Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Система правоотношений в сфере регулярного менеджмента

Прежде чем начать рассмотрение вопроса системного функционирования юридической службы предприятия, необходимо определить: что и как регулирует право в системе менеджмента? Какова система правоотношений в сфере менеджмента? Не вступая в полемику с теоретиками права, остановимся на классическом понятии правоотношений, под которыми понимаются общественные отношения, регулируемые правом. Элементами правоотношений являются субъект, объект и содержание. Субъекты - это участники отношений, объекты - это то, на что должно быть направлено отношение. Различают объект правовой деятельности и объект правового интереса. Содержанием правоотношения являются субъективные права и субъективные обязанности субъектов правоотношения. Однако имеется мнение, что права и обязанности - это не элемент правоотношения, а свойства субъектов. (Протасов. Н., 1995)

Прежде всего, следует определиться, какие общественные отношения регулируются с помощью права в системе менеджмента. Понятие "общественные отношения" мы можем употребить с достаточной долей условности, так как в данном случае мы постоянно имеем дело с частью общества, с корпоративной средой. Кроме того, мы согласны с В.Н. Протасовым в том, что общественные отношения и поведение - не одно и то же. Однако само правоотношение регулирует не общественные отношения, а поведение людей. В этом смысле под правоотношениями в менеджменте понимается регулирование поведения людей, связанных корпоративными социальными узами.

Если рассмотреть, какие действия предусматривает каждый компонент менеджмента, то получается любопытная картина. Каждый компонент предполагает доминирование какого-либо одного общественного отношения. Например, в компонентах "финансы, учет, экономика" преобладают финансовые отношения, в компонентах "структура, логистика, маркетинг" - организационные отношения. Поскольку указанные отношения регулируются не только позитивным правом, которое дает нам государство, но и корпоративными нормами, то указанные отношения, являются правовыми.

Таким образом, анализ компонентов менеджмента позволяет выделить три группы отношений, которые регулируются правом и присутствуют в той или иной степени в каждом компоненте:

  • финансовые;

  • организационные;

  • судебно-процессуальные.

Последняя группа отношений выделена неслучайно, так как объективно компания всегда может оказаться в спорных отношениях, сама того не желая. Вместе с тем, нарушения субъективных прав компании - вещь достаточно частая. Кроме того, в системе регулярного менеджмента возврат денежных средств компании через суд или арбитражный суд также бывает не столь редко.

Вместе с тем, все указанные правоотношения достаточно общие. В них присутствуют различные субъекты и объекты, различно и их содержание. Поэтому общие правоотношения детализируются.

Классификация правоотношений в менеджменте

В предлагаемой классификации основанием выделения правоотношений является такой элемент системы как объект правоотношений, подразделяемый В.Н. Протасовым на объект правового поведения и объект правового интереса (Протасов В.Н., 1988, с.128-134, Протасов В.Н.,1995,с.24).

Финансовые правоотношения:

  • бюджетно-финансовые;

  • экономико-финансовые;

  • учетно-финансовые.

Бюджетно-финансовые правоотношения возникают в сфере управления корпоративными финансами. Объектом правовой деятельности являются целесообразные правовые связи и взаимодействия, связанные с управлением корпоративными финансами. Объектом правового интереса, то есть целевым назначением правоотношения, является функционирование системы бюджетирования. Это технология планирования, учета, контроля денег и финансовых результатов. Бюджетно-финансовые правоотношения подразделяются на:

  • налоговые - отношения в сфере налогов и сборов, регулирующие виды налогов и сборов, основания возникновения и порядок исполнения обязательств по уплате налогов и сборов;

  • вещные - отношения в сфере оборота движимых и недвижимых вещей;

  • обязательственные - отношения, связанные с обязанностью одного лица (должника) совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В сфере бюджетно-финансовых отношений устанавливаются денежные обязательства между предприятием и государственными органами, между предприятием и его партнерами, между структурами одного предприятия в системе бюджетирования;

  • вещно-обязательственные - в данном конкретном случае это отношения в сфере движения денежных средств и размещения временно свободных денежных ресурсов;

  • распределительные - отношения, регулирующие распределение денежных средств по определенным бюджетам;

  • контрольно-бюджетные - отношения, регулирующие деятельность по контролю в сфере финансов предприятия.

Экономико-финансовые правоотношения возникают в сфере экономики (микроэкономики) предприятий. Объектом правовой деятельности является управление себестоимостью. Объектом правового интереса является работа по постоянному снижению себестоимости. Экономико-финансовые правоотношения в зависимости от применяемых инструментов подразделяются на:

  • нормативно-регулятивные отношения, регулирующие деятельность по разработке, внедрению и контролю соблюдения экономических нормативов предприятия;

  • структурно-финансовые - отношения, регулирующие деятельность по финансовой деятельности между структурами компании;

  • контрольно-экономические отношения, регулирующие деятельность по контролю за снижением себестоимости;

  • распределительные - отношения, регулирующие деятельность по распределению финансовых средств компании по различным бюджетам.

Учетно-финансовые правоотношения возникают в сфере учета и подразделяются на:

  • учетно-бухгалтерские - отношения, регулирующие деятельность по ведению бухгалтерского учета компании;

  • учетно-финансовые - отношения, регулирующие деятельность по учету выполнения бюджетов;

  • учетно-структурные - отношения, регулирующие деятельность по мониторингу структур и центрам финансового учета (ЦФУ);

  • учетно-процессные - отношения, регулирующие деятельность по учету бизнес-процессов как всей компании, так и ее структур;

  • учетно-контрольные - отношения, регулирующие деятельность в сфере управленческого учета, нормативного планирования и оперативного учета себестоимости.

Организационные правоотношения:

  • организационно-структурные;

  • организационно-процедурные;

  • организационно-плановые;

  • транспортные;

  • таможенные.

Организационно-структурные правоотношения возникают в сфере разработки структур и управления персоналом и подразделяются на:

  • трудовые отношения, регулирующие деятельность по приему на работу, определению режима работы и увольнению сотрудников;

  • структурно-функциональные отношения, регулирующие деятельность по определению функций подразделений компании и контролю по исполнению или изменению функций структур;

  • структурно-информационные отношения, регулирующие деятельность по регламентированию информационных потоков между структурами и должностными лицами компании;

  • структурно-контрольные - отношения, регулирующие деятельность по контролю за деятельностью структур компании.

Организационно-процедурные правоотношения возникают в сфере логистики и подразделяются на:

  • поставочные - отношения, регулирующие деятельность по поставкам для собственных нужд и нужд клиентов;

  • сбытовые отношения, регулирующие деятельность по сбыту;

  • структурно-процедурные отношения, регулирующие деятельность по бизнес - процессам структур компании;

  • процедурно-контрольные отношения, регулирующие деятельность по контролю за точным исполнением бизнес-процессов структур и компании.

Таможенные правоотношения также возникают в сфере логистики, если организация является участником внешнеэкономической деятельности. Таможенные правоотношения являются в этом случае частью поставочных или сбытовых, но имеют самостоятельное значение и подразделяются на:

  • оформительские - отношения, регулирующие деятельность по таможенному оформлению товаров;

  • административные - отношения между таможенным органом и субъектом внешнеэкономической деятельности;

  • таможенно-контрольные отношения, регулирующие деятельность по контролю за таможенным прохождением товаров.

Транспортные правоотношения также возникают в сфере логистики и могут являться частью поставочных или сбытовых. Для права они могут иметь самостоятельное значение, так как именно эти правоотношения влияют на такие институты права как обязательства и собственность и подразделяются на:

  • обязательственные - отношения, регулирующие деятельность по исполнению обязательств транспортной организацией по транспортировке грузов;

  • вещные - отношения, регулирующие деятельность сторон по передаче вещи (груза) для транспортировки;

  • транспортно-контрольные - отношения, регулирующие деятельность по учету момента перехода права собственности на вещь (груз), передаваемый транспортной организации для доставки новому собственнику.

Организационно-плановые правоотношения возникают в сфере маркетинга и подразделяются на:

  • лицензионно-патентные (система авторского права) отношения, регулирующие деятельность сторон по соблюдению прав интеллектуальной собственности на вещь;

  • налоговые отношения, регулирующие деятельность по обороту подакцизных товаров;

  • аналитико-сбытовые отношения, регулирующие деятельность по рекламе, каналам сбыта и продажам;

  • процедурно-ценовые отношения, регулирующие деятельность, связанную с системой ценообразования;

  • отношения в сфере товарооборота - отношения, регулирующие деятельность, связанную с особенностями оборота, в том числе и ограничения.

Судебно-процессуальные отношения подразделяются по подведомственности споров на:

  • арбитражно-процессуальные;

  • судебные;

  • арбитражно-третейские.

Арбитражно-процессуальные правоотношения возникают в спорах между организациями или между организациями и государственными органами.

Судебные правоотношения возникают в спорах между клиентом компании и самой компании законодательство о защите прав потребителей), а также в трудовых спорах и спорах, вытекающих из административных отношений.

Отдельно выделен такой вариант решения конфликтов как арбитражно-третейские правоотношения. Здесь стороны решают свои споры не в государственной судебной системе, а путем назначения арбитра, которому обе спорящие стороны доверяют и который не имеет заинтересованности в конкретном споре. Арбитр не обязательно должен быть юристом. Это может быть специалист в той сфере, которая оказалась предметом спора. Различаются третейские суды для рассмотрения одного отдельного спора (ad hoc) и постоянно действующие третейские суды (арбитражи). Этот вид арбитража часто встречается в профессиональных ассоциациях коммерческих организаций. Например, известны третейский суд (собственно арбитраж), национальной ассоциации профессиональных участников фондового рынка (НАУФОР), Международный Коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Все правоотношения, изложенные в этом разделе, не обязательно должны сопровождать менеджмент организации. Например, если организация не является участником внешнеэкономической деятельности, то таможенные правоотношения ей "не грозят". Если организация избегает спорных отношений между партнерами или государственными органами (что от организации почти не зависит), то она может избежать судебно-процессуальных правоотношений. Однако, чаще всего это не зависит от самой организации. Государственный орган спорные правоотношения может навязать, нарушив субъективное право организации.

Несколько слов об имеющихся классификациях правоотношений. На сегодняшний день почти не встречается классификаций правоотношений в сфере гражданского оборота. Исключение составляет книга Н. Ю. Кругловой "Хозяйственное право". Автором выделено четыре группы правоотношений в сфере управления:

  • правоотношения с государственными органами;

  • правоотношения по поводу способа действий и организации предприятий;

  • правоотношения в хозяйственной деятельности;

  • правоотношения при арбитражном рассмотрении хозяйственных споров.

На наш взгляд, в данной классификации происходит смешение в самой основе классификации. Прежде всего, первый компонент группы выделен по составу субъектов, остальные по признаку вида деятельности. Думается, что отношение к классификациям в правовом регулировании должно быть более строгим. Прежде всего, речь идет об основах классификации, по основному признаку классифицирования.

В нашем случае, в основе предлагаемой классификации лежат компоненты менеджмента и объекты правоотношений, в частности объект правового интереса как результат правоотношения. Столь глубокая детализация правоотношений в менеджменте, несмотря на свою известную долю условности, имеет практическое значение для правового сопровождения менеджмента.

Сергей Арапов



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Георг Кристоф Лихтенберг, немецкий физик, публицист, писатель-сатирик

Будущее должно быть заложено в настоящем. Это называется планом. Без него ничто в мире не может быть хорошим.

 

Сделать стартовой