Тренды корпоративного e-learning: куда мы идем и куда идти нужно?
Об авторе:
Елена Тихомирова — учредитель, идейный лидер и генеральный директор компании «Центр eLearning». Более десяти лет занимается разработкой курсов и электронным обучением. Основной принцип работы — «обучение должно быть интересным и приносить удовольствие». Основатель и руководитель профессионального сообщества eLearning PRO, которое ежегодно организует более 30 вебинаров, посвящённых актуальным проблемам
Вот что интересно: тренд — это реальное направление развития или то, куда нужно стремиться идти? Если посмотреть на определения в Википедии, то можно выяснить следующее:
-
Тренд в экономике — направление преимущественного движения показателей.
-
Тренд в моде — актуальное (ближайшее, краткосрочное) направление, периодически повторяющаяся тенденция развития моды.
-
Тренд в интернет — увеличение количества поисковых запросов, сообщений, тем, статей по определенной тематике.
То есть получается, что тренд — это уже набравшее силу движение в определенную сторону. И он, тренд, может быть как позитивным, так и негативным. Негатив — не значит, что, например,
Тренд 1. Доступность за семью печатями.
Большинство корпоративных СДО закрыты. К ним не так просто получить доступ из дома или с личного ноутбука. Крайне редко они работают с мобильных устройств, причем как по причине отсутствия адаптации для использования на этих устройствах, так и по тем же причинам закрытости для внешнего доступа. Это пугает, поскольку создает сразу две проблемы:
-
E-learning перестает соответствовать своему лозунгу «В любое время, в любом месте». Если у меня вечером появилась возможность пройти курс, сидя дома, то зачастую сделать я это не смогу. А если я отношусь к категории часто перемещающихся сотрудников, для которых единственное спокойное время — это перелеты и ожидание транспорта, то мне совсем не просто отвечать поставленным компанией требованиям по количеству пройденных курсов. -
Это снижает мотивацию к обучению. Опять же, захотела я пройти курс из дома, а доступа нет. Значит, был упущен момент очень высокой мотивации — я хотела по собственному желанию, в свое свободное время, пройти обучение, но не получила такой возможности. К моменту, когда у меня к курсам будет доступ, мотивации такой уже, скорее всего, не будет. Мотивация вообще в большинстве случаев держится не очень долго.
Есть и другой аспект закрытости. После прохождения курса он чаще всего перестает быть доступным. Во многих компаниях сейчас именно такая картина — курс пройден сотрудниками, и доступ к нему закрывается через
Прошли курс, запомнили одну десятую часть материала, хотим повторить — а никак, доступа нет. Тут нужно или сразу предупреждать, что курс лучше проходить с ручкой и бумагой (что само по себе не
Наблюдала недавно, как агент одной крупной страховой компании оформляла мне полис на автомобиль. Агент работает независимо, к клиентам приезжает сама. Страховка типовая, но это продление — были выплаты по страховым случаям. И вот пока она звонила коллеге в офис, чтобы та
Тренд 2. Гибкость и мобильность.
С мобильного можно не только звонить! В современных условиях открытость СДО сразу тянет за собой другой вопрос — использование мобильных устройств. Мне сразу вспомнилось: 2007 год, США, конференция по обучению и
Сегодня это уже не вопрос
Всемирный тренд среди пользователей Интернета — «Если не работает везде, значит, не для меня». Сейчас чуть ли не в 100% случаев, если потребность в открытии сайта возникла при использовании мобильного устройства и сайт не открылся, то его никто с ПК открывать уже не будет. Только в очень редких случаях и тогда, когда это чуть ли не жизненно важно. Значит и система электронного обучения и электронные курсы должны работать на мобильных устройствах. Хотя бы на планшете. Это удобно (а это тоже тренд и про него чуть дальше). Электронное обучение должно быть гибким, а сегодня гибкость — это только через использование мобильных устройств.
Когда ботинки не жмут… По сути все, что говорилось выше, можно легко объединить в один большой глобальный тренд — удобство. Все так активно заговорили про любовь к слушателям, к умению их слышать и понимать. Как думаете, почему? Просто за технологическими новшествами и попытками все новые инструменты и гаджеты освоить, мы упустили из виду главное — речь идет о простых людях. С чувствами, эмоциями, желаниями и потребностями. И если они не находят в нашем предложении
Тренд 3. Удобство.
Удобство — это очень важная штука в нашей жизни. Я неспроста написала про ботинки. Вспомните последний раз, когда вы на целый активный рабочий день надели обувь, которая оказалась неудобной. Сколько ваших мыслей это заняло?.. Я однажды на выставке потеряла нить разговора с важным заказчиком, потому что мы разговаривали стоя, а мои туфли страшно мне жали. Я постоянно думала, что нужно бы пойти в машину и найти забытые там балетки. Было очень некомфортно! Собственно, электронное обучение ничем от обуви не отличается — оно тоже бывает неудобным. И вот получается одна очень нехорошая история: нам неудобно и не хочется это делать. И наш мозг нам всячески помогает не делать то, что нам не хочется: забывает, убеждает отложить на потом, ищет причины, почему это вообще не стоит делать.
Удобство в электронном обучении можно рассмотреть с разных сторон:
-
Удобство доступа — когда я могу легко и просто зайти в систему, быстро открыть нужный курс и начать обучение. Да, в любом месте, в любое время, с любого устройства.
-
Удобство использования — это относится и к СДО, и к курсам. И если с СДО пользователь контактирует в целом меньше, чем с курсом, то удобство именно в процессе освоения курса имеет большое значение. Кнопки удобные и понятные, инструкции есть, цвета и оформление не мешают и не раздражают, текст простой — не нужно расшифровывать, что именно там написано и что имели в виду.
-
Удобство повторного доступа — это не только возможность повторить пройденное. Это еще и снижение стресса, уверенность, что я не должна прилагать огромные ментальные усилия, чтобы запомнить
все-все . Я могу сфокусироваться только на самом важном, а потомкакие-то детали повторить и вспомнить.
Удобство еще является очень хорошей мотивацией к обучению и к использованию того или иного ресурса. Очень долгое время искала на свой iPhone приложение для учета личных финансов. Причем ничего особенного мне не нужно — просто фиксировать все, что я потратила и отмечать, на что и когда. А потом посмотреть и поругать себя за то, что
Удобством можно мотивировать. Если вашей СДО и курсами приятно пользоваться, то люди могут пойти сначала потому, что им будет просто приятно смотреть на интерфейс и нажимать на кнопки, а уже потом поймут, что кроме всего этого там есть много всего полезного и нужного. Кстати сказать, удобством мотивировать проще и легче, чем полезностью содержания. Потому как последнее чаще бывает под вопросом для каждого конкретного человека. И когда вы скажете своим слушателям, что это обучение, которое будет удобно использовать, то они с радостью хотя бы проверят. Главное, в этот момент оправдать ожидания.
Положительная динамика. На самом деле, я ни в коем случае не хочу сказать, что в нашем отечественном электронном обучении все плохо и неудобно. Наоборот, сейчас есть очень положительный тренд — все больше
Наша главная задача — не идти против течения. И даже если не везде и не всегда с первого раза получается убедить заинтересованные лица в том, что СДО нужно открыть или в том, что нужно ориентироваться на мобильные устройства, то совершенно точно всегда и везде можно начинать в этом направлении работать, постепенно приходя к желаемому результату.
«Меняйтесь раньше, чем вас заставят это сделать." (Джек Уэлш)