Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Строите бизнес на века? Готовьтесь к продаже

Если вы купили машину, со временем она, как правило, дешевеет. Продать автомобиль дороже, чем купил, было возможно только в годы гиперинфляции. Иначе с квартирой – дешевеют квартиры только в годы жестких кризисов и, как правило, ненадолго. Говоря языком финансистов, квартира – это выгодная инвестиция, машина – нет.
 
И квартира, и машина – это активы. Изменение их рыночной стоимости отражает рентабельность ваших инвестиций. Но это активы частные, они чаще всего не приносят дохода во время использования. Иное – активы производственные, активы компании, они генерируют прибыль в процессе эксплуатации. Здания и сооружения, станки и автопарк, бренды и патенты, запасы и дебиторка, денежные средства на счетах вашей компании – все это должно работать и приносить доход. И соотносить этот доход нужно не только с выручкой, как любят многие бизнесмены, но и со стоимостью этих активов. Иными словами, подсчитывать рентабельность ваших активов.
 
Многие из компаний, которые я консультировал, регулярно мониторят рентабельность активов. Их собственникам важно знать, приносят ли их хозяйства адекватный своей стоимости доход. При этом важно правильно оценивать активы. Например, одна из компаний учитывала доставшееся ей по смешной цене производственное здание по балансовой стоимости. Рентабельность по чистой прибыли (прибыль к выручке) и рентабельность активов (по балансовой стоимости) были приемлемыми. Но когда собственник заказал оценку рыночной стоимости здания, оказалось, что прибыль от его продажи многократно превысила бы доход от бизнеса за несколько лет. Продать здание было куда выгоднее, чем использовать его в производственных целях. Что он и сделал.
 
Другие компании пристальнее следят за рентабельностью собственного капитала. Например, оптовые компании, у которых из активов только запасы, все остальное в аренде. Запасы эти часто приобретены при помощи банковских кредитов или кредитов поставщиков, то есть не все деньги в обороте принадлежат собственникам. Доход бизнеса после уплаты процентов, соотнесенный с деньгами собственников, «крутящихся» в бизнесе, показывает им, насколько эффективно работает их капитал. Не выгоднее ли положить этот капитал на депозит в госбанк и уехать путешествовать?
 
Стоимость активов все время меняется. Запасы то растут, то снижаются. Основные средства амортизируются и вновь приобретаются. Остатки на счетах и дебиторка уменьшаются и увеличиваются ежечасно. Поэтому отслеживать рентабельность активов слишком часто бессмысленно. Этот показатель имеет экономический смысл только на больших периодах.
 
Для финансистов все сказанное выше может показаться очевидным. Однако среди бизнесменов подобное мышление чаще свойственно портфельным инвесторам – людям, осознанно входящим в капитал компаний на короткое время, не более трех-пяти лет. Их интересует регулярный дивидендный доход, который они будут получать от своих вложений в период инвестирования, и прибыль от будущей продажи своей доли. За рентабельностью своих активов они следят очень внимательно. Им хорошо знаком принцип альтернативных инвестиций. Перед тем как принять решение вложиться в бизнес, они сравнивают ожидаемый доход с возможным доходом от других операций, в том числе инвестиций от финансовых инструментов. Проще говоря, у них есть деньги и они думают, куда бы их выгоднее пристроить.
 
Но многие российские собственники мыслят иначе. Они не рассматривают свой бизнес как актив, точнее – как ликвидный актив, поскольку не планируют этот бизнес продавать (хотя после посещения нескольких региональных бизнес-форумов у меня сложилось впечатление, что продать бизнес в России хотят все). Но даже если вы не планируете продавать бизнес в скором времени, следить за рентабельностью активов необходимо.
 
Допустим, вы построили склад возле захолустной дороги, но сейчас ее решено превратить в федеральную трассу. Недвижимость резко взлетела в цене и вам обрывают телефоны риелторы. Не выгоднее ли закрыть бизнес и продать землю и помещение?
Или еще пример: у вас есть крепкий производственный бизнес, но вы убеждены, что будущее за e-commerce, и у вас есть прорывная идея для стартапа. Вы должны прикинуть, не выгоднее ли переложить активы (через продажу бизнеса) из производства в стартап? Если будущая рентабельность активов в стартапе покажется вам более высокой, так и следует сделать.
 
У одного из наших клиентов бизнес несколько лет балансировал вокруг нуля, не принося ни прибыли, ни убытков. Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что реанимировать бизнес можно только при помощи значительных инвестиций. Но когда мы прикинули будущую рентабельность активов, с учетом новых вливаний, оказалось, что доход от стоимости компании по ликвидационному балансу (то есть от денег, которые собственник может уже сейчас вытянуть из бизнеса при его ликвидации) при размещении этой суммы на депозите госбанка будет не меньший. А поскольку депозит госбанка – безрисковая инвестиция, предприниматель предпочел именно ее.
 
Рентабельность активов нужно оценивать корректно. Например, в таком бизнесе, как наш, в консалтинге, где из активов, в сущности, только мозги, рентабельность материальных активов очень высока. В то же время продать такой бизнес почти невозможно – уход ключевых сотрудников мгновенно делает его убыточным. При этом производственный бизнес может иметь относительно низкую рентабельность активов, но он (при правильной постановке дела) более устойчив и ликвиден. Так что сравнивать свою рентабельность активов нужно в первую очередь со среднеотраслевыми показателями.
 
Но не только – сравнивать рентабельность активов нужно и с альтернативными вариантами помещения капитала. Время от времени бизнесмен должен спрашивать себя – а не получит ли он больший доход, не найдет ли своим активам лучшее применение, если продаст (ликвидирует) свой бизнес и вложит деньги во что-то еще? Эту концепцию с большим трудом могут принять собственники, строившие свой бизнес на века. Они часто не воспринимают свой бизнес как ликвидный актив, то есть как объект купли-продажи. Они не оценивают его рыночную стоимость, не анализируют рентабельность активов и, упаси боже, не предполагают изъять активы из этого бизнеса, чтобы переложить его в другой, более доходный.
 
Их удерживает от этого психологическая связь с бизнесом, вовлеченность. И это хорошо – вовлеченный в бизнес собственник, как правило, добивается от него большей эффективности. Но это не избавляет вас от необходимости мониторинга. Один наш клиент поступает весьма оригинально – рентабельность активов (а точнее, собственного капитала) является в его компании основой для мотивации топ-менеджеров. Он рассуждает так: рентабельность собственного капитала, равная 10 процентам годовых, это тот доход, который я получу и без них, в госбанке (экономисты назвали бы это «нормальной прибылью»). А прибыль – это любой доход сверх этой прибыли. И если этой сверхприбыли нет, нет и повода рисковать и заниматься бизнесом. Поэтому все топ-менеджеры получают бонусы, зависящие от дохода свыше 10 процентов годовых на собственный капитал владельца. Не скажу, что эта схема идеальна, но пищу для ума дает.


Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Вильям Джеймс

Самое большое открытие моего поколения - это то, что человеческая раса может изменить свою жизнь, меняя лишь свою точку зрения.

 

Сделать стартовой