Судьбу бизнеса определяет психология его владельца
Истории из мировой бизнес-практики показывают, что в одинаковых условиях одни бизнес-проекты оказываются успешными, переживают кризисы и демонстрируют долгосрочное развитие, а другие гибнут на старте, попадают в сильную кредитную зависимость или поглощаются конкурентами. Бывает, что создав успешный бизнес, владелец тут же избавляется от него, поскольку не способен развивать его далее, либо не заинтересован в этом.
Понять скрытые механизмы этих явлений можно с точки зрения «Театра архетипов» – современной интегрированной модели, разработанной на основе теории К. Юнга и его последователей. С этой целью автор модели, к.м.н., вице-президент Профессиональной психотерапевтической лиги Ирина Чеглова и к.э.н., доцент кафедры торговой политики Российского Экономического Университета Вячеслав Чегловпроанализировали истории развития международных, западных и российских компаний розничного бизнеса и характеристики их основателей и владельцев. По сути, эти характеристики являются архетипическими, то есть общечеловеческими, определяющими роли, которые эти люди играют в социуме. Доклад об исследовании Вячеслав Чеглов представил на ежегодной научной конференции Новой экономической ассоциации «Междисциплинарные исследования экономики и общества».
Кто Вы – воин, король, а может быть шут?
В «Театре архетипов (жизненных ролей)» Ирины Чегловой представленные следующие базовые роли: Принц, Воин, Король, Маг, Шут.
Каждый архетип наделяет человека определенными характеристиками.
- Архетип Принца определяет творческое вдохновение и чувство красоты, тягу к обучению, приключениям и творчеству, гуманистическим ценностям, уникальности, изысканности, комфорту. Девиз «Всё, что прекрасно, – нравственно» (Гюстав Флобер). Бизнес как комфортное приключение.
- Архетип Воина определяет технологичное и экономное достижение конкретных, измеряемых целей в конкуренции с внешним окружением при формировании чувства «воинского братства» среди «своих». Девиз «Все для фронта. Все для победы». Бизнес как инструмент.
- Архетип Короля определяет эффективное управление достигнутым, созидание и развитие системы для жизни. Девиз «Государство – это я» (приписывается Людовику XIV). Бизнес как образ жизни.
- Архетип Мага определяет интуитивное постижение законов, управляющих миром, и прогнозирование глобальных тенденций, приобщение людей к идеям, привнесение в жизнь принципиально нового. Один из девизов: «Знание есть сила. Сила есть знание» (Френсис Бэкон). Бизнес как материализация идеи, трансформация или посвящение.
- Архетип Шута определяет способы автоматического ситуативного реагирования – набор социальных масок, синтетическое, парадоксальное мышление, органично сочетающее несочетаемое, провокативность, лицедейство. Девиз «У меня одно мнение утром, другое – после полудня, а вечером я больше уже не имею никакого мнения» (Шарль-Морис Талейран). Бизнес как эпатаж или трюк.
Рабочая гипотеза исследования состоит в том, что успешному предпринимателю от природы дан доступ к ресурсам всех пяти архетипов. Но в зависимости от личных особенностей и/или жизненной ситуации, влияние одного или нескольких из них перевешивает, и развитие бизнеса идет по соответствующему сценарию.
Сетевой ритейл в лицах
В качестве примера проявления в бизнесе архетипа Мага авторы рассматривают историю Рэя Крока, который создал транснациональную сеть ресторанов McDonald’s, выкупив у братьев Макдоналд национальную франшизу. Он доработал бизнес-концепцию, предложив унификацию ассортимента, единые цены, создав ресторан-образец и службу контроля качества. Таким образом, бизнесмен, покупая лицензию, принимал своего рода «посвящение» с обязательством ему соответствовать, а бизнес-идея стала самовоспроизводящейся, что дало возможность Кроку отойти от «ручного» управления бизнесом.
Кроме того, носителями «магических» бизнес-стратегий авторы считают Сэма Уолтона (империя розничной торговли WalMart), Аристида Бусико (сеть универмагов Macy’s) и Фрэнка Вулворта (сеть супермаркетовWoolworths). Им также свойственны опора на идею, интуицию возможностей («дар предвидения»), разработку и активное применение новых концепций и технологий, дистанцированное управление бизнесом на определенном этапе.
Наиболее ярким носителем архетипа Воина, по мнению исследователей, является Андрей Рогачев, основатель сети «Пятерочка», который в кризисный период за счет жесткой экономии, фактически исключив культуру обслуживания, обеспечил потребителям ограниченный набор продуктов по демпинговым ценам. Сформированное конкурентное преимущество обеспечило ему условия для ускоренного захвата рынка путем быстрого открытия типовых магазинов в любых, мало-мальски пригодных помещениях и продажи бизнеса Альфа-банку.
К архетипу Воина Чегловы относят также бизнес-стратегии братьев Альбрехт (сеть дискаунтеров Aldi), основателя сети «Магнит» Сергея Галицкого, создателя Х5 RetailGroup Льва Хасиса. Им свойственны классические принципы Воина – «быстрота и натиск» плюс «жесткая экономия». Это выражается в опоре на узкий ассортимент наиболее ходовых товаров, диктат условий поставщикам на основе формируемой синергии закупки, демпинг за счет жесткой экономии капитальных вложений, отказ от складских помещений, минимизация отделки торговых залов и конструктивных изменений, внедрение жесткой иерархической системы управления. Часто цель предпринимателя такого типа – продажа бизнеса на пике капитализации.
Бизнес Короля рассматривается авторами на примере сети гипермаркетов и супермаркетов электроники «М.Видео». Основатель – Александр Тынкован. Он предложил потребителям широкий ассортимент качественных интеллектуально емких товаров по достойным ценам, сумел грамотно провести бизнес через кризисный период и достичь уверенного роста и развития путем продуманной политики региональной экспансии, избежав кредитной зависимости и сохранив непосредственное управление делами.
В числе главных черт предпринимателя-Короля опора на планомерное, продуманное развитие бизнеса, широту ассортимента и сервис, забота о будущем компании, формирование «королевского двора» – команды профессионалов, с помощью которой лично осуществляет управление компанией. По мнению авторов, архетип Короля является ведущим также в управленческих стратегиях Григория Елисеева и Сергея Перлова (сети гастрономических и чайных магазинов в дореволюционной России), Жерара Мюлье (сеть гипермаркетов «Ашан»).
Для архетипа Принца характерно восприятие бизнеса как увлечения и приключения, от которого при желании можно отойти, занявшись чем-нибудь более привлекательным. На взгляд авторов, этот архетип выражен в карьере Олега Жеребцова, который, основав в начале 1990-х годов федеральную сеть магазинов «Лента», в 2005 году параллельно занялся сетью «Норма» под девизом «Свежие продукты». А в 2009 году он окончательно охладел к «Ленте» и продал свою долю в компании. Его уход из компании, как отмечают авторы, спровоцировал длившийся три года корпоративный скандал и замедление в развитии. Помимо бизнеса Жеребцов серьёзно увлекается парусным спортом, руководит собственной командой, принимающей участие в крупных международных регатах. В 2008 году он принял участие в кругосветной регате VolvoOceanRace в качестве единственного спонсора команды и бакового матроса. Был замечен на телевидении в качестве телеведущего.
Принц стремится построить красивый бизнес, желает быть популярным и заинтересован в высоком качестве собственной жизни. Еще один пример проявления этого архетипа – Михаил Куснирович (сеть модных бутиковBosco di Ciliedgi).
Проявления архетипа Шута можно проследить на примере Евгения Чичваркина («Евросеть»), который подчеркивал, что концепция бизнеса найдена им в бытность «перекупщиком», практиковавшимся в продаже водки вразнос по завышенной цене. Он был убежден, что если покупателя «поймать на бегу», разместив магазин с яркой вывеской на его обычном пути, то можно существенно повысить цены. Демонстративно эпатажный маркетинг в сочетании с многочисленными рискованными новациями на первых порах обеспечили стремительный взлет компании и по количеству торговых точек, и по обороту. Однако на определенном этапе, когда для обеспечения развития бизнеса стали необходимы уже иные стратегии, основатель бизнеса был вынужден продать его по цене, существенно ниже рыночной, и даже выехать из страны, спасаясь от уголовного преследования.
Для данного архетипа в целом характерны эпатаж как основа корпоративной культуры и маркетинговой политики и непредсказуемое поведение лидера, хотя есть опасность переиграть самого себя. Черты этого архетипа авторы прослеживают также у Михаила Фридмана, закулисного создателя X5 Retail Group, и Сергея Ломакина, бывшего совладельца сети дискаунтеров «Копейка».
Развитие можно прогнозировать
Качественное сопоставление информации о деятельности компаний на рынке и характеристик их основателей (владельцев) с базовыми компонентами модели «Театр архетипов» позволяет, как замечают авторы, формировать прогностические критерии. Эти критерии могут помочь владельцам бизнеса эффективно изучать истории успеха, своевременно внедрять обнаруженные приемы, технологии (бенчмаркинг) и определять стратегии развития своего дела. При этом наемные работники могут выбрать компанию, подходящую им по складу характера, и выстраивать карьеру, прогнозируя ее будущее.