Ведьма в своем коллективе
Можно предположить самое простое объяснение - в организации дела идут не совсем хорошо, и опытный профессионал видит множество недостатков. Она пытается их устранить и указать своим небрежным коллегам, что работу необходимо выполнять более качественно. За что и зарабатывает славу скандалистки. Решение проблемы в этом случае очень простое - прислушайтесь к ее замечаниям и улучшайте работу в подразделении.
Но, как показывает практика, наряду с такими простыми случаями можно встретить множество других, более запутанных. Бывают споры с постоянным участником в офисе, в основе которых лежит не желание повысить профессионализм коллег, а иные причины. О них и пойдет разговор.
Нервный тик в офисе
Первая проблема - из области невропатологии. Сотрудница постоянно начинает спор из-за повышенной раздражительности. При этом ей может казаться, что ее обижают и на нее нападают, но на самом деле проблема может заключаться совсем в другом. Например, у нее дома не все в порядке с мужем или со свекровью. Получая дома негативный заряд, она приносит его на службу.
Хроническое переутомление, вызванное бессонницей или избытком домашней работы, также приводит к тому, что у человека повышается раздражительность, и вот уже сотрудника не узнать - он начинает срываться на близких. Руководитель не может помочь в этом деле, но корпоративный психолог разберется и даст верные рекомендации.
Чем бы ни была вызвана повышенная раздражительность, в сочетании с низкой бытовой культурой сотрудницы, это приводит к несдержанному поведению. Культурный человек находит способ разрядиться, а плохо воспитанный «сбрасывает» гнев на того, кто оказывается рядом в течение восьми часов.
Чур, королевой буду я
Вторая проблема - борьба за лидерство - вполне вероятно, неосознанная.
Когда в компании появляется оппонент, довольно часто это значит, что началась борьба за первенство. Например, руководитель собрался на пенсию или явно метит на повышение. Иногда понятно, что он слабый начальник и не сегодня-завтра его отправят в отставку. Понятно, что его кресло скоро освободится. В коллективе выявляется один, а то и несколько претендентов, которые не прочь получить повышение. А случается также, что шеф - вполне сильная личность и компетентный работник - никуда не собирается уходить, но кому-то из его подчиненных очень хочется занять его место, и этот человек начинает «рыть». Ему нужен компромат на руководителя и подтверждение того, что тот - неумелый управленец, который не способен создать продуктивную и слаженную атмосферу. Не осмеливаясь критиковать непосредственного босса, претендент на кресло набрасывается на его подчиненных.
Иногда стремление к лидерству бывает не таким острым и направленным на то, чтобы занять первое место. Некоторым людям не хватает простора для деятельности. Им хочется стать «звездой» в своем коллективе. Они жаждут признания и достаточно неформального лидерства, а коллеги, как назло, наоборот, стараются осадить потенциального героя. И тогда возникает повод для личностного конфликта. Предлогом для него может быть любая производственная ошибка или даже разночтения в деловых бумагах, в понимании служебных обязанностей. А истинная причина в том, что непризнанный гений борется за признание его властителем дум. Встречая противодействие, он раздражается: «Ах не хотите, а кто вы такие?»
Человек, претендующий на звездное место и не получающий желаемого, готов бороться долго и упорно, используя свое служебное положение. И в этом основа многих производственных конфликтов.
Битва за справедливость
Третья проблема - нарушение интересов, которое возникает иногда по первым двум названным причинам - несдержанности или борьбе за лидерство в коллективе. Во время выяснения интересов начинаются интриги, раздоры.
Споры будут возникать постоянно, пока повод для них существует, по мнению их зачинщика. Дополнительные задания сверх положенного, неправильное распределение обязанностей, плохие условия труда все это может стать причиной того, что один из сотрудников будет постоянно «поднимать волну негатива».
Что делать?
Руководителю следует выяснить обстоятельства, в которых возникают споры.
Для того чтобы выяснить причины скандалов, вызовите скандалистку на беседу с глазу на глаз. Поговорите по душам. Выясните, нет ли у нее дома каких-то поводов для постоянной депрессии, например, плохих взаимоотношений с кем-то из близких или печальных событий. Возможно, она переносит свои проблемы из дома на работу. Если это так, прежде всего, нужно позволить ей выговориться и посочувствовать. Конечно, один подобный разговор не принесет покоя ее душе, но позволит смягчить обстановку.
Иногда мягкие успокаивающие средства помогают расслабиться. Созданная в коллективе обстановка понимания и разговор, в котором человек высказывает наболевшие проблемы, помогают ему обрести мир в душе, а вместе с ним и установить покой в отделе.
Посоветуйте отправиться в отпуск или, если по корпоративному распорядку ближайший трудовой отпуск ей полагается не скоро, порекомендуйте больше отдыхать дома.
Поинтересуйтесь ее здоровьем. Порекомендуйте пройти медицинское обследование. Возможно, невропатолог или даже терапевт выявит то, что не давало покоя раздражительному человеку, и даст нужное медицинское предписание.
Возможно, при разбирательстве выяснится, что дело не только в том, что работница стала более раздражительной из-за болезни или домашних неурядиц, а она также борется за главенство над другими работниками. В этом случае отдых не поможет и необходимо заставить ее вести себя в корпоративных рамках, исполняя должностную инструкцию и поменьше вмешиваться в дела других.
Потребуйте от нее, чтобы все свои замечания она делала в письменном виде. От этого ее пыл немного угаснет. Обычный корпоративный скандалист начинает бурную дискуссию на рабочем месте вовсе не для того, чтобы наладить организацию труда, а только для привлечения большого количества зрителей и активного выброса своих эмоций. Докладные записки такому человеку не по нраву.
Дайте спорщице сложное задание, которое будет больше занимать ее и потребует полной концентрации внимания. Иногда общественное поручение позволяет утихомирить такого человека, потому что он потратит силы, которые раньше нужны ему были для скандалов.
Так или иначе, какой бы ни была причина, важно в приказном порядке привести в норму корпоративную атмосферу. Даже если у нервной работницы есть более чем серьезный повод для переживаний и несдержанности, важно предупредить ее, что срывы могут повлечь неприятности на работе.
Важно обозначить наказание, которое она может понести за то, что мешает работать коллективу. Обязательно предупредить ее заранее о том, к чему приведет продолжение частых споров. Руководитель может сделать устное замечание и предупредить, что за частое выяснение отношений, мешающее работе, последует выговор или даже лишение премии.