Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Учет подарков и других праздничных расходов компании. Рекомендации чиновников

Премии сотрудникам компании

Многие компании перед новым годом выдают своим сотрудникам премии. Если работнику в общем-то все равно, как будет оформлена эта выплата, то для организации, с точки зрения налогового учета, есть более выгодные и менее выгодные варианты. Рассмотрим их подробнее.

С одной стороны, к расходам на оплату труда относятся выплаты стимулирующего характера за производственные достижения (п. 2 ст. 255 Налогового кодекса РФ). С другой стороны, пункт 25 той же статьи позволяет учесть затраты на любые выплаты работникам, предусмотренные трудовым или коллективным договором.

Получается, что праздничные премии достаточно прописать в кадровых документах. И тогда можно смело списывать эти выплаты в расходы при расчете налога на прибыль. Однако чиновники, в том числе и московские, категорически против такого подхода. Так, Минфин России в письме от 22 февраля 2011 г. № 03-03-06/4/12 разъяснил, что выплаты к праздникам, знаменательным и юбилейным датам не связаны с производственными результатами работников. Поэтому учесть затраты на них при расчете налоговой базы по прибыли никак нельзя. Об этом же говорит и давнишнее письмо УФНС по г. Москве от 5 апреля 2005 г. № 20-12/22796 .

Доказать обоснованность расходов на праздничные выплаты работникам можно только в суде. Но только если премии предусмотрены внутренними документами компании. Есть, например, постановление ФАС Московского округа от 17 июня 2009 г. № КА-А40/4234-09 . В нем сказано, что компания правомерно учла в расходах премии к праздникам, предусмотренные коллективным договором и другими локальными актами организации. Судьи подчеркнули, что эти выплаты направлены на получение дохода и носят стимулирующий характер. Ведь работник при заключении трудового договора учитывает возможность таких премий.

Чтобы не спорить с чиновниками, новогодние вознаграждения выгоднее всего назвать премиями по итогам работы за год. Тогда это уже будут начисления стимулирующего характера, указанные в пункте 2 статьи 255 Налогового кодекса РФ. Никто из чиновников не будет возражать против того, чтобы включить их в расходы при расчете налога на прибыль.

Но тут важно правильно оформить выплату. Минфин России в письме от 22 сентября 2010 г. № 03-03-06/1/606 разъясняет, что вознаграждения работникам можно учесть при расчете налога на прибыль, если они предусмотрены трудовыми договорами. Или же выплата премий должна быть прописана локальным нормативным актом со ссылкой на трудовые договоры. Что касается московских чиновников, то они согласны признать подобные премии в расходах, если в организации утверждено положение о премировании работников, а в трудовых и коллективных договорах есть ссылка на него (письмо УФНС России по г. Москве от 19 декабря 2008 г. № 19-12/118853). Есть судебные решения, подтверждающие мнение чиновников. Так, в постановлении ФАС Московского округа от 17 февраля 2010 г. № КА-А40/368-10 суд указал, что премии учли в расходах правомерно: их выплатили за производственные результаты на основании локальных актов организации.

Важно не забыть, что на любые премии, упомянутые в трудовых или коллективных договорах, нужно начислять страховые взносы (ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Кроме того, с премий надо удержать НДФЛ.

Новогодние подарки работникам, партнерам, клиентам

Конечно, подарки — главный атрибут Нового года. Их дарят детям сотрудников, самим работникам, партнерам, клиентам. На что обратить внимание бухгалтеру при оформлении презентов?

Налог на прибыль. По общему правилу стоимость подарков не уменьшает налоговую базу (п. 16 ст. 270 Налогового кодекса РФ). Об этом напоминает и Минфин России в письме от 19 октября 2010 г. № 03-03-06/1/653 . Большинство опрошенных нами инспекторов также категорически настроены не принимать подобные расходы.

Однако в некоторых случаях презенты все же можно списать. Например, выдать подарки сотрудникам не просто к празднику, а за конкретные достижения в работе (аналогично с премированием). Тогда затраты можно учесть как расходы на оплату труда.

Как рекламные расходы можно учесть презенты возможным покупателям и клиентам. Например, если раздать их в рамках рекламной акции. Но для этого на подарках должен быть логотип компании.

Если же это подарки партнерам по бизнесу, то есть возможность списать их стоимость как представительские расходы. Для этого на сувенирах тоже должен быть логотип компании (письмо УФНС по г. Москве от 30 апреля 2008 г. № 20-12/041966.2). Столичных налоговиков поддерживают и судьи. Пример тому — постановления ФАС Московского округа от 31 января 2011 г. № КА-А40/17593-10 и от 5 октября 2010 г. № КА-А41/11224-10 . Однако к выбору подарка в этом случае нужно подходить аккуратно. Желательно, чтобы презенты не носили никакой новогодней атрибутики. Опрошенные нами налоговики подсказали, что у проверяющих не вызовут сомнений следующие товары — букеты цветов, ручки, блокноты, алкоголь, конфеты. А вот если вы спишете на представительские расходы календари на 2013 год, то скорее всего придется объясняться с инспекторами.

НДС. Чиновники считают, что вручение подарков — это безвозмездная передача товаров. Поэтому нужно начислять НДС (письмо Минфина России от 22 января 2009 г. № 03-07-11/16). При этом налоговой базой является рыночная стоимость презента, то есть цена при покупке. «Входной» налог со стоимости подарка компания может принять к вычету (если, конечно, есть счет-фактура).

Более выгодной для компаний позиции придерживаются некоторые суды. Например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 29 июля 2009 г. № А05-12842/2008 судьи указали, что новогодние подарки детям работников нельзя считать безвозмездными. Они предполагают встречные действия — выполнение работниками своих трудовых обязанностей. А ФАС Уральского округа в постановлении от 20 февраля 2008 г. № Ф09-514/08-С2 сделал вывод, что стоимость новогодних подарков не облагается НДС на том основании, что не является реализацией в смысле статьи 39 Налогового кодекса РФ. Однако в Московском округе арбитражной практики по данному вопросу нет. Поэтому трудно сказать, кого поддержат столичные судьи в этом вопросе.

НДФЛ можно не удерживать с подарков, стоимость которых 4000 руб. и меньше. При этом презент может быть и денежным. Это подтверждает письмо Минфина России от 23 ноября 2009 г. № 03-04-06-01/302 . Только в этом случае выплату придется оформить именно как подарок. То есть по правилам главы 32 Гражданского кодекса РФ.

Если же подарок стоит больше 4000 руб., это уже будет доход в натуральной форме. С превышающей суммы нужно удержать НДФЛ. И не забудьте: если вы не можете удержать налог с подарков (например, с презентов в натуральной форме), то нужно сообщить об этом налоговикам.

Страховые взносы на стоимость подарков не начисляют. Это подтвердили чиновники Минздравсоцразвития в письме от 5 марта 2010 г. № 473-19 . Главное условие — заключить с работником (партнером) письменный договор дарения. А также не включать норму о подарках к Новому году в трудовые и коллективные договоры. Ведь по Закону № 212-ФЗ взносы нужно удерживать с выплат, предусмотренных такими договорами.

Однако чиновники ФСС и ПФР на местах настроены не так благодушно. Так, например, в филиалах столичного соцстраха № 1, 3, 7, 13, 16, 17, 34, 36, 39 считают, что с любых подарков взносы удерживать придется. А в филиалах № 8, 6, 11, 24, 25 нам сказали, что взносы можно не начислять, если только подарки куплены за счет чистой прибыли компании. В управлениях ПФР по Москве и Московской области такая же ситуация. Большинство сотрудников ответили, что подарки не входят в состав необлагаемых выплат. В обратном уверены только в УПФР № 1, 2, 4, 6, 7.

Переубедить чиновников можно, указав на вышеназванное письмо Минздрава. Или же пожаловаться руководству. В региональных отделениях Пенсфонда и ФСС нас заверили, что выдача подарков — не повод удерживать страховые взносы.

Корпоративный банкет

Во всех компаниях накануне новогодних праздников проходят корпоративные банкеты. Одно время налоговики считали, что еда и алкоголь на таком мероприятии являются доходом сотрудника в натуральной форме. И, соответственно, требовали удержать НДФЛ. Но, как показал наш опрос столичных и подмосковных ИФНС, сейчас инспекторы отказались от этих претензий. Причиной тому — разъяснения Минфина России (письмо от 15 апреля 2008 г. № 03-04-06-01/86). В нем чиновники сказали, что если персонифицировать доходы сотрудников от проведения корпоратива невозможно, то организация может не удерживать НДФЛ. Такой же логики придерживаются и судьи. Так, в постановлении ФАС Московского округа от 23 сентября 2009 г. № КА-А40/8528-09 суд отметил, что НДФЛ носит персонифицированный характер. Поэтому судьи признали неправомерным доначисление налога, поскольку участие в корпоративном мероприятии всех сотрудников не подтверждено и определить размер дохода каждого из них невозможно.

А вот с вопросом, начислять ли страховые взносы на стоимость корпоративного банкета, у чиновников определенности нет. Например, в филиалах № 34, 36 и 39 столичного отделения ФСС РФ нам сказали, что взносы начислять нужно. А в филиалах № 24 и 25 считают, что нет. Та же самая картина и в управлениях ПФР по Москве и Московской области. Так, в ГУ ПФР № 4, 8, 11 говорят, что взносы со стоимости корпоратива удержать нужно. В ГУ ПФР № 10 поведали, что если компания оплачивает банкет из чистой прибыли, то страховые взносы начислять нет необходимости.

Среди руководящего состава региональных отделений фондов также нет единодушия.

Екатерина Бреева , заместитель начальника правового отдела Московского регионального отделения ФСС РФ:

— При проведении корпоративного праздника начислять страховые взносы на его стоимость не нужно. Базой для начисления страховых взносов считаются выплаты в пользу работников в рамках трудовых отношений (ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ). А расходы на проведение банкета к таким выплатам отнести нельзя. Ведь оплата корпоративного вечера непосредственно с трудовой деятельностью работников не связана.

С таким мнением категорически не согласны в Отделении ПФР по Москве и Московской области.

Тамара Дашина , заместитель управляющего Отделения ПФР по Москве и Московской области:

— Со стоимости корпоратива нужно обязательно начислить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование . Ведь в этом случае работники получают доходы в натуральной форме. Поэтому база для удержания взносов есть. Лучше, конечно, составить список пришедших, распределить по ним стоимость и начислить взносы.

В Минздравсоцразвития России занимают позицию более выгодную для организаций.

Любовь Котова , заместитель директора Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвития России:

— Начислять взносы на стоимость корпоративного новогоднего вечера не нужно. Страховые взносы начисляются на конкретные выплаты в пользу работников. Другими словами, для их начисления доход каждого работника должен быть точно определен. В случае корпоративных мероприятий нет возможности персонифицировать выплаты в натуральной форме в пользу сотрудников компании. То есть четко посчитать: кто пришел, а кто нет, кто сколько съел, выпил. Поэтому начислить страховые взносы нет возможности.

Пока нет официальной позиции по данному вопросу, споры с чиновниками возможны. Поэтому советуем для подстраховки обратиться с письменным запросом в Минздравсоцразвития России.

Украшение витрин и фасадов

Можно ли списать на расходы стоимость наряженных елок, всевозможных гирлянд и огоньков. Ответ зависит от того, где именно развесили мишуру и шарики: в торговом зале, на витрине, на фасаде.

Украшение витрин и стеллажей — вполне обоснованный расход, к которому инспекторы вряд ли будут придираться. Пункт 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ относит такие затраты к ненормируемым рекламным расходам.

Елка и гирлянды в торговом зале — это уже другое дело. Обосновать такие затраты будет сложнее. Тем более что официальной позиции по этому вопросу нет ни у Минфина, ни у ФНС.

Столичные и областные налоговики в большинстве против списания таких расходов при расчете налога на прибыль. Только в ИФНС России № 16 по г. Москве нам порекомендовали: «На вашем месте я бы списала такие затраты как рекламные. Но для этого нужны внутренние документы, из которых бы следовало, что вы украшаете зал с целью привлечения покупателей и увеличения продаж». А вот в столичной ИФНС России № 17 по г. Москве считают, что учесть затраты на украшение торгового зала можно, но только тем компаниям, у которых нет убытков. В московской ИФНС № 4 нам честно сказали:

— С одной стороны, вы вправе списать такие расходы. Но, с другой стороны, предупреждаю вас сразу — мы придеремся. Свою позицию вы будете отстаивать в суде. Зачем вам это надо? Спишите за счет собственных средств, не такая это и большая сумма, чтобы из-за нее бегать постоянно в налоговую, а потом по судам.

Чтобы не было проблем с инспекторами, необходимо правильно оформить внутренние документы. Нужно доказать, что украшение торгового зала способствует привлечению клиентов в канун праздников. И соответственно увеличивает продажи. В помощь — постановление ФАС Московского округа от 25 ноября 2009 г. № КА-А40/12070-09 .

Что касается декорирования фасада здания и прилегающей территории, то заниматься этим приходится не только по своей воле. В столице, например, такая обязанность для предприятий потребительского рынка и услуг установлена Распоряжением правительства Москвы от 6 декабря 2006 г. № 2521-РП . Подобные распоряжения есть и в некоторых районах Московской области. Кроме того, перед праздниками чиновники местных муниципалитетов зачастую рассылают по организациям «письма счастья». В них настоятельно рекомендуют облагородить здания к Новому году. Такие расходы лучше учесть как внереализационные. Подтверждением обоснованности будет ссылка на столичный нормативный акт или копия письма из муниципалитета. Так считают опрошенные нами налоговые инспекторы. А также судьи (например, в вышеназванном постановлении ФАС Московского круга).



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Владислав Катажинъский

Неважно, что тебя принимают за кого-то друго, — важно, за кого тебя принимают.

 

Сделать стартовой