлением некоторых из них банкротами. Резюмируя мнения аналитиков, можно выделить три сценария развития экономической ситуации в 2009 году.
Оптимистичный. Рынок восстановится и начнет заново набирать обороты. «Последует «разморозка» бюджетов, и к середине второго полугодия все вернется на круги своя. А именно: кадровый голод, который усилится за счет «провала» рождаемости 1991-2000 годов, - рассуждает Юлия Полтарацкая. - Честно говоря, мне в это верится с трудом, механизм восстановления пока не найден плюс мировая экономика так быстро точно не восстановится. В любом случае роста рынка рекламных бюджетов в 2009-м уже не будет даже при таком оптимистичном прогнозе».
Среднепессимистичный. Неглубокая, но длинная рецессия. Опасность такой ситуации в ее продолжительности. «Если весь 2009 год пройдет в таком «депрессивном» состоянии, то компании будут как бы пережидать его, затаившись, без резких сокращений и активного подбора персонала. В среднем зарплаты расти не будут, а в отдельных случаях будут снижаться, – говорит Юлия Полтарацкая. – В такой ситуации уже точно можно фиксировать падение рекламного рынка по итогам 2009 года как минимум на 10% по отношению к 2008 году».
В условиях кризиса сотрудники готовы будут работать, образно говоря, за еду и идею. Ключевой вопрос: способен ли топ-менеджер или собственник продать идею своим сотрудникам или нет?
Пессимистичный. Кризис будет развиваться в худшую сторону, вследствие чего рынок труда будет падать вслед за падением бизнеса компаний. Как результат, массовые сокращения по всем должностям, безработица, перетекание специалистов в более стабильные/устойчивые отрасли – производство и продажу продуктов повседневного спроса, госсектор.
«Пока наиболее велика вероятность развития ситуации по третьему сценарию. Это моя личная субъективная оценка, которая основывается на беседах с топ-менеджерами из различных индустрий, – подытоживает Полтарацкая. – Если так и произойдет, то РА вынуждены будут избавиться от половины, а то и более, штата ассистентов и бэк-офиса».
Как «вычислить» и сохранить наиболее ценных сотрудников? Ведь в РА основной капитал и «сырье» для процветания бизнеса – «серое вещество» в головах сотрудников. Лилия Казинцева, коммерческий директор компании «Русская кадровая ассоциация», предлагает оценивать потенциал сотрудников не с точки зрения прошлых заслуг, а заглядывая в будущее. Для этого можно «протестировать» каждого, ответив на следующие вопросы:
1. Функции, которые выполняет сотрудник, дублируются другими или уникальны?
2. Критично ли для эффективности бизнес-процессов компании отсутствие этого сотрудника?
3. Уровень лояльности в кризисной ситуации: мотивирован и готов ли психологически сотрудник продуктивно переживать трудные времена вместе с компанией?
4. Насколько перспективен сотрудник для компании в пос-лекризисный период:
- наличие уникальных навыков и знаний;
- насколько сложно будет найти такого же готового специалиста/руководителя?
- насколько затратным окажется создание с нуля той сферы деятельности, которая «умрет» с уходом сотрудника?
В зависимости от степени тяжести кризиса всем РА придется прибегнуть к оптимизации затрат либо к жесткой экономии. Как же компании грамотно сэкономить на персонале и остаться на плаву? У HR-специалистов есть несколько точек зрения на оптимизацию затрат.
Наиболее популярный метод оптимизации HR-бюджета – «замораживание» рекрутинга, то есть сокращение количества вакансий, что мы и наблюдаем. К другому очевидному способу сэкономить – отказаться от корпоративных мероприятий – рекламисты
не готовы. «Корпоративные мероприятия создают положительный эмоциональный фон, сплачивают команду. Понятно, что в нестабильной ситуации их значимость только возрастает, - поясняет Ирина Титова. - Мы стараемся не отказываться от проведения корпоративных вечеринок».
Многие компании заняты пересмотром структуры совокупного дохода с целью минимизации рисков по размеру выплат при уходе/сокращении сотрудников в будущем году. Это подразумевает изменение отношения постоянной и переменной части зарплат в пользу увеличения последней. Таким образом, на смену долгосрочной мотивации сотрудников грядет краткосрочная. Компания, выполняя обязательства перед сотрудниками в полном объеме, доказывает свою стабильность и платежеспособность. «В этом случае играет роль регулярность выплат», - подчеркивает Юлия Полтарацкая. Екатерина Селявина, гендиректор агентства Movie, не исключает, что на новый год в трудовых контрактах будут условия, отражающие реалии сегодняшнего дня. То есть никакой 15%-й индексации, к которой так быстро привык наш рынок.
HR-консультанты советуют затраты на развитие персонала (тренинги/обучение) снижать в последнюю очередь, так как возрастает ценность каждого сотрудника в условиях общего снижения количества персонала. Ирина Титова, HR-директор коммуникационной группы Aegis Media/OKS, полагает, что вполне можно пересмотреть бюджет на обучение сотрудников и составить список приоритетных тренингов и их участников. «Совсем отказываться от обучения не стоит, - говорит она. - В кризисный период важно продолжать вкладывать в профессиональное развитие сотрудников, давать людям понять, что их ценят, и компания готова инвестировать в их рост».
При необходимости жесткой экономии затрат в «Агентстве Контакт» советуют перевести на фриланс большую часть сотрудников, тем самым снизив затраты на офис и соцпакет. Соцпакетом, как и корпоративными мероприятиями, жертвовать можно в любом случае: лояльность сотрудников будет расти пропорционально росту безработицы, как бы прагматично это ни звучало. «К сожалению, не все топ-менеджеры компаний готовы к антикризисному управлению, так как многие из них были наняты на достижение амбициозных целей, на развитие, а не выживание», - обозначает проблему Юлия Полтарацкая. В условиях кризиса сотрудники готовы будут работать, образно говоря, за еду и идею. Ключевой вопрос: способен ли топ-менеджер или собственник продать идею своим сотрудникам или нет? Если да, то можно резать все затраты на персонал смело, включая и заработную плату. Если нет, то цена вопроса будет выше. Наталья Селезнева вполне допускает, что уже в 2009 году могут появиться новые мультимедийные проекты, которые соберут команду наиболее ярких профессионалов из других СМИ и рекламы, предложив им докризисные зарплаты.