Системное Управление Компанией
Наш народ славится умом и трудолюбием. Не весь, но тот, который предприимчивый и настойчивый в достижении своих целей. Начиная свой бизнес, основная масса наших соотечественников не пишет бизнес-планы, не прописывает стратегий и тактик, а начинает активно работать. Энтузиазм – вещь замечательная. С ним горы свернуть можно, а не то, что фирму небольшую создать. Но проходят 3-5 лет, и руководители фирмы осознают, что бизнес-хаос в принципе не может принести нужную сумму денег. Что родственники и друзья, которые стояли у истоков, люди-то хорошие и надежные, но уровня профессионализме не хватает, да и деловые качеству у них не совсем те, которые нужны на новом этапе развития компании. Неизбежен переход на новый этап – этап системного управления компанией.
Особенности этапов управления компанией
Этап энтузиазма или бизнес-хаоса
Эпиграф
Решил заяц открыть игровой бизнес в лесу. Поставил посреди поляны чудесную карусель. Музыка гремит, карусель вертится. Только звери не спешат билеты покупать. Тогда решил заяц сделать маркетинговый ход конем: вход - рубль, а на выходе- рубль обратно. Вот и начался праздник жизни. И с ближнего, и с дальнего леса все звери набежали. С утра до вечера музыка гремит, карусель вертится. Заяц исхудал, а глаза блестят.
Через месяц лиса спрашивает: Как прибыль, заяц? – Не знаю, ещё не считал. Зато процесс-то как завертелся!
- Отцы-основатели начинают создавать фирму и занимаются тем, что им нравится или тем, что знают лучше всего.
- На работу приглашают в первую очередь своих родственников, друзей, одноклассников и знакомых.
- Все работают так, как считают правильным. Нет строгого бизнес-плана, просчитанной стратегии, пошаговой тактики. Только ежедневные оперативные шаги.
- Бизнес – это игра. Увлекательная игра на деньги. Но на данном этапе в бизнес-игре постоянно меняются правила, при чем по отношению ко всем: партнерам, клиентам, персоналу, руководителям.
- Приход-расход практически не просчитывается. Интересует не столько получение чисто прибыли, сколько процесс создания бизнеса.
- Энтузиазм переполняет всех. Все хотят достичь успеха. Глаза блестят. Готовность бежать вперед сломя голову. Основатели работают ненормированно. Живут своей идеей.
- График работы согласовывается со всеми сотрудниками. Как кому будет удобно выходить на работу. Если в компании много сотрудников с детьми, то график работы фирмы начинает зависеть от школьных каникул и карантина в детском саду.
- Все живут как одна семья: вместе на работу, вместе на загородный сабантуй. Сотрудники любят и уважают своих начальников, потому что они заботятся о своем персонале как о родной семье.
- Размер зарплаты зависит от отношения руководителя к конкретному человеку. Точнее как руководитель оценивает личный вклад. Очень сильна эмоциональная составляющая. Например, бухгалтер, в одиночку воспитывающая ребенка, может получать как главный бухгалтер. Порой сотрудники могут получать большую зарплату, чем директора.
- Работников практически не увольняют. С одной стороны жалко, все-таки свой, родной, с другой - а где взять нового неизвестно.
Итоги 1 этапа:
- Создается бизнес, который начинает развиваться и становится на ноги.
- Прибыль минимальная, не та, на которую рассчитывали руководители фирмы.
- Сотрудники фирмы «садятся на голову», «на шею» и считают, что они самые главные на фирме и их интересы самые важные.
Этап регламентации:
1. Начинают делать первые шаги по созданию шаблонов, алгоритмов работы. Неписаные правила прописываются и вывешиваются на стену.
2. Владелец бизнеса читает умные и полезные книги, сам ездит и отправляет сотрудников на различные тренинги по управлению предприятием.
3. Берутся на работу «готовые» специалисты с большим опытом работы в нужном направлении.
4. Приглашаются сторонние бизнес-консультанты, которые готовы научить ведению «правильного бизнеса». Рисуются схемы стратегического развития, прописываются Миссия, Философия, Видение и Ценности фирмы.
5. Состояние эйфории: мы сейчас сделаем ВСЕ КАК НАДО и будем нам счастье. Светлое будущее омрачается тем, что все тут же забывают о выработанных правилах. Сотрудники стараются не смотреть на те стены, где висят «указивки» – регламенты - алгоритмы. Руководители говорят: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
6. В зависимости от личности руководителя происходит или возврат на предыдущий этап, или переход на новый.
Итоги 2 этапа:
- Закладывается крепкий фундамент стабильного, поступательного развития,
- Происходит частичная смена коллектива, не готового работать в жестких условиях.
- Остается угроза возврата в состояние хаоса и деградации. Чаще всего из-за первых лиц, для которых самих соблюдение правил и поддержание порядка не является осознанной необходимостью.
Этап системы
1. Есть четкая цель, которую разделяют все сотрудники от уборщицы до генерального директора.
2. Сотрудники являются активными бизнес-единицами. В соответствии с ранее созданными регламентами каждый знает что, как и зачем ему делать. Легко осуществляется подбор и введение в должность новичков. Этот процесс напоминает смену проколотого колеса на трассе ралли.
3. Персонал в большинстве высокопрофессионален. Осуществляется система непрерывного повышения квалификации.
4. Внедрена система мотивации сотрудников, но главное, что работники самомотивированны на достижение рабочего результата.
5. Персонал удовлетворен условиями труда и условиями оплаты.
6. Не только прописаны, но и до автоматизма доведены шаги, необходимые для достижения поставленной цели.
7. Бизнес высокодоходен за счет управленческих технологий
8. Компания становится похожа на дорожный каток: сильный, надежный, простой в управлении, но маломаневренный.
9. Владельцам и топ-менеджерам становится очень скучно. Они или продают этот бизнес, или отдают в руки надежному (как дорожный каток) управленцу. А сами начинают что новое, экспериментальное и непредсказуемое как настоящий хаос.
Итоги 3 этапа:
- Бизнес приносит стабильный доход.
- Есть сложности с внедрением новых технологий и скоростью реакции на внешние изменения в бизнес-среде.